Политика

Кто пострадает из-за американских санкций?

«Закон о противодействии противникам Америки посредством санкций» вот-вот вступит в действие. О том, кто в России пострадает и не пострадает из-за американских санкций, рассказывает экономист Дмитрий Прокофьев.

 

«Куратор американского направления» МИД РФ заместитель министра Сергей Рябков называет этот закон «разрушением перспектив нормализации российско-американских отношений», результатом чего станет превращение США в «источник опасности». Но все-таки отождествлять Россию и хозяев российских государственных монополий будет не совсем корректно. Сам товарищ Сталин, на которого так полюбили молиться в Москве, учил отделять граждан от их правителей. Политики приходят и уходят, замечал вождь, а народ остается. Тем более, что санкции, о которых так сокрушается заместитель министра действительно практически ничем не угрожают российскому трудящемуся населению. Не угрожают они и экономике России. Почти не угрожают.

 

Только «американские лица»

Самое очевидное и «громкое» санкционное ограничение в сфере экономики – это ограничение кредитования и инвестирования в российские компании. Но, во первых, это касается компаний из короткого перечня отраслей. Минфин США сможет налагать ограничения на российские государственные компании, работающие в железнодорожном, металлургическом, горнодобывающем и нефтегазовом секторах. К частным компаниям это все не относится.

И главное – все ограничения на «бизнес с Россией» касаются только американских лиц и компаний (US persons and persons in the US). «Не американские лица», если захотят, могут финансировать российский бизнес, сколько хотят. Да и с «американскими лицами» не все так просто. Эти «лица» могут спокойно давать в долг компаниям из других отраслей, даже если они потом перекредитовывают санкционные компании. Более того, в законе предусмотрены специальные оговорки, для того, чтобы не задеть по-настоящему крупные интересы действительно больших игроков.

USA RF 4Чем Россия может ответить на санкции США?Так, установление «порога в 33% акционерного участия» для находящихся под санкциями российских энергетических компаний в международных энергетических проектах просто выводит из под санкций крупные проекты ExxonMobil и «Роснефти» в Азербайджане («Шах Дениз») и в России («Сахалин-1»). То есть действиям системообразующей российской нефтяной монополии никто мешать особенно не хочет.

Так же, как и никто не собирается подрывать экономическую модель взаимодействия европейских и российских покупателей – нефть в обмен на промышленные товары. Из-под действия санкций специально выведены морские грузоперевозки, чтобы не останавливать работу «Совкомфлота», транспортирующего нефть и нефтепродукты.

Да, санкции грозят тем, кто участвует в российских проектах глубоководной разведки и добычи нефти, а также в Арктике. Вот только добывать нефть в Арктике и на больших глубинах при цене в районе $50 за баррель может только не вполне адекватный персонаж. Конечно, для российских «специалистов по бюджету» ничего невозможного нет, за государственные деньги они готовы осваивать месторождения хоть на Луне, но можно надеяться, что американские санкции помешают процессу расхищения денег российских налогоплательщиков.

Впрочем, санкции могут и вовсе не вводиться, если для них есть все основания, но их введение «противоречит интересам США». Последнее аккуратно вписано во все параграфы законопроекта.

 

Деньги есть

Кстати, о деньгах. Вопреки расхожему представлению, российская экономика в этих деньгах не очень-то и нуждается, тем более в деньгах извне. За последние три года российский внешний долг сократился на $200 млрд и сейчас составляет около $530 млрд. Это всего на сто с лишним миллиардов больше, чем золотовалютные резервы ЦБ РФ.

Если «денег нет», то это у вас, а у российских государственных бизнесменов денег очень много. Если проанализировать реальный спрос на капитал, а не желание проинвестировать железную дорогу к новому стадиону в тайге, окажется, что никакое внешнее финансирование России не нужно. Данные Центробанка РФ однозначно свидетельствуют, что в стране продолжается стагнация, какие бы цифры не рисовал Росстат. С третьего квартала 2013 года по третий квартал 2016 года (более поздних данных ЦБ пока не предоставил) общий объем задолженности субъектов экономики перед банковской системой в России сократился с $1,17 трлн до $680 млрд. Никто не хочет новых больших проектов, и дело здесь не в санкциях, а в общем состоянии экономики.

Растет доля безнадежных потребительских кредитов, это правда, но здесь можно говорить о выборе самих россиян: низкие доходы граждан – обязательное условие обогащения государственных корпораций в условиях стагнации. Дешевле работник – меньше издержки. Экономика устроена так, что если нет конкуренции за труд и за качество этого труда, то нет и стимула платить за работу. Если граждане вместо зарплаты предпочитают телевизионные шоу, то проще заплатить телевизионщикам. И дешевле.

Здесь также необходимо сделать важное дополнение. Никакого критически важного бизнеса Америка с Россией совместно не ведет, и в отношениях с Россией американские компании заинтересованы незначительно. Объем торговли между двумя странами в 2016 году составил всего $20,2 млрд, американский экспорт в РФ не превышает $6 млрд.

Даже разрыв экономических отношений создаст большие проблемы важным российским экспортерам, таким, как «Русал», «ВСМПО-Ависма», «Техснабэкспорт», но почти не будет замечен в США.

 

Газовый интерес

Отдельно надо сказать об ограничениях в отношении строительства российских трубопроводов. Санкции в отношении «Северного потока – 2» также обставлены массой оговорок. С трубопроводами вообще особая история. Не все хотят понимать простую вещь – даже если российские компании выведут трубопроводы через границы, им понадобятся местные провайдеры для обслуживания этих самых трубопроводов. Однако в отношении всех, кто имеет отношение к «российской трубе», закон разрешает вводить санкции избирательно. Можно не вводить совсем, если это будет соответствовать интересам США и их союзников.

Пока же от поставок по существующим газо- и нефтепроводам из России европейские союзники США зависят почти так же, как сама Россия. Если в будущем зависимость уменьшится, и ЕС будет готов отказаться от этих поставок, тогда и санкции не понадобятся. Нужны ли России эти трубопроводы – тоже вопрос. С точки зрения бизнеса, нет. Вся история с трубопроводами затевалась для того, чтобы «обойти» украинскую газотранспортную систему и лишить Украину доходов от газового транзита. Ну, и обогатить российских строителей труб. Само по себе желание увеличить состояние нескольких государственников-миллиардеров вполне понятно, вот только какое оно имеет отношение к интересам страны?

На самом деле тревогу российской верхушки вызвал пункт закона, посвященный доходам этой самой верхушки.

 

Ничего личного

«Министр финансов по согласованию с Директором национальной разведки и Госсекретарем США не позднее 180 дней после принятия закона, а впоследствии ежегодно, должен предоставлять соответствующим комитетам Конгресса открытый «Доклад об олигархах и полугосударственных организациях Российской Федерации».

В нем должны быть представлены данные о ключевых политических фигурах России и олигархах; идентифицирован уровень их близости к политическому руководству; установлены масштабы их состояний и источники доходов; перечень их родственников, включая супругов, детей, родителей, их активы, включая инвестиции, бизнес-интересы, собственность, приносящую доходы; выявление зарубежных компаний, аффилированных с этими лицами.

Все эти сведения уже существуют в открытом доступе – читайте русскоязычную версию Forbes и журнал The New Times. Но одно дело – журналистское расследование, сколь угодно авторитетное, другое дело – «государственная бумага».

В переводе на человеческий язык Америка говорит российским чиновникам: «Парни, мы не имеем ничего лично против вас и вашего желания жить хорошо и богато. Мы рады и вашим деньгам, и вашим семьям, которые сорят миллионами в Париже, Лондоне и Нью-Йорке. Вы хотите править вечно – и это тоже понятно! Но если вы, для того чтобы править вечно, хотите устраивать для вашего народа виртуальную войну с Америкой и настоящую – с вашими соседями, – парни, здесь нам с вами не по пути!».

Применение санкций, однако, лишено категоричности – они могут быть отменены, даже если лица под санкциями всего лишь «совершают действия, ведущие к существенному сокращению запрещенной активности» и/или «гарантируют, что в будущем не будут сознательно вовлечены в запрещенную активность».

И «договориться с Трампом» отныне не получится. Главное новшество очередного «санкционного пакета» заключается в первую очередь в его «законодательном» характере. После того, как президент Трамп поставит на документе свою подпись, отменить санкции собственным указом он уже не сможет, «обратного хода» не будет. Согласно закону, для любого ослабления ограничений требуется пройти через процедуру согласования в Конгрессе.

 

Автор – экономист Дмитрий Прокофьев

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы