Экономика

Криптофермеры облюбовали Ленобласть

Совладелец хлебобулочного производства ТД «Яркий мир» Михаил Квасников и бывший топ-менеджер московской Выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ) Алексей Королев вложат 1,5 млрд рублей в развитие майнинговых центров в России.


 

Несмотря на резкое падение курса биткоина за последний год и массовую распродажу россиянами оборудования для майнинга криптовалют, бывший директор хозяйственного управления ВДНХ Алексей Королев и совладелец хлебобулочного производства ТД «Яркий мир» Михаил Квасников намерены развивать производство криптовалют. Они создают в разных регионах России сеть из четырех криптоферм с объемом инвестиций около 400 млн рублей в каждую. Эксперты оценивают майнинговый бизнес как крайне рискованный: колебания курса криптовалют в течение года могут достигать 1000-2000%, а высокие тарифы на электричество, используемое для производства криптоденег, «съедают» львиную долю выручки.

 

Криптовалюта — это электронные деньги, которые производятся в интернете, где и хранятся в виртуальных кошельках. Материального аналога криптовалюты в виде бумажных купюр, металлических монет или иных видов денежных знаков не существует.

Процесс производства криптовалюты называется майнингом (от англ. Mining — добыча полезных ископаемых). Этим можно заниматься как на специальном оборудовании, так и на домашнем компьютере, установив специальную программу. Программа создает задачи, которые должен высчитать компьютер майнера, и за это ему выдаются виртуальные деньги.

Сейчас в мире существует более 1 тыс. видов виртуальных денег. Наиболее популярный из них — биткоин. Количество биткоинов ограничено, их может быть произведено только 21 млн штук. Биткоин придумал анонимный разработчик, называющий себя Сатоши Накамото. Майнинг начался в 2008 году, с тех пор произведено 80% биткоинов. По прогнозу до 2040 года выпуск их прекратится.

В РФ работает несколько сотен криптоферм.

 

Майнинг в аренду

Для реализации проекта Алексей Королев и Михаил Квасников создали фирму «КриптоЮниверс», которая уже открыла две майнинговых фермы в Иркутской области и ведет переговоры о площадке под майнинг в Московской области. В июле 2018 года «КриптоЮниверс» откроет также ферму в Ленинградской области. Для этого инвесторы в конце 2017-го купили землю и здание в индустриальном парке «Левобережный» в Киришском районе. Это было разрушенное здание бывшего биохимического завода площадью около 4 тыс. м2, которое Королев и Квасников реконструировали.

Королев и Квасников закупили оборудование для майнинга биткоинов и лайткоинов (6 тыс. аппаратов) у китайской фирмы BitMain, вложив в это 300 млн рублей. Общие затраты на создание фермы — 400 млн рублей. Других криптоденег ферма производить не будет, говорят инвесторы.

Ранее губернатор Ленобласти Александр Дрозденко предлагал бизнесменам, которые занимаются майнингом, обосноваться на высвобождающихся площадях сосновоборской ЛАЭС. По его словам, это уже обсуждалось с Росатомом. Однако в пресс-службе ЛАЭС сообщили, что никаких проектов с майнингом пока не предвидится.

По словам Алексея Королева, «КриптоЮниверс» сама не производит биткоинов, она сдает оборудование для майнинга сторонним арендаторам. Клиент подписывает договор аренды определенного числа аппаратов и в удаленном доступе отслеживает работу программы, получая криптовалюту на свой электронный кошелек. Ферма в Ленобласти рассчитана на 6 тыс. арендных мест, каждое можно арендовать за 5,3 тыс. рублей в месяц.

Клиент может также купить оборудование для майнинга у «КриптоЮниверс» (один аппарат стоит 27 тыс. рублей), в таком случае месячная аренда места обойдется ему в 4,1 тыс. рублей, рассказывает Алексей Королев. Один аппарат позволяет производить 0,3 биткоина в год. Оборудование можно купить как на самой ферме, так и в магазинах: они уже работают в Петербурге, Москве и Иркутске, до осени будут открыты в Новосибирске, Екатеринбурге и Краснодаре. «КриптоЮниверс» выполняет функции управляющей компании, обеспечивая снабжение аппаратов на ферме электричеством, исправность их работы, охрану и т.д.

 

Электрическая зависимость

В России обращение виртуальных денег законодательно не регулируется (законопроект «О цифровых финансовых активах» прошел первое чтение в мае 2018 года), и расплатиться криптовалютой за реальные товары невозможно. В других странах (США, Японии) на криптоденьги можно купить недвижимость, бытовую технику, автомобили и другие товары.

Курс биткоина очень изменчив: в январе 2017-го курс был $758 за 1 биткоин, к декабрю подскочил до $20 тыс. Сейчас биткоин стоит $5,88 тыс.

«Возможно, некоторые крупные игроки давят на курс и на этом дополнительно зарабатывают», — предполагает криптофермер из Иркутска Юрий Дромашко.

В этом году, разочарованные падением курса биткоина россияне принялись массово распродавать оборудование для майнинга криптовалют. По данным СМИ, на портале «Авито» число предложений о продаже выросло на 62% против показателей 2017 года и почти достигло 14 тыс. А спрос, наоборот, сократился на 34%.

Евгений Гордеев, основатель компании DeCenter, отмечает, что инвестиции в криптовалюту очень рискованны. Особенно для тех, кто не понимает, как устроен процесс майнинга и что такое криптовалюта — а таких подавляющее большинство. «Аренда оборудования без понимания тенденций на криптобиржах — это лотерея», — говорит он. По его мнению, нет смысла включаться в майнинг, если не можешь инвестировать в него больше $10 млн. «Все остальное — мелкий высоко рискованный бизнес. Непонятно, вырастет ли биткоин до $50 тыс. или упадет до $100», — поясняет Евгений Гордеев.

Средний срок окупаемости майнинговых проектов — 1-1,5 года, говорит Денис Богданов, руководитель «Bitrock - майнинг оборудование» (изготовление и продажа оборудования для майнинга.

Однако доходность майнинга зависит от стоимости электричества в регионе, добавляет Артем Гребенкин, руководитель продукта «Майнинг контейнер» (строит криптофермы в России). По данным региональных комитетов по тарифам, самая дешевая электроэнергия сегодня в Иркутской области — в среднем 1,01 рубля за кВт/ч. Для сравнения: в Ленинградской области — 3,88 рубля за кВт/ч, в Петербурге — 4,32 рубля, в Московской области — 5,04 рубля, в Москве — 5,38 рубля. При высоких тарифах срок окупаемости майнинговых проектов вырастает в разы, так как плата за электричество «съедает» большую часть выручки. Проект может и вовсе не окупиться. «В Иркутске майнинг может быть прибыльным, но в Москве и Подмосковье — нет», — считает Артем Гребенкин.

 

 

 

Антон Буков, ведущий разработчик блокчейн-платформы BitClave

У майнеров в России одни риски. Им нужна «крыша». Если ее нет, можно потерять не только прибыль, но и все оборудование. Майнинг будет доходным при курсе $2-3 тыс. за 1 биткоин. Если курс уйдет ниже, часть майнеров перестанут производить биткоины. Некоторые майнеры страхуют свои риски, перепродавая свои мощности для виртуального майнинга, причем требуют предоплату в валюте.

 

Александр Китченко, криптоинвестор и аналитик

Если говорить про крупные проекты, подобные тому, что реализуется в Ленобласти, то у них могут быть проблемы: рынок, скорее всего, будет падать, и некоторые проекты могут вылететь с него.

 

Роман Ткачук, старший аналитик «Альпари»

Не совсем понятен статус промышленного и облачного майнинга. На наш взгляд, частный майнинг не должен облагаться налогами. В противном случае заметная доля майнеров захочет остаться анонимной. Доказать, что человек занимается майнингом, не так просто. Фактически майнера можно вычислить лишь по высокому потреблению электроэнергии и интернет-трафика. Но если ферма в текущий момент выключена, то доказать, что она пять минут назад занималась майнингом, практически невозможно.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы