Экономика

«Хруничев» отбрасывает персонал

Ракетостроительный центр имени Хруничева, принадлежащий госкорпорации «Роскосмос», почти втрое сокращает штат в Москве и Омске и распродает активы. На спасение предприятия от банкротства государство выделило 65 млрд рублей, но это не помогло.


 

Крупнейшее ракетостроительное предприятие «Роскосмоса» — АО «ГКНПЦ имени Хруничева» — распродает производственные площади и избавляется от сотрудников. Так, в Москве уведомления о сокращении получили уже около 1 тыс. ракетостроителей, сообщают профактивисты. В планах спасения предприятия, получившего в 2017 году убыток 23,16 млрд рублей против прибыли 1,8 млрд в 2016-м, — уменьшение штата московской площадки с нынешних 4256 человек до 1691 к 2025 году. Гендиректор ГКНПЦ Алексей Варочко объясняет оптимизацию переносом производства в Омск, на НПО «Полет» (входит в состав центра имени Хруничева). Но в Омске происходит то же самое: рабочих сокращают, земли и здания распродают.

 

СПРАВКА

АО «ГКНПЦ имени Хруничева» (бывшее ФГУП, акционировано в конце 2017-го) — единственный в РФ разработчик и изготовитель ракет-носителей семейств «Протон-М», «Ангара» и разгонных блоков «Бриз-М». К 2014 году ГКНПЦ оказался на грани банкротства: его убытки достигли 11,9 млрд рублей, долги перед поставщиками — 14,7 млрд рублей.

В 2014-2017 годах ГКНПЦ получил в виде государственных субсидий, а также кредитов и займов от госбанков и «Роскосмоса» 65,1 млрд рублей на улучшение финансового состояния. Но, по данным СМИ, этих денег предприятию все равно не хватит. Поэтому планируется продать принадлежащие ГКНПЦ 110 га из 140 га, расположенные в промзоне в Москве рядом с Филевским парком, а также московский ДК имени Горбунова (знаменитая «Горбушка») и часть активов в Омске. В 2018-2019 годах завод освободит 217 производственных корпусов. По расчетам экспертов, за эту недвижимость и землю можно выручить не менее 50 млрд рублей.

 

Космические проблемы

Серьезные проблему у центра имени Хруничева начались 8 лет назад. В 2010-2015 годах «Протоны» потерпели череду аварий, вину за которые возложили на производителя. Самое громкое крушение случилось в 2013-м: «Протон-М» с тремя спутниками ГЛОНАСС взорвался в воздухе при взлете с Байконура. Причиной катастрофы объявили неправильную установку датчиков угловых скоростей. Правда, сотрудники ГКНПЦ не доверяют этой версии. «Датчик вкручивается в специальное гнездо, вкрутить его вверх ногами невозможно. Грохались только ракеты, принадлежащие российской стороне, а те, которые летали с экспортными спутниками, почему-то не падали», — передает сомнения рабочих профактивист Александр Зимбовский.

Однако у контролирующих органов свое видение ситуации: по результатам прокурорских проверок центра имени Хруничева, которые выявили многочисленные нарушения, было возбуждено 8 уголовных дел по фактам мошенничества, присвоения и растраты имущества, злоупотребления полномочиями, подделки документов. Фигуранты уголовных дел — бывшие руководители ГКНПЦ Владимир Нестеров и Александр Селиверстов.

В мае 2018-го «Роскосмос» отсудил у ГКНПЦ 3,2 млрд рублей компенсации за некачественную сборку ракеты, а в конце июня глава госкорпорации Дмитрий Рогозин объявил, что «Протон-М» снимут с конвейера и ГКНПЦ перейдет на выпуск ракет семейства «Ангара». Строить «Ангару» планируют на омской площадке ГКНПЦ — НПО «Полет». Завершить создание этой сверхтяжелой ракеты предстоит к 2028 году.

 

«Идет ползучий демонтаж»

Решение стало неожиданным: еще в мае ГКНПЦ заявлял о планах по расширению линейки «Протонов». Для работников в Москве новость прозвучала как похоронный звон. Многие из них уверены, что НПЦ банкротят намеренно, чтобы воспользоваться недвижимостью предприятия, расположенной в престижных районах столицы. В качестве косвенного подтверждения своей версии рабочие напоминают о том, что московская мэрия уже обсуждает с ГКНПЦ варианты выкупа части территории возле Филевского парка, чтобы построить там микрорайон для переселения жителей из сносимых хрущевок.

«Идет ползучий демонтаж производства. Люди рассказывают, что новые дорогие станки режут на металлолом», — говорит Александр Зимбовский.

Рабочие решили протестовать и 5 июля планировали собрались на площади перед проходной, чтобы обсудить судьбу предприятия. Но полиция пресекла сходку, объявив ее несанкционированным митингом: на время проведения Чемпионата мира по футболу массовые протестные мероприятия запрещены. «Полицейские пригрозили задержать нас именем Чемпионата. В итоге народ так и не успел собраться ввиду занятия плацдарма превосходящими силами противника», — рассказывает Зимбовский.

 

Промышленное расказачивание

В «Роскосмосе полагают, что перенос производства в Сибирь удешевит выпуск ракеты. Глава научно-технического совета «Роскосмоса» Юрий Коптев ранее сообщал в СМИ, что в разработку «Ангары» уже вложено 110 млрд рублей, а стоит одна ракета этого семейства как два «Протона». Перенос производства в Омск удешевит выпуск ракеты, считают в «Роскосмосе».

Работники ГКНПЦ сомневаются в этом: зарплата в Омске не намного меньше, чем в Москве, где в последнее время средняя зарплата сотрудников составляет 30 тыс. рублей в месяц, в Омске — 25 тыс. Плюс на сибирском предприятии больше брака, говорит Зимбовский, а значит, эффективность работы НПО «Полет» куда ниже столичных предприятий центра имени Хруничева.

Как следует из годовой отчетности ГКНПЦ, резкое ухудшение финансовых показателей в 2017 году предприятие связывает с сокращением гособоронзаказа на 60% и рынка коммерческих пусковых услуг на 30%. И пока увеличение финансирования в этой части не запланировано. Так что даже после того, как завершится спецоперация по спасению ГКНПЦ, рассчитывать на существенное улучшение ситуации предприятию не приходится.

«Когда-то рабочие оборонных предприятий, таких как «Хруничев», были своего рода «промышленным казачеством». У них были неплохие условия труда, много привилегий, куча различных доплат. Но они сидели на сдельной системе оплаты труда, поэтому, когда исчезли заказы, зарплаты сильно упали», — говорит Дмитрий Кожнев, эксперт профсоюза «Новопроф».

О переносе серийного производства «Ангары» в Омск говорили неоднократно, но каждый раз перенос откладывали. В итоге официальная дата переноса смещена с первоначального 2016 года на 2021 год. При этом в Омске тоже сокращают рабочие места и распродают землю.

«Плавные сокращения на «Полете» идут уже три-четыре года. Постепенно снижают расценки, пенсионеров стимулируют уходить. Крупнейшую из двух производственных площадок в Омске закрывают. На ней концентрировалось предварительное производство: комплектующие, литье, металлургические цеха. Раньше на «Полете» было производство полного цикла. Теперь будет что-то вроде отверточной сборки, а освободившуюся территорию отдадут под застройку», — говорит профсоюзный организатор МПРА, ведущий работу на НПО «Полет». По слухам, циркулирующим на заводе, в ближайшее время под сокращение может попасть до четверти персонала.

В «Роскосмосе» и центре имени Хруничева ПРОВЭДу не прокомментировали ситуацию.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы