Таможня

Главное - не бояться!

Российский обыватель ошибочно считает, что национальное достояние – это труба. И что все, кто сидит на трубе (газ и нефть), все - по определению олигархи. Все совсем не так, хотя бы потому, что ни ГАЗПРОМ, ни та же, например РОСНЕФТЬ, не могут напрямую управлять стоимостью. Как торги на бирже пойдут, такая цена и будет, как на нефть, так и на акции. Но есть в России один национальный ресурс, перед которым все биржи и трубы нефтегазового комплекса России меркнут – это ФТС, с главным своим продуктом – таможенной стоимостью.

Таможенная стоимость – это, так сказать, наше российское, таможенное и бюджетное ВСЁ! Причем,  «ВСЁ» во всех проявлениях: финансовом, административном, управленческом и т.п… ФТС говорит «бюджет», подразумевает – «таможенная стоимость», говорит «таможенная стоимость», подразумевает – «бюджет», говорит «бюджет и таможенная стоимость», подразумевает – «план» и тут без вариантов.

Понимая, что и первого абзаца достаточно для обвинения в измене Родине, подрыве экономической стабильности, пропаганде контрабанды и т.д., поясняю, что целиком и полностью уверен в необходимости контроля таможенной стоимости. В данном случае ключевое слово - контроль. Но при этом, целиком и полностью не разделяю фактические меры и действия таможенной службы по контролю таможенной стоимости, которые к контролю не имеют никакого отношения, а по сути являются формированием таможенной стоимости, в данном случае ключевая фраза – формирование стоимости.

Справка:

Контролировать - Осуществлять контроль.

Контроль (фр. contrôle, от contrerôle — список, ведущийся в двух экземплярах, от лат. contra - против и rotulus - свиток) — одна из основных функций системы управления. Контроль осуществляется на основе наблюдения за поведением управляемой системы с целью обеспечения оптимального функционирования последней (измерение достигнутых результатов и соотнесение их с ожидаемыми результатами). На основе данных контроля осуществляется адаптация системы, то есть принятие оптимизирующих управленческих решений.

Формирова́тьПридавать чему-либо определенную форму, какой-либо вид. Придавать законченность, определенность чему-либо.

На каком этапе развития таможенного администрирования в части «контроля таможенной стоимости» произошла подмена понятий «контроль стоимости» на «формирование стоимости», сейчас уже, наверное, не скажет никто. Да уже и не важно. Наделил законодатель таможню правом контролировать, значит, имеет право. Контролирует таможня предписанные ей направления, тоже вроде все в рамках прав, делегированных законодателем. Но что же не так? Почему практически каждая третья декларация на товары попадает под корректировку таможенной стоимости и почему суды завалены исками несогласных с такой корректировкой таможенной стоимости?

ФТС сетует на то, что сложилась печальная ситуация с судебной практикой по оспариванию КТС в основном в двух регионах (по таможенному - в двух региональных управлениях), в Дальневосточном особенно, и в Северо-Западном, но тоже очень сильно не в пользу таможни. Но это и два самых сильных и мощных в части товаропотоков региона.

Налоги, сборы, пошлины перечислять  в бюджет необходимо, с этим никто не спорит. Более того, перечислять необходимо своевременно и в полном объеме, тоже неоспоримый факт. Но есть принципиальная разница в понимании словосочетания «полный объем», и вот тут как раз и кроется классовый конфликт интересов. Таможня оценивает «полный объем», исходя из годового планового задания, а бизнес исходит, или пытается исходить из налогооблагаемой базы, стоимости товара и понесенных расходов. Да и природа российского бизнеса пока устроена так: зачем платить там, где можно не платить. Не потому, что он такой плохой и социально неориентированный, а как раз наоборот, потому что ему, бизнесу, приходится кроме своих вопросов и задач решать задачи и вопросы, которые должно решать государство в лице уполномоченных государственных органов, на деньги, которые, собственно, бизнес и перечисляет в бюджет в виде налогов, в том числе и на эти цели.

Видимо, поэтому идеология Системы управления рисками (СУР) в части «возможного занижения таможенной стоимости» существует исключительно и только в виде стоимостных профилей рисков, то есть рекомендованных таможней ценовых уровней (стоимостных показателей). Вот и получает импортер выбор: либо оформляешься по цене, определенной ФТС, либо стоишь и ждешь, зреешь, несешь убытки и вот, через такое комплексное воспитание приходишь к пониманию, что налоги надо платить не с цены сделки, а со стоимости, определенной ФТС. А там уже гори оно синим пламенем, вся конкуренция, особые условия, скидки и т.п., все, на чем, собственно, и должен строиться нормальный внешнеторговый бизнес. А для особо строптивых есть особые приемы воспитания. Не хочешь оформляться по ценам ФТС, очень умный, знаешь свои права, да еще и имеешь полный пакет документов, подтверждающий заявленную стоимость? Да не вопрос, методика Полиграфа Шарикова, «в очередь сукины дети, в очередь», любого в чувство приведет. Самый надежный и простой таможенный прием: выставить декларанту требование на уплату обеспечения, как правило, в раз пять, а лучше десять, выше реальной стоимости товара. Вот пусть теперь декларант подумает, кто самый умный на границе…

Сегодня стоимостными профилями риска покрыто более 70% номенклатуры ТН ВЭД ТС, осталось чуть-чуть и будет покрыта вся номенклатура. К чему это приведет? Хорошего точно ничего не получится. Провалилась идея (предпринимательская инициатива) по поддержке и развитию российского экспорта. Идет процесс монополизации товарных направлений по некоторым группам, который приведет, скорее всего, к определенному товарному монополизму, резкому снижению конкуренции и качества поставляемых товаров, к росту цен. Ничего хорошего для экономики России существующее таможенное формирование стоимости не даст.

Была надежда, что обновленный УРиОК  приведет идеологию СУР в соответствие с Киотской конвенций  и профили рисков будут ориентированы на недопущение и пресечение возможных нарушений таможенных правил, а не будет примитивно администрировать таможенную стоимость. Шкуркина  уже полгода как нет в таможенной системе, но дело его продолжает жить и процветать. Хоть и не хочется расставаться с надеждой на положительные системные изменения, но время способно искоренить любой оптимизм…

Рейтинг «Доит бизнес».

Как показало время, таможня особо не ориентирована на участника ВЭД, и даже самых строптивых таможня не боится, так, максимум огорчается, а огорченный таможенник будет пострашнее, чем брошенная курсистка…

Считаю, что сегодня говорить об улучшении инвестиционного климата, и всех различных, как бы предпринимательских инициативах по улучшению инвестиционного климата, - это как в сотый раз рассказывать старый несмешной и глупый анекдот. Хотя бы потому, что оптимизируй, совершенствуй, предлагай, но в основе деятельности таможни, стояло и стоит – наполнение доходной части бюджета. И пока это «наполнение», как базовый принцип деятельности таможни будет стоять во главе таможенного администрирования, говорить о совершенствовании, упрощении и оптимизации  можно только в части, не касаемо таможенной стоимости и сбора денег в бюджет, а по другим вопросам, все более или менее и так оптимизированно и упрощенно.

Вот и мечется российская таможня по просторам Таможенного союза в поисках ресурсов и резервов для выполнения планового задания.

Очередной жертвой таких поисков стала  интернет-торговля. Выиграет что-то таможня от такого «резкого снижения беспошлинного порога»? Максимум, это получит высокий процент нелюбви и недовольства среди российских граждан. Выиграет что-то отечественный производитель? Даже если не вникать, кто такой отечественный производитель, можно уже сегодня предположить, что ничего не выиграет, а наоборот, скорее всего, получит серьезный рост серого импорта. Выиграет отечественная интернет-торговля? Тоже нет, скорее всего, проблемы отечественной интернет-торговли обострятся, и она не сможет конкурировать с серым импортом. Кто все же сможет получить преимущества, наверное, только потребитель, который теперь будет стараться по максимуму приобретать товары, находясь заграницей, который будет искать альтернативные схемы доставки и получения необходимых ему товаров без участия таможни. К этому стремится правительство, такое администрирование интернет-торговлей оно считает правильным?

Ну, и напоследок. Снижая беспошлинный порог, правительство России влияет только и исключительно на граждан России, вот так незамысловато пытаясь сделать российских граждан счастливыми, через обострения бед и проблем этих самых граждан.

На сайте ЦБ РФ есть замечательная статистика (ниже представлена в таблицах):

Всего по странам

(Перечисления из России)

c I квартала 2012 г. по IV квартал 2013 г.

Куда уходят деньги из России?ПРОВЭД

Страны дальнего зарубежья
c I квартала 2012 г. по IV квартал 2013 г.
(Перечисления из России)

Куда уходят деньги из России? ПРОВЭД, рис.2

Страны СНГ (Перечисления из России)

c I квартала 2012 г. по IV квартал 2013 г.

Куда уходят деньги из России? ПРОВЭД, рис.3

Выводы делать вам, но мне не дает покоя один вопрос: почему российское правительство в интересах наполнения бюджета решило ужать только граждан России (это чуть более 50% трансграничных операций и около 35% всех трансграничных операций и денежных переводов из России физическими лицами), но абсолютно оставляет без внимания трансграничные операции из России в страны СНГ, которые мало что имеют общего с интернет-торговлей, и денежные переводы в страны СНГ, которые точно не могут иметь никакого отношения к интернет-торговле и гражданам России? Далее можно порассуждать о национальной безопасности, о противодействии терроризму, но сумма в квартал около 8 млрд. долларов интернет-торговли российских граждан беспокоит Правительство, Министерство финансов, Министерство экономического развития, ФТС, а 14 млрд. долларов в квартал, выводимых мигрантами и не только, ни Правительство, ни Министерство финансов, ни Министерство экономического развития, ни ФТС, не беспокоят… 

Не логичная такая математика беспокойства…

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы