Экономика

Руанда, Польша и другие: экономики, с которых России стоит взять пример

За счёт чего страны выходят в рост? Кто-то раз и навсегда решает проблему коррупции, кто-то вкладывается в образование и в IT-технологии, а кто-то делает и то, и другое, и третье. О том, на чей опыт нам стоило бы обратить внимание, рассказывает экономист Дмитрий Прокофьев.

 

РУАНДА: «необыкновенная» Африка

 Ru 0

Согласно «Индексу процветания в Африке – 2016», выпущенному лондонским Legatum Institute, Руанда занимает первое место по темпам развития. За два десятилетия эта небольшая восточноафриканская страна с населением около 12 миллионов человек вышла в десятку лидеров по таким показателям, как образование, здравоохранение, качество государственного управления, безопасность и экономическое развитие. В Восточной Африке Руанда оказалась самым процветающим государством. И восьмым по качеству жизни на всем континенте: первые три места заняли ЮАР, Ботсвана и Марокко.

Это тем более удивительно, что в середине 1990-х годов Руанда пережила чудовищный геноцид. В ходе массовых репрессий, развязанных политическими наследниками руандийского «национального лидера» Хабиариманы, вооружённые отряды сторонников власти из племени хуту при поддержке армейских частей за три месяца истребили миллион человек, принадлежавших к народности тутси. Погибло три четверти всех руандийских тутси. От полного истребления они были спасены только благодаря тому, что в какой-то момент перешли к вооружённому сопротивлению. Случилось невероятное: разложившиеся армия и полиция Руанды не смогли отразить наступление отрядов оппозиции, и тутси заняли столицу. В 2000 году страну возглавил Пол Кагаме, герой руандийского Сопротивления.

Что было сделано? Кагаме никогда не скрывал, что вдохновляется примером Сингапура и его фактического создателя Ли Куан Ю. Новым руандийским властям удалось сломить коррупцию, просто либерализовав законодательство и ликвидировав множество бюрократических инстанций. Государственный аппарат был сильно сокращён, зарплаты чиновников теперь зависят от результатов их работы. Была проведена масштабная судебная реформа. Судьи первых инстанций, разбирающие подавляющее большинство дел, избираются жителями тех общин, в которых они работают.

Отдельным проектом стала реформа полиции, которую перестроили по «западным» образцам. Главным приоритетом была объявлена уличная безопасность людей. Руанда едва ли не самая безопасная страна в Африке для иностранных туристов. Туризм обеспечивает половину руандийского ВВП.

Кроме того, приоритетными отраслями экономики были названы услуги и высокие технологии. Для этого нужны образованные специалисты. Сегодня 97% девочек и 95% мальчиков в Руанде посещают начальную школу – беспрецедентный для Африки показатель. Почти во всех школах страны дети обеспечены персональными компьютерами. На образование в Руанде тратят шестую часть государственного бюджета. Есть и ещё одно обстоятельство, которое выделяет Руанду из общего ряда африканских стран, – это большое количество женщин в органах власти. По-другому и быть не могло – во время резни тутси в стране было уничтожено 20% всех мужчин. Поэтому сейчас в нижней палате руандийского парламента женщины занимают больше половины депутатских кресел, в Сенате – почти 40%. Кроме того, 90% некоммерческих организаций в стране возглавляются женщинами. Через эти организации распределяется 5% ВВП Руанды, НКО передано множество государственных функций.

Власти всячески поощряют предпринимательскую инициативу: по лёгкости регистрации предприятия Руанда находится на 37 месте, по лёгкости регистрации собственности – на 12, а по лёгкости получения кредитов – на втором месте в мире. В рейтинге Doing Business восточноафриканская страна стоит на 62 месте – сразу за Люксембургом

Справедливости ради скажем, что Руанда – далеко не демократия в её обычном понимании. Кагаме правит страной почти 20 лет, регулярно выигрывая выборы с традиционными для африканского диктатора 90% поддержки. Есть, правда, одно обстоятельство: оппоненты Кагаме постоянно упрекают его в проамериканской политике, излишнем экономическом либерализме и забвении африканских традиций, но никогда – в стяжательстве и личном обогащении.

 

ПОЛЬША: сельскохозяйственная держава

 Pol 0

Ещё в 2002 году маленькая Польша экспортировала примерно столько же продовольствия, сколько и огромная Россия, – на сумму около $3 млрд. За 10 лет польский аграрный экспорт обогнал импорт и вырос почти в семь раз – до $19,5 млрд в 2012 году. Тучные нулевые с их дождём нефтедолларов почему-то мало помогли российским аграриям. Хотя российский агорэкспорт за те же десять лет вырос до $16,6 млрд, он оказался в 2,5 раза меньше импорта, уступив польскому финансовому результату почти 10%.

Четверть века назад, после краха плановой экономики, и российское, и польское сельское хозяйство находились в похожем кризисе. Но Польша с тех пор стала одним из крупнейших в мире агроэкспортёров. Хотя площадь всей Польши, включая Мазурские болота, Карпатские горы и Балтийское взморье, для сельского хозяйства непригодные, примерно равна общей площади Ростовской области, Краснодарского края и Ставрополья, экспортируют еды поляки всё равно больше. Как это получилось?

В 2004 году Польша полностью открыла свою экономику, включая аграрный сектор, для Евросоюза, получив свободный доступ к рынкам европейских стран. Польские фермеры оказались очень конкурентоспособны: в продовольственной торговле у Польши положительное сальдо с большинством стран ЕС – с Германией, Францией, Голландией, Чехией, странами Прибалтики и другими государствами.

Разумеется, значительную роль сыграли и субсидии Евросоюза. Если в 2004 году ЕС выделил для Польши полтора миллиарда евро, то в 2013 году – уже больше пяти миллиардов. Но дело не только в этих суммах.

На пике нефтяных цен в 2012 году российские власти пообещали выделить агросектору 50 миллиардов евро бюджетных средств на протяжении восьми лет. Европейские субсидии совсем небольшие по российским меркам, но главная разница в том, что они идут «прямо в руки» польским фермерам. Для двух третей агрохозяйств в Польше эти субсидии составляют всего 1250 евро в год, но они попадают «точно по адресу». На прямые субсидии расходуется половина европейской помощи, остальные деньги идут на повышение квалификации фермеров, внедрение новых сортов и повышение эффективности хозяйств.

К слову, польский успех попытались повторить в Болгарии и в Румынии. Однако после проверки расходов на предмет их целевого использования финансовый кран для румын и болгар тут же закрылся.

 

МЕКСИКА: не по пути России

Mex 2

Экономика Мексики, как и России, была построена вокруг нефтяного экспорта. Формирование фундаментальной зависимости страны от нефтедобычи началось в 1970-х годах, когда было открыто гигантское месторождение Кантарель. В 1980-е годы это месторождение называли «спасителем страны». На его нефть возлагали большие надежды даже в США, где добыча нефти начала снижаться в 1980-х. Мексика, с её ресурсами, стала стратегически важным поставщиком углеводородов, не входящим в картель ОПЕК. Резкое увеличение экспорта нефти в среднем на 19% в год с 1977-го по 1981 год привело к среднему росту мексиканского ВВП на 9% в год в тот же период.

Однако нефтяной дождь не привёл к реальному развитию экономики. Можно сказать, что мексиканские власти не просто растранжирили нефтяные доходы – это ещё полбеды – они сделали это крайне «неэффективно». Длительный период низких цен на нефть привёл не только к гиперинфляции и краху государственной нефтяной корпорации PEMEX, но и к смене системы политического представительства. В итоге Мексика стала полноценной либеральной демократией. С многопартийной системой, реальными выборами, регулярной передачей власти, свободными СМИ и соблюдением запрета на переизбрание. Вдобавок к этому Мексика смогла стать поставщиком промышленных товаров для США, предложив квалифицированную рабочую силу в обмен на инвестиции и новые технологии.

Сейчас доля Мексики в американском импорте составляет около 15%. На американском рынке она потеснила таких конкурентов, как Япония и Канада. После 2010 года доля Мексики на рынке импорта США росла при одновременном сокращении доли Китая. Рост произошёл главным образом за счёт экспорта электроники, телекоммуникационной и транспортной техники. Сейчас на Мексику приходится пятая часть совокупного американского импорта автомобилей и автомобильных запчастей, она является вторым по значению иностранным поставщиком после Канады.

Успех был обусловлен двумя факторами. Во-первых, логистическими преимуществами  – отсутствием затрат на морскую транспортировку, что наиболее актуально для объёмных и тяжёлых товаров. Во-вторых, постепенным удорожанием труда в Китае, что сделало мексиканские товары более конкурентоспособными.

В 2000-х годах Мексике удалось достичь макроэкономической стабилизации, полностью взять под контроль инфляцию, сократить дефицит бюджета.

Но, к сожалению, Мексика не стала от этого развитой страной. Это по-прежнему некомфортная для жизни страна, с высокими уровнями преступности, коррупции и имущественного неравенства. Экономический рост и хорошая монетарная политика не гарантируют социального процветания – однако без них ситуация была бы ещё хуже.

 

СИНГАПУР: лучший из всех

Sin 0

Сингапур занимает первые места во множестве деловых рейтингов, это третий мировой финансовый центр после Нью-Йорка и Лондона. Сингапур также занимает третье место в мире по переработке и продаже нефти и нефтепродуктов и одновременно признан одной из самых чистых стран мира. Однако полвека назад будущий успех был не так очевиден.

Основатель современного Сингапура принимал под управление бедный, проблемный и уязвимый город. У Ли Куан Ю не было ни ядерных боеголовок, ни производственных комплексов, ни цистерн с нефтью. В Сингапуре не было даже питьевой воды: её импортировали из Малайзии.

Но у Сингапура были и преимущества – исключительно удачное для международной торговли географическое положение и хорошо образованная англоговорящая элита, ориентировавшаяся в качестве образца на бывшую британскую метрополию. Да и во главе государства оказался человек, зацикленный на борьбе с воровством общественных денег. Не то чтобы Ли Куан Ю был принципиальным бессеребренником. Просто он рассудил, что можно создать систему мотиваций для чиновников, которая позволит привлечь на государственную службу вменяемых людей, готовых ограничить свои притязания сотнями тысяч и даже миллионами гарантированных долларов, – вместо миллиардов, присвоенных незаконно в рамках чиновничьих полномочий.

Поэтому полномочия чиновников свели к минимуму, а защиту интересов собственника – к максимуму. По версии фонда Heritage, на протяжении многих лет подряд Сингапур является второй самой свободной экономикой мира после Гонконга (в 2015 году он имел 89,4 балла из 100 возможных с отставанием от Гонконга всего на 0,2 балла).

Споры между крупными «хозяйствующими субъектами» решались не в Сингапуре, а в Лондоне – для успокоения международных инвесторов. Власть в Сингапуре оказалась отделённой от собственности не на словах, а на деле и была вынуждена играть по честным правилам.

Заодно Ли Куан Ю буквально заставил сингапурских китайцев выучить английский язык как родной и отправлял лучших студентов учиться в Оксфорд и Гарвард. По Индексу человеческого развития ООН, страна входит в десятку первых в мире (Россия находится в шестом десятке). По данным ОЭСР, школы Сингапура являются вторыми в мире по качеству образования.

«Мы не хотим воевать ни с кем, – говорил Ли Куан Ю. – Но мы способны заставить агрессора заплатить очень высокую цену». Маленькая, но вооружённая до зубов армия Сингапура была сформирована под руководством израильских инструкторов, по образу и подобию Армии Обороны Израиля.

Сегодня по подушевому ВВП Сингапур входит в пятёрку мировых лидеров, пропуская вперед такие специфические финансовые центры, как Люксембург и Катар. Также входит в «мировую десятку» по размеру накопленных золотовалютных резервов.

Экономические успехи Сингапура отразились и на благосостоянии граждан, и на общей мощи государства. Сингапурцы в среднем богаты – однако огромен и разрыв между богатыми и бедными, почти как в России, где он, без преувеличения, колоссален. И эту проблему Сингапур пока не решил.

 

АВСТРАЛИЯ: сырьевой придаток – ничего страшного

Av 1

История знает несколько удачных примеров, когда колонии – сырьевые придатки развитых стран – буквально за 100 лет сами смогли стать развитыми странами.

Австралия имеет громадные и дешёвые (в смысле разработки) сырьевые ресурсы. Крупнейшие на земном шаре запасы урана (30%), по его добыче и экспорту уступает только Канаде. У неё второе место в мире, после Южной Африки, по добыче золота и запасам бокситов. Четвёртое место – по залежам марганца, пятое место – по запасам железной руды и шестое – по её экспорту. Шестое место – по запасам каменного угля, который является ведущей статьёй экспорта австралийцев.

В общей сложности 80% австралийского экспорта – это сырьё. А именно: 70% экспорта – природные ископаемые, главное место среди которых занимают уголь и железная руда. Ещё около 10% – сельскохозяйственное сырьё: пшеница, баранина и шерсть, сахар, ананасы, вина, фрукты, говядина и так далее.

Самое интересное, что под сельскохозяйственные нужды используется только 6,5% территории страны, но благодаря высокой эффективности сельское хозяйство является основой национального богатства Австралии. Несмотря на засушливый климат, страна делит вторые-третьи места с Канадой по поставкам зерна, занимает первое место в мире по поголовью овец. Австралия вывозит почти половину произведённого мяса, сливочного масла, сыра, сахара и муки. Благодаря своему высокому качеству, все эти продукты пользуются большим спросом на мировом рынке.

Ещё в 2009 году страна была признана второй из 170 стран по индексу человеческого развития и шестой по качеству жизни, по оценке журнала Economist. Рекордное число австралийских городов входит в десятку наиболее комфортных для проживания городов мира: Мельбурн периодически занимает первое место, Сидней, Перт и Аделаида находятся по соседству.

Почему у австралийцев получилось? Потому что они «импортировали» из метрополии все основные институты – от судебной системы до распределения баланса власти среди её трех ветвей. В обеих мировых войнах австралийцы бесстрашно сражались на стороне метрополии, однако в мирное время имеют совсем маленькую армию: их безопасность обеспечивают полтора десятка военных баз США на континенте и соседних островах.

Деньги, заработанные на продаже сырья, австралийцы направили на развитие человеческого капитала и инновации. Австралия находится в лидерах по расходам на IT-технологии: в процентах от ВВП (7% ВВП, что больше суммарных расходов на сельское хозяйство и добывающую промышленность) и по числу компьютеров на тысячу человек населения страна занимает 2-е место в мире после США.

Важная для Австралии статья дохода – экспорт образования. Стоимость обучения в местных университетах, которых около 40, на 30–40% ниже, чем в США или Европе, а качество сопоставимо. В 2008 году доход от образования в ВВП страны превысил доходы от туризма. Ежегодно в Австралии учится около полумиллиона иностранных студентов.

История Австралии доказывает, что сырьевое «прошлое и настоящее» – это конкурентное преимущество, которое, однако, требует инвестиций в человеческий капитал для своего развития.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы