Экономика

Эксперт: Беларуси пора слезть с российской нефтяной иглы

На фоне нефтяного конфликта с Россией Беларусь совершает много резких движений. Одно из них – отзыв белорусских представителей по ЕАЭС. О том, могут ли белорусы покинуть евразийское пространство, что сейчас происходит с экономикой Беларуси и почему она так зависит от России, рассказал в интервью ПРОВЭД эксперт Высшей школы экономики по российско-белорусским отношениям Дмитрий Болкунец.

 

oil B 8

– В начале февраля СМИ стали писать о возможном выходе Беларуси из состава ЕАЭС. Источники, близкие к белорусскому руководству, назвали это глупостью. Тем не менее, 3 февраля Александр Лукашенко пригрозил отозвать белорусских представителей из таможенных органов ЕАЭС. Но тут же заявил, что выход Беларуси из ЕАЭС - полный вымысел. На ваш взгляд, может Беларусь выйти из Евразийского союза?

– Может. Только, я думаю, что ни одно здравомыслящее правительство Беларуси не пойдёт на такие шаги, потому что это приведёт к закрытию рынка, прежде всего, Российской Федерации. У республики будут совсем другие условия для работы, что сильно скажется на экономической ситуации в стране.

Евразийский союз без Беларуси будет прекрасно себя чувствовать, никакой катастрофы не произойдёт. Выход Беларуси в первую очередь подкосит национальную экономику республики и будет иметь серьёзные социальные последствия для действующего правительства.

Беларуси эта интеграция выгодна, несмотря на заявления белорусских чиновников о том, что ЕАЭС принёс им одни лишь убытки. Если бы Беларусь не была участником евразийского интеграционного образования, проблемы в белорусской экономике были бы намного серьёзней.

– А какую выгоду белорусы получают от членства в ЕАЭС?

– Во-первых, в рамках ЕАЭС население Беларуси имеет возможность свободно трудоустраиваться на рынке России, Казахстана и других стран-участниц союза. Наибольшим конкурентным преимуществом по средней зарплате обладает РФ, поэтому граждане Беларуси стремятся уехать работать прежде всего в Россию.

Во-вторых, в рамках ЕАЭС предусмотрена свобода передвижения товаров и услуг. Очевидно, что это даёт преимущества: Беларусь может свободно поставлять свою продукцию на рынки ЕАЭС.

Ключевым рынком сбыта для белорусов является РФ. Если мы отбросим все нефтепродукты, которые Беларусь получает из российской нефти и экспортирует на рынки Европейского союза, то увидим, что около 80% оставшихся товаров и услуг идут на российский рынок.

У Беларуси здесь гигантский потенциал для роста. Сейчас коммуникация выстраивается в основном между Беларусью и Россией или Казахстаном и Россией, но нет тесной кооперации, например, между Беларусью и Арменией, Беларусью и Кыргызстаном, Беларусью и Казахстаном. Эти связи можно развивать.

Есть хорошие перспективы на рынке финансовых услуг. Если стороны примут решение об обмене данными по кредитным историям, то граждане стран-участниц смогут получать кредиты на территории ЕАЭС вне зависимости от проживания. То есть белорусским гражданам будут доступны кредитные ресурсы других стран. Аналогичные разработки идут на рынке страховых услуг.

– А выгодно ли России членство Беларуси в ЕАЭС?

– Конечно. Россия получает определённые преимущества от членства Беларуси в ЕАЭС, так же, как и от членства других стран. И я бы не мерил это только деньгами. В такой кооперации Россия как крупнейший игрок на мировом рынке получает союзников на постсоветском пространстве.

Что касается экономической выгоды, то российские производители рассчитывали на то, что смогут свободно выйти на рынок Беларуси со своими товарами, но, к сожалению, пока что этого не произошло.

В Беларуси есть устное поручение главы государства, согласно которому 90% товаров в белорусских магазинах должны быть отечественными. Таким образом, на долю импортных товаров приходится всего 10%. Это, безусловно, противоречит логике свободного рынка ЕАЭС.

– Я правильно понимаю, экспорт из России немножко сдерживается?

– Да, сдерживается, искусственными методами. Если посмотреть статистику сбыта российских товаров на белорусский рынок, то в основном доминируют нефть и газ, поскольку Беларусь не имеет своих энергетических ресурсов. Но если посмотреть на товары, которые производит сама Беларусь, например, комбайны, то мы увидим, что российские комбайны на белорусском рынке практически не представлены. А в некоторые годы таких поставок вообще не было. В то время как белорусские производители имеют возможность продавать свои комбайны на российском рынке.

– Понятно, что Беларусь не спешит покидать ЕАЭС, так как интеграция выгодна. Но в связи с чем тогда были отозваны белорусские эксперты по ЕАЭС – это совершено на фоне конфликта из-за цен на нефть?

– Да. Цены на нефть – это сейчас ключевая проблема между странами, и её, безусловно, надо решать.

На мой взгляд, проблема заключается в белорусской экономике: она очень зависима от российских энергоресурсов, особенно от нефти. Российская нефть поступает в Беларусь беспошлинно, белорусы перерабатывают её и уже готовые нефтепродукты продают в Европу – это им даёт около 40% всего экспорта. Это существенная доля пополнения белорусского бюджета, и Беларусь не готова лишиться этого лакомого кусочка.

Если бы за 25 лет независимости Беларусь смогла изменить структуру своей экономики и уйти от такой катастрофической зависимости от российского рынка и российской нефти, мы бы не имели этих проблем при переговорах по энергоресурсам. Но, к сожалению, белорусское правительство ничего не сделало, получая на протяжении нескольких десятков лет самую дешёвую нефть и газ на европейском континенте. Деньги попросту проели.

Если сравнить со среднерыночными ценами на энергоресурсы для европейских стран, Беларусь ежегодно экономила от 5 до 8 миллиардов долларов на российской нефти и газе.

– Почему белорусы не идут на уступки при переговорах? В экономике Беларуси сейчас всё так же плохо, как в России?

– В Беларуси дела ещё хуже, чем в России. Российская экономика уже почти преодолела спад, начался подъём, особенно в некоторых отраслях (например, в сельском хозяйстве) и отдельных регионах (к примеру, на Дальнем Востоке). В Беларуси падение продолжается. Ситуацию усугубляет отсутствие  внешних инвесторов и безработица.

Но эти проблемы решаемы. Правительство Беларуси должно провести преобразования, причём, не только в экономике, но и в судебной системе, чтобы инвесторы могли чувствовать себя уверенно.

– Какова сейчас доля Беларуси в ЕАЭС?

– Если смотреть по ВВП, то доля Беларуси – около 3-4% от ВВП всех стран-участниц ЕАЭС. Тогда как доля РФ – 85-86%, остальное приходится на Казахстан и Армению, в меньше степени – на Кыргызстан. Если смотреть по населению, то доля Беларуси – 5%, у России – 80%, у Казахстана – около 10%, далее идут Армения и Кыргызстан.

– Какие перспективы у ЕАЭС? Вне зависимости от того, останется Беларусь в составе или нет.

– Сегодня ЕАЭС является перспективным интеграционным образованием, которое позволяет странам-участницам найти свои ниши на глобальном рынке. Уже есть успешные примеры: Вьетнам заключил соглашение о свободной зоне торговли с ЕАЭС, ведут переговоры Индия, Египет, Израиль и другие страны, в том числе европейские.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы