Экономика

Правительство вернет промышленникам половину инвестиций

Правительство РФ расширит действие специальных инвестиционных контрактов (СПИК), по которым государство предоставляет господдержку промышленникам в обмен на инвестиции в производство. Государство обещает компенсировать 50% затрат компании на модернизацию производства и вдвое расширить перечень отраслей, для которых будут действовать СПИК. Однако бизнесмены скептически оценивают этот механизм: выгоды от спецконтрактов не очевидны, а риск получить взыскания от государства за невыполнение условий контракта — очень велик.


 

Механизм СПИК был введен в 2015 году для стимулирования развития перерабатывающих отраслей промышленности: автопрома, сельскохозяйственного и нефтегазового машиностроения, станкостроения и фармацевтики. Государство предоставляет налоговую и административную поддержку инвесторам, если они вложат не менее 750 млрд рублей собственных или заемных денег в создание, модернизацию или расширение производства продукции. Например, инвесторам могут обнулить ставку налога на прибыль, а также они могут претендовать на получение статуса единственного поставщика в рамках государственных закупок.

 

Бонусы за уникальность

В обновленном варианте программы, который поступит на утверждение Правительства РФ в ближайшее время, инвестиционный порог увеличен до 1 млрд рублей. Но это должны быть только собственные средства компании. Государство при этом будет компенсировать до половины капитальных затрат. Преференции предлагается предоставить производителям, чья продукция не имеет аналогов в России или ее экспорт приносит не менее 15% выручки предприятия.

После принятия поправок механизм будет использоваться в проектах по строительству, добыче полезных ископаемых (за исключением сырой нефти и природного газа), обрабатывающих производствах (кроме производства табака, алкоголя и жидкого топлива) и в сельском хозяйстве.

О том, чтобы расширить действие специального инвестиционного механизма в кабмине заговорили в конце 2017 года. Но министры не могли договориться о конкретных параметрах этого расширения, а весной 2018 года Максим Орешкин (на фото на переднем плане), глава Минэкономразвития, предлагал вовсе отказаться от этой идеи. Он опасался, что расширение действия СПИК предоставит чрезмерные льготы их пользователям, а это нанесет ущерб остальным участникам рынка. Возможности бюджетной помощи ограничены, и если увеличить ее по механизму СПИК, то придется ограничивать поддержку бизнеса по другим направлениям, предположил Орешкин.

Как пишут «Ведомости», на совещаниях с участием заместителя председателя правительства Дмитрия Козака (курирует работу Министерства экономического развития) и первого зампреда Антона Силуанова (одновременно занимает должность министра финансов) стороны сняли большинство противоречий, касавшихся расширения действия СПИК.

Однако до сих пор остались не решенными некоторые вопросы. Например, Минфин считает, что СПИК нужно без конкурса, а Дмитрий Козак убежден, что конкурс — обязательная процедура. Это противоречие члены кабмина обещают урегулировать.

 

Сомнительные преференции 

Хотя формально механизм СПИК действует почти три года, пока заключено чуть больше десятка таких контрактов. Так, в октябре 2017 года его подписала биофармацевтическая компания AstraZeneca. Она вложит более 1 млрд рублей в модернизацию своего предприятия в Калуге для производства лекарственных препаратов для лечения сердечно-сосудистых, онкологических и других заболеваний. В июне того же года ПАО «Татнефть» подписало СПИК о строительстве производственного комплекса, которое будет выпускать оборудование для эксплуатации, обслуживания и ремонта объектов трубопроводного транспорта и нефтяной промышленности. Инвестиции — 2,9 млрд рублей. Германская WILO SE в рамках СПИК расширит свой подмосковный завод, выпускающий энергосберегающие насосы.

Бизнесмены говорят, что путь к заключению СПИК слишком забюрократизирован, а выгоды от него не очевидны. Например, в компании «Герофарм» ранее отмечали, что по правилам СПИК обнуление налога на прибыль возможно, только если не менее 90% выручки дает продукт, созданный в рамках СПИК. В противном случае предприятие платит обычный налог. То есть льготу могут получить только компании, специально созданные для выполнения СПИК. «При реализации крупных инвестпроектов в фармацевтической промышленности соблюдение этих условий представляется проблематичным», — отмечали в «Герофарме».

Критиковали бизнесмены и условия получения статуса единственного поставщика в госзакупках: для этого нужно инвестировать в производство не менее 3 млрд рублей, но во многих отраслях (например, в фармацевтике, радиоэлектронике и других) объем вложений существенно меньше, чем, например, в тяжелом машиностроении или автопроме. Значит некоторые сферы промышленности фактически заведомо лишены возможности получить данную преференцию.

Ммеханизм получения статуса единственного поставщика непрозрачен: в законодательстве не уточняется, по каким критериям государство будет выбирать компании для его присвоения

Кроме того, государство ограничивает объем государственной закупки продукции, произведенной в рамках СПИК, — не более 30% от всего объема производства такой продукции. Превысившим этот порог производителям придется заплатить штраф в размере 50% от суммы превышения. Штрафы полагаются и за нарушение других условий СПИК, исполнение которых не всегда зависит от производителя, говорят бизнесмены. Например, когда речь идет об объемах экспорта продукции, — они зависят от общей экономической ситуации. Участник СПИК рискует не только не продать продукцию за рубеж, но и получить за это взыскания от государства.

 

Фото: rk.karelia.ru

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы