Экономика

Интернет-торговля "сыграла в ящик"?

Скорее всего, это неминуемо произойдет, если чиновники разного уровня не задумаются о том, как сделать интернет-торговлю действительно выгодной и гражданам страны, и её бюджету, если те, кто будет принимать ответственные решения, приложат к процессу не только "политическую волю", а еще и  "государственное мышление", если ФТС, АКИТ и прочие перестанут манипулировать массовым сознанием россиян и пытаться подтасовывать факты, "подставляя" президента  и подталкивая его на заведомо непопулярные меры и инициативы, которые, к тому же,  имеют большие шансы провалиться...А что еще хуже, вызвать смех... Этого виновникам ни один президент простить не сможет... 

Всё бы ничего, но этого ничего - слишком много.

Играют в преферанс коммерсант и два чиновника. Коммерсант заказал восьмерную и остается без одной.

- Позвольте! Господа! Как же так? - недоумевает коммерсант, - У меня же было восемь козырей!!!

- Расклад, батенька, расклад, - утешают его чиновники.

Ничего не напоминает? Попробуйте внимательно посмотреть на текущую ситуацию с интернет-торговлей, не на всю, а только ее отдельную часть – трансграничную.

История суеты

В сторону интернет-торговли чиновники камни кидают последние лет пять стабильно. Но в 2013 году, видимо, все же решили перейти к решительным действиям  и пошли в атаку, чтобы в 2014 году победить «это зло», спасти промышленность России…. Так они аргументируют свое недовольство трансграничной интернет-торговлей.

С середины лета  ФТС начала активно озвучивать идею «обуздания трансграничной интернет-торговли». Каким образом ФТС планирует ее «обуздать»? Тут гадать нечего, все очень просто, арсенал традиционный – запретить или отобрать, и поделить. Видимо, активность ФТС, подкрепленная таможенной статистикой, или не таможенной, или даже не статистикой, а просто цифрами, как бы подтверждающими катастрофические потери бюджета и отдельных отраслей отечественной промышленности от трансграничной интернет-торговли, возымела действие. Весь год просто говорили, а по осени понеслось.

Активно проявил свою позицию Минпромторг. Замминистра предложил ввести ограничительные меры и в очередной раз активировал борьбу с челноками для того, чтобы «торговцы не провозили под видом личных вещей товары на перепродажу».  Вроде, казалось бы, где челноки, а где трансграничная интернет-торговля? Может, и не очень далеко друг от друга, но точно не рядом и точно это не одно и то же. Вопрос в том, что и у челноков, и у трансграничной интернет-торговли есть общий знаменатель – товары для личного пользования. Идею замминистра тут же поддержал Российский союз предпринимателей текстильной и легкой промышленности, есть такой, который как-то подсчитал, что годовой объем незаконного ввоза и производства товаров легпрома в стране достигает 1 трлн. рублей. Правда, не уточнил, сколько же из этого 1 трлн. – незаконный ввоз в рамках трансграничной интернет-торговли товаров для личного пользования.

С каждым днем идея «обуздания» интернет-торговли все больше и больше, похоже, начинает нравиться ФТС. Тут же и.о. начальника Московской таможни Александр Дуров в октябре, заявляет: "Мы затрачиваем силы и средства, неадекватные конечному экономическому эффекту. Поэтому сейчас обсуждается предложение по введению пошлин, которые будут уплачивать покупатели". Чиновник  сослался при этом на то, что сейчас идет общественное обсуждение возможности введения спецпошлины, размер которой может составить от 1 до 10%, в зависимости от результатов обсуждения. По информации А. Дурова, объем посылок, прошедших через Московскую таможню, превысил 7 млн. отправлений. Средняя стоимость каждой посылки составила 400 евро. Таким образом, таможенник посчитал объем интернет-торговли, с которым имеет дело только Московская таможня: более 2,8 млрд. евро, и введение 10% пошлины с каждой посылки от интернет-магазина должно принести в федеральный бюджет до 28 млн. евро. А далее  не надо обладать знаниями высшей математики, чтобы посчитать, что введение 20% пошлины уже должно принести в бюджет 56 млн. евро, а если все 100%, то вообще бюджет России может пополниться 2,8 млрд. долларами, а если тысяча процентов, то тут вообще получаются просто сумасшедшие деньги. Попробуй тут поспорь с таможенной математикой.

В ноябре, на коллегии ФТС в Санкт-Петербурге руководитель ФТС Андрей Бельянинов в своем докладе очень подробно, с цифрами останавливается на интернет-торговле: «Суммарный оборот интернет-магазинов в России в 2012 году превысил 350 млрд. рублей. Около 80% всех МПО, поступающих в Россию, содержит товары, приобретенные в рамках интернет-торговли.  Сопоставление таможенной стоимости товаров, оформленных по реестрам экспресс-грузов (5,55 млрд. руб.), с таможенной стоимостью товаров, оформленных по пассажирским таможенным декларациям таможенными представителями (1,46 млрд. руб.) и физическими лицами – получателями товаров (0,07 млрд. руб.), указывает на признаки таких негативных явлений, как расконсолидация товарных партий и уход от уплаты таможенных платежей». Вот такой шикарный вывод про «расконсолидацию товарных партий».

Казалось бы, где интернет-торговля, а где экспресс-перевозки, где экспресс-перевозки, а где физические лица? Тоже  далеко не одно и то же, но и у них тоже есть один общий знаменатель – товары для личного пользования. ФТС просто озвучила те данные, которые у нее есть, а других просто нет.

Итоговый проект «приговора интернет-торговле» озвучил Президент Путин в Послании Федеральному Собранию. "Знаю, что по инициативе фискальных органов правительство готовит предложения по упорядочиванию интернет-торговли". Депутаты тоже не остались в стороне и развили посыл президента….Зампред ГД Сергей Железняк: «Владимир Путин в четверг предложил финансировать строительство жилищной инфраструктуры за счет налогообложения интернет-торговли. Тот факт, что наши предложения по выведению из тени этой важнейшей составляющей интернет-бизнеса и защиты национальных интернет-компаний получили поддержку президента, является еще одним подтверждением его решимости структурно менять российскую экономику. Наведение порядка в сфере налогообложения интернет-торговли позволит получить существенные дополнительные средства для финансирования инженерной инфраструктуры. Ни пошлина, ни НДС, ни налог на прибыль с таких товаров не взимается. Таким образом, интернет-магазины, действующие в иностранных юрисдикциях, получают неоспоримое конкурентное преимущество, отечественная  же интернет-коммерция обрекается на вымирание, а государство теряет тысячи рабочих мест и миллиарды потенциальных налоговых поступлений".

Всё, можно сказать – «Бинго», трансграничная интернет-торговля сыграла и, похоже, сыграла в ящик.

Люди хотят хорошей жизни, а им всё время устраивают весёлую.

Получается, что со слов чиновников и депутатов трансграничная интернет-торговля в нынешнем виде - зло. Чиновники и депутаты не разделяют интернет-торговлю  внутреннюю и трансграничную, товары для личного пользования и экспресс-перевозки, приграничную торговлю и челноков, но при этом  зло почему-то только трансграничная интернет-торговля и с этой проблемой они намерены бороться самым решительным образом. И ведь неважно, что никто:  ни ассоциации, выступающие за снижение беспошлинного барьера, ни чиновники, отрабатывающие указания президента, ни таможенники, осуществлявшие контроль перемещения товаров, не обладают данными, достаточно близкими к реальному положению дел в трансграничной интернет-торговле и именно в части приобретения товаров для личного пользования.

В итоге,  в общей массе суеты по «обузданию» интернет-торговли,  смешалось и смешали все и вся, но в части «выведения из тени, введение фискальной нагрузки, упорядочивания и т.п.» интернет-торговли, пришли к одному - снизить беспошлинный порог и обложить данью  только трансграничную интернет-торговлю.  То есть -  возможность граждан России приобретать товары в магазинах за рубежом. Странного в этом ничего ни для кого не оказалось - ни в такой  единодушной активной  имитации исполнения указаний президента,  ни  в том, что первичным и основным инициатором обуздания трансграничной интернет-торговли  выступила АКИТ (Ассоциация  компаний интернет-торговли), компании-члены которой сами ничего не производят, а торгуют иностранными товарами,   привозимыми  из-за рубежа,  и далеко не всегда прозрачными и белыми маршрутами….

 Если же взять калькулятор  (мы ниже сделали такой анализ)  и сравнить цены в зарубежных интернет-магазинах и отечественных, то очень сложно обосновать посылы АКИТ про уплату налогов, миллиардные пополнения бюджета, тысячные рабочие места… Основная причина беспокойства АКИТ - резкий, по словам ее представителей, более чем 100% рост интернет-торговли. Древнее правило работает и в этом вопросе: чтобы в ложь поверили, она должна быть чудовищной.

Навязывание чувства вины

Чем же так виновата трансграничная интернет-торговля? И для кого она так опасна? Вопросы непростые. У кого какие фобии, такие  он и нашел в трансграничной интернет-торговле. АКИТ, самый активный инициатор «обуздания», обеспокоен резким ростом интернет-торговли, по всей видимости, трансграничной -  тут страхи понятны и объяснимы, проще же создать сложные условия для покупок товаров в интернет-магазинах за границей, чем создать свои конкурентные преимущества. Опять же встанет вопрос  о качестве, которое пока отечественные интернет-магазины не стремятся сделать своим коньком, надежности и своевременности доставки. Снижение беспошлинного порога, по мнению АКИТ, должно искусственно повысить привлекательность отечественных интернет-магазинов. Очень неоднозначный посыл к такой попытке административного решения конкурентоспособности и я очень сомневаюсь, что отечественные интернет-магазины выиграют от снижения беспошлинного порога.

Еще есть бизнес-объединение, которое озабоченно потоком контрафакта, контрабанды и наркотрафика в рамках трансграничной интернет-торговли. Не стану упоминать это объединение, потому как такие заявления могут быть восприняты как явный поклёп на ФСКН, МВД и ГУБК -  «вот, мол,  господа правоохранители, оказывается,  такое творится в трансграничной интернет-торговле, а вы всего этого безобразия и не видите». Мне думается, что ФСКН, ФТС и МВД вполне обоснованно могут затребовать у представителей этой ассоциации данные, которыми ассоциация, видимо,  располагает о контрабанде, контрафакте и наркотрафике, в противном случае было бы неплохо извиниться перед этими ведомствами.

Остались еще чиновники - вот тут вроде бы и есть некий смысл фобий интернет-торговли. Во-первых, президент сказал, и тут фантазировать нечего, надо идти и исполнять, правда, не понятно, что и как, но исполнять надо. Чиновник не виноват в том, что кто-то ввел президента в заблуждение, рассказав или написав о скрытом колоссальном финансовом потенциале в трансграничной интернет-торговле, а вот где он этот потенциал и как его найти, и задействовать, никто не знает…  Даже инициаторы «обуздания»….

В одном есть логика, интернет-торговля должна быть понятна, контролируема, а отечественная - еще и фискально прозрачна. Платить налоги - святая обязанность каждого предпринимателя, вот только при чем же здесь приобретение гражданами в зарубежных интернет-магазинах товаров для личного пользования? Хотя,  даже и в этом случае  можно сделать выгодным для покупателя платить налоги в бюджет России.

«В очередь сукины дети, в очередь…»

Объяснимы возмущения и недовольства трансграничной интернет-торговлей представителей текстильной и легкой промышленности: защита рынка, продвижение своей продукции, импортозамещение, в конце концов. Можно даже понять логику чиновников: бюджет-налоги, налоги-бюджет, и делай, что хочешь, но налоги собери. Да и президент в своем послании Федеральному собранию предложил обеспечить необходимый уровень финансирования жилищной сферы за счет налогообложения интернет-торговли, при этом президент не сказал о снижении беспошлинного порога, а скорее всего, имелось в виду, что отечественную интернет-торговлю пора уже привести в соответствие с законодательством.

Не получается найти объяснения инициативе АКИТ, члены которой сами ничего не производят, а,  в основном,  торгуют иностранными товарами, но при этом рассчитывают на защиту собственных интересов со стороны государства….  При этом следует отметить, что все иностранные интернет-магазины платят налоги в полном объеме в своей стране (налоговые ставки которых сопоставимы с налоговыми ставками, установленными на территории РФ, а при отправке товара в Россию возмещают часть налогов, на которые и вправе рассчитывать бюджет России). Так, может быть,  АКИТу стоит начать с другой инициативы и предложить правительству уравнять  или сделать максимально приближенной  интернет-торговлю в РФ в налогообложении с розницей? Раз такой бурный рост интернет-торговли, то должен быть и бурный рост прибыли, а соответственно, и рост поступлений от налогов. И справедливо, и бюджету приятно. А уже потом оценивать трансграничную интернет-торговлю, и если понадобится, и если будет актуально, снижать беспошлинный порог.

Простое сравнение. (Исследование ПРОВЭД)

«РГ» и «Ведомости» уже приводили данные по стоимости зимних ботинок TIMBERLAND, но у нас получились немного другие данные, а выводы делать вам…

Российский интернет-магазин                               - 11 965 рублей

net-torg-1

 botinok

Российский интернет-магазин                                - 5 500 рублей.

net-torg-2
 botinok

Фирменный интернет-магазин TIMBERLAND, США - $155,

(по курсу ЦБ 28.12 - 32,6282р)-5 057 рублей

 net-torg-3

 
 botinok

       eBay (США) - 3 793 рублей

net-torg-4

 botinok

Фирменный магазин TIMBERLAND, ТЦ Галерея.– 10 980 рублей

net-torg-5

 botinok

Таможенные показатели: стоимостные показатели,  определенные профилями рисков (ПР) ФТС, то есть по практике ниже такого уровня таможня не оформляет товар - $50 за пару, и «проходят таможню» ботинки TIMBERLAND, то есть оформляются на таможенных постах (данные базы ФТС) по $50 за пару, (по курсу ЦБ 28.12 - 32,6282р)                                     - 1 631 рубль

При таможенной стоимости $50, платежи составляют порядка 500 рублей за пару(!), ФТС есть над чем задуматься, прежде чем рассуждать об уровне беспошлинного порога.

 botinok

Аналогичная ситуация и  с такой  любимой ФТС APPLE. Возьмем, к примеру,  IPhone 5s. Кроме того, что официально продажи очередной модели IPhone в России начинаются, как правило, через месяц после начала официальных продаж в США, а гражданам России хочется пользоваться новинками не меньше, чем американцам или европейцам, с ценами тоже не все так однозначно.

Официальный сайт МТС                                                      – 29 900 рублей

telefon-1

 1-iphone-5s

Официальный сайт Билайн                                                 – 29 900 рублей

telefon-2

 1-iphone-5s

Новогодняя акция Билайн                                                 – 24 900 рублей

telefon-3

 1-iphone-5s

Интернет-магазин в Санкт-Петербурге                            – 25 5600 рублей

telefon-4

 1-iphone-5s

   еВаy – 20 543 рублей

telefon-5

 1-iphone-5s

  ВаyRu  – 21 285 рублей

 telefon-6

 1-iphone-5s

         Амазон – 23 099 рублей

telefon-7

 1-iphone-5s

Таможенные показатели:

IPhone 5S «проходят таможню», то есть оформляются на таможенных постах (данные базы ФТС) по $686 за штуку, (по курсу ЦБ 28.12 - 32,6282р) - 22 383 рубля

При таможенной стоимости $686, (пошлина 0%, уплачивается только НДС – 18%) платежи составляют порядка 4050 рублей за штуку(!), то есть после таможни телефон должен стоить с учетом доставки не менее 28000 рублей, при этом в магазинах (официальных) телефон стоит не более 29900 рублей, остается только порадоваться за торговые издержки торговцев электроникой и бытовой техникой, а также налогообложение таких торговых операций. Или может, завозятся телефоны не по $686? ФТС, есть над чем задуматься, прежде чем рассуждать о необходимости снижения уровня беспошлинного порога.

 1-iphone-5s

«Шоб ви так жили, как прибедняетесь!»

Получается, что у официальных торговцев ботинками TIMBERLAND, при стоимости на таможне не более 2000 рублей, а при продажной стоимости порядка 10 000 рублей либо издержки колоссальные (от 300%), либо сверхприбыль, а раз сверхприбыль, то должны быть и сверхналоги.

У официальных продавцов телефонами на налоги (!) и все остальные издержки остается не более 2000 рублей с аппарата и поэтому они не могут конкурировать с трансграничной интернет-торговлей. Шикарный вывод. Доставка США – Россия  одного аппарата (для частных покупателей) в среднем стоит около $80, (по курсу ЦБ 28.12 - 32,6282р) 2 610 рублей, то есть, если приобрести аппарат на  еВаy, то в Москве с доставкой  он обойдется покупателю не менее 23 000 рублей, и то если повезет, а если на Амазоне, то и все 25 700 рублей, что получается дороже, чем предлагают российские интернет-магазины, у которых стоимость товара уже с доставкой в Россию ниже. В таком случае вполне объяснимо и логично выступление АКИТ в части снижения беспошлинного порога.

Господин Президент, Вам  врут, и врут по традиции цинично, нагло и беспардонно. Вместо того, чтобы наводить порядок в российской интернет-торговле, делать ее прозрачной и фискально контролируемой, вместо того, чтобы внедрять стандарты качества для торговых предприятий и механизмы защиты прав потребителей, вместо того, чтобы платить внутренние налоги с торговли (в данном случае с перепродажи иностранных товаров), вместо того, чтобы обелять рынок интернет-торговли  и формировать импортозамещение товарами отечественного производства, инициаторы снижения беспошлинного порога, в духе времени вводят в заблуждение правительство, Минфин, Минэкономразвития и, наверное, даже ФТС, рассказывая о страшном зле - трансграничной интернет-торговле. Господин Президент, они самым наглым образом пытаются «завести рака за камень», делают все,  что угодно, лишь бы отвести внимание, в том числе и Ваше, от текущих и действительно серьезных проблем российской интернет-торговли.

«Сейчас начнется та стадия, когда нужно сосредоточиться и постараться не сдохнуть».

Предположить алгоритм дальнейших действий несложно. Хотя бы потому, что арсенал реализации таких процессов понятен и не меняется последние лет десять. И даже можно спрогнозировать последствия, с очень высокой долей вероятности.

Судя по тому, как единодушно уже высказались представители всех министерств и ведомств, имеющие отношение к внешней торговле и, в частности, к трансграничной, практическая реализация снижения беспошлинного порога  начнется в новом году уже к весне. Возможно даже, будет имитация торга, на каком уровне остановиться: на 100 Евро или аж на 150, чтобы не вызвать на себя праведный гнев потребителей. Не исключено, что постараются вовлечь в процесс и партнеров по Таможенному союзу, но с высокой долей вероятности правила перемещения товаров для личного пользования пересмотрят. Ну и, так как, по данным АКИТ, более чем у 70% покупок чек не более 100 Евро, то особого ничего не произойдет, хотя и непонятно, зачем понижать беспошлинный порог, если 2/3 покупок и так стоят именно столько, до какого уровня хотят опустить порог. С тем, что ничего особо не изменится, согласиться в принципе можно. Потому что  серые схемы поставок товаров  как работали, так и будут работать, контрафакт  как шел, так и будет идти, за малым, наверное, исключением -  непрозрачности и неконтролируемости  интернет-торговли станет больше и все это будет контролироваться уже конкретными компаниями, или даже всего одной компанией.

Сегодня у ФТС нет какой-либо мало-мальски эффективной, хотя бы ручной системы контроля и учета перемещения физическими лицами товаров для личного пользования, а про автоматический учет и контроль пока и мечтать не приходится. Так, может быть, ФТС стоит для начала создать, внедрить и, желательно для всего Таможенного Союза, запустить автоматизированную систему контроля, учета и оформления товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами в рамках трансграничной интернет-торговли? А уже затем пробовать оценить и рассчитать приемлемые уровни беспошлинной торговли. А если еще в этот процесс вовлечь иностранные интернет-магазины, и привязать их льготы по налогообложению при отправке товара в другую страну (возмещение налогов, тот же taxFree) к необходимости уплаты налогов в России (ТС), и если этот процесс тоже сделать автоматизированным,  то к  радости покупателей, продавцов, фискальных и контролирующих органов прибавится и гордость за цивилизованный вид торговли,  за прогрессивные технологии, за прозрачный и контролируемый процесс. А там, глядишь,  и отечественные интернет-магазины начнут работать над качеством своих услуг, над надежностью и скоростью доставки, начнут привлекать отечественного потребителя не административными методами ограничений, а качеством и скоростью, пусть, может, даже и немного дороже, чем предлагают иностранные интернет-магазины, и потянется к ним клиент. Ну а пока, по всей видимости, стоит готовиться к росту контрафакта, некачественных товаров, к росту цен на товары, к низкому качеству услуг, серым схемам доставки товаров из зарубежных интернет-магазинов…

Кстати:

ПРОВЭД разместил свой экспресс-опрос по проблеме совершенствования  интернет-торговли в России, в ответах на который выявилась такая тенденция - подавляющее большинство (68,6%)  голосует за то, чтобы поменять во власти самих инициаторов подобных изменений, еще 29,1% респондентов против внесения изменений, их устраивает существующее положение дел.... 

Кроме того:

На сайте российской общественной инициативы открыто голосование против введения дополнительных налогов на покупки в иностранных интернет-магазинах, а также против снижения таможенного лимита в 1000 евро на покупки товаров для личных нужд (ПРОВЭД писал об этом). На сегодняшнее утро за инициативу проголосовало чуть более 29000 человек. Напомним, что для того, чтобы инициативу простых граждан рассмотрели на федеральном уровне, необходимо набрать 100000 подписей. Есть и те, кто проголосовал против инициативы своих соотечественников - это сделал 331 человек....

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы