Экономика

Русские на астероидах: вопреки законам природы

В апреле 2018 года чиновники роcсийского МИДа возьмутся за защиту «суверенитета астероидов». Как сообщает официальный релиз, вместе с чиновниками из Роскосмоса дипломаты разработали проект международной договоренности об обязательной реализации «Договора по космосу».

 


Суверенные астероиды

Суть предложения заключается в том, чтобы запретить компаниям из США и Люксембурга добывать на других планетах полезные ископаемые. Такое разрешение бизнесмены этих стран уже получили от своих правительств.

В то же время статья 2 «Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела» («Договор по космосу»), указывает что «космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами». Вот российский МИД и предложит сделать требование о невозможности присвоения полезных ископаемых в космосе обязательным для всех стран.

Правда, и США, и Люксембург разрешили предпринимателям добывать  ресурсы и присваивать их, не провозглашая права собственности на сам космический объект, например, территорию Луны. Тем более что никто не может сказать, в какой форме будет вестись добыча полезных ресурсов на астероидах.

Но лиха беда начало. Заседание юридического комитета ООН по космосу в Вене, запланированное на апрель следующего года, – самая подходящая площадка для того, чтобы разоблачить коварные планы империалистов, пытающихся эксплуатировать несметные природные богатства астероидного пояса. Следующей инициативой, очевидно, будет устройство на Луне таможенных постов и организация вещания канала «Марс тудей».

Можно, конечно посмеяться над начальниками из Роскосмоса, неспособными обеспечить запуск ракеты для вывода спутника на околоземную орбиту и одновременно планирующими отстаивать суверенитет астероидов. Но если без шуток? На самом деле добыча всяких полезных штук на далеких планетах – обязательный элемент ненаучной фантастики, а война за эти полезные штуки – пружина сюжета историй о боевом крейсере «Галактика» и всяких «звездных войнах».

 

Вопреки законам природы

Все так, скажут ученые, но на пути к освоению безграничных ресурсов карликовых планет есть одно препятствие. Дело в том, что эффективность ракет с «химическими» двигателями, на которых мы летаем в космос, имеет предел. И к этому пределу мы подошли вплотную. Даже для того, чтобы «забросить» килограмм полезного груза на низкую орбиту, надо потратить порядка $10000 (если мы полетим на «Протоне» и он не упадет в океан), около $14000 на «Ариане» и порядка $8000 при полете на «Фальконе-9» Илона Маска.

Полетим выше – будет дороже. Коммерческая стоимость доставки грузов на геопереходную орбиту для российских ракет колеблется в интервале от $21000 до $27000 за килограмм, следует из открытых источников.

Полет до пояса астероидов, очевидно, обойдется еще дороже. В миллиардов тридцать долларов, как половина Олимпиады в Сочи, если лететь самой экономичной ракетой и не включать в стоимость расходы на аппарат Роскосмоса.

 

Золото, никель и нефть

Но вот мы все-таки прилетели! Добытый ценный груз нам надо будет вернуть на Землю, а для этого нам потребуется специальный космический самолет (как «Шаттл»). «Многоразовая» ракета Илона Маска пока нуждается в доработке. Но в любом случае, много груза мы не привезем. Тот же «Шаттл» поднимал всего пятнадцать тонн. А стоимость его запуска, в то время когда он эксплуатировался, достигала $500 миллионов. А вот что такое мы должны привезти из космоса, чтобы предприятие окупилось? Может быть, золото?

Увы, актуальная цена тонны золота составляет сейчас порядка $34 млн. Даже если мы найдем золотой астероид, отщипнем от него часть и доставим на Землю, выяснится, что это золото намного дешевле купить на Лондонской бирже. Кстати, подскажут астрономы, известные нам «металлические» астероиды вовсе не золотые, а железно-никелевые. Никель дешевле золота в тысячу раз.

Хорошо, упрутся чиновники, а если на астероидах отыщется какой-нибудь удивительный минерал или элемент вроде философского камня или топлива для межзвездных полетов. Не отыщется, скажут физики и химики, с точки зрения современной науки, таблица Менделеева едина для всех планет. И, предваряя вопросы, добавят: ни один металл, который мы сможем отыскать «на пыльных тропинках» далеких планет, в ближайшее столетие на Земле не закончится. И нефти в космосе тоже нет, если вы не знали.

 

Гарантированный экономический эффект

А есть ли вообще какой-то экономический эффект от космических полетов? Разумеется, телекоммуникационные и прочие спутники Земли, это «чисто бизнес», но, опять же, ориентированный на земные потребительские ценности и «привязанный» к нашей планете.

Ну а так, чтобы сделать экономически эффективным космический полет сам по себе? Коммерческий эффект можно отыскать даже в полете Юрия Гагарина. Только надо посмотреть на последствия этого полета под другим углом зрения. Стоимость полета первого космонавта неизвестна, но, по различным экспертным оценкам, можно принять сумму в $200 миллионов.

Теперь сделаем шаг в сторону. Существует популярный метод оценки PR-активности – так называемый Advertising Cost Equivalent (ACE), который используется при оценке эффективности услуг PR-агентств. Метод очень прост и нагляден. Как вычисляется АСЕ? Собирается весь объем материалов, появившихся в СМИ в результате направленных PR-действий. И подсчитывается, в какую сумму обошелся бы выкуп аналогичных рекламных площадей в тех же журналах и газетах в соответствующее время.

В 1961 году мировой рынок рекламы в СМИ составлял примерно $10 млрд. То есть ежедневные расходы на рекламу достигали $30 млн.

На следующий день после полета «космонавта номер один» все газеты мира напечатали на первой полосе фразу «Русские в космосе!». Медийная истерия продолжалась несколько недель (как минимум до полета Алана Шепарда 5 мая 1961 года, когда начали писать уже про американского астронавта), так что с точки зрения PR-активности проект «человек на орбите» окупился дней за десять.

Сегодня объем мирового рынка медиарекламы (Global Advertising Market) приближается к отметке $550 млрд. Если чиновники из Роскосмоса сядут в свою ракету и улетят к астероидам, то заставки на всех телеканалах и баннеры в интернете со словами «Russian’s Mars» будут гарантированы.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы