Аналитика

Что ждет российскую энергетику в далеком 2020 году?

Писатели-фантасты прошлого-позапрошлого веков часто в своих произведениях писали  о невероятных технологиях, космических путешествиях и всевозможных изобретениях, которые человечество должно было увидеть в новом - двадцать первом веке. Их книги невозможно читать без грустной улыбки, ведь столько идей было у наших предшественников, а они до сих пор не реализованы. Подобное ощущение возникает и при прочтении различных стратегий, планов и программ, которые готовят российские ведомства на десятилетнюю перспективу.  Порой их содержание больше похоже на сборник научной фантастики.

 

 

Не исключением стал и план деятельности министерства энергетики на 2013-2018 гг., который содержит цели, ключевые показатели и направления деятельности в сфере энергоснабжения, добычи и переработки нефти и т.д. И большинство из них  - на 2020 год. Наверное, мы через семь лет посмотрим на эти программы и тоже будем грустно улыбаться.

Стоит отметить, что документ в целом основывается на приоритетных целях, которые озвучил министр энергетики А. Новак 25 апреля 2013 года в публичной декларации целей и задач Минэнерго России в рамках реализации программы «Открытое  Правительство».

СПРАВКА ПРОВЭД:

Открытое Правительство -  система механизмов и принципов, обеспечивающих эффективное взаимодействие власти и гражданского общества.

Цели проекта: Основной целью реализации проекта «Открытое правительство» является вовлечение граждан и заинтересованных организаций в принятие управленческих решений, обеспечение их участия в открытой экспертизе социально-значимых проектов правовых актов. Проект «Открытое правительство» призван также обеспечить прозрачность деятельности органов власти.

Принципы проекта: В основу проекта «Открытое правительство» заложен принцип «краудсорсинга», позволяющий использовать мнения граждан для совершенствования правовых актов. Преимущество данного метода — переход от практики простого комментирования к активному вовлечению граждан к разработке проектов нормативных документов в форме прямой работы над текстом того или иного правового акта.

Ранее, глава государства Владимир Путин заявил о том, что до 7 июня каждое министерство должно в открытом режиме представить свою программу целей и задач до 2018 года с разбивкой по годам, провести ее общественное обсуждение и предоставить отчет руководству страны о ходе ее исполнения. 27 мая программа

План в целом весьма амбициозен, если учитывать реальное положение дел, однако подкреплен конкретными показателями, которые планируется достичь по разным направлениям.

Первая и одна из основных целей документа - Снижение энергоемкости ВВП, но при повышении конкурентоспособности российских предприятий.

Как написано в документе энергоемкость ВВП России выше среднемирового уровня в 2,5 -3,5 раза выше чем в развитых странах.

Энергоемкость ВВП России в сравнении с другими регионами представлена на рисунке

перспективы российской энергетики-1

В период после 2000 года энергоемкость ВВП снижалась за счет ряда программ, принятых В. Путиным, однако снижение энергоемкости на 40% оценивается рядом экспертов как результат на практике  - недостижимый.

Проблема состоит в том, что энергопотребление в России на душу населения очень низко. Оно примерно в 2 раза ниже, чем в Канаде и США. А выработка электроэнергии на душу населения — в 2,5 раза ниже, чем в Канаде и в 2 раза ниже, чем в США. 
При этом наши потребности в энергии объективно выше, чем даже в Канаде или США, т.к. мы находимся примерно в одних и тех же климатических условиях, но население России при этом заметно сильнее смещено к северу, а значит больше энергии тратится на отопление.

Рейтинг стран мира по уровню потребления электроэнергии представлен ниже:

перспективы российской энергетики-2

Отметим, что данный показатель рассчитывается на душу населения. Многие показатели, рассчитываемые по России на душу населения, зачастую считаются некорректными, т.к. наша численность населения невелика и падает с каждым годом. В результате этот показатель по сравнению с многими другими странами оказывается завышенным, а в динамике его использовать вообще некорректно - он будет отражать повышение энергопотребления, хотя фактически это не так. 

В соответствии с планом Минэнерго, приоритетами государственной политики в соответствии с Указом президента РФ от 4 июня 2008 г. № 889 является снижение к 2020 году энергоемкости валового внутреннего продукта РФ не менее чем на 40% по отношению к уровню 2007 года.

Достичь такого показателя планируется с помощью 3 направлений :

·         реализации подпрограммы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» ( снижение до 11% к 2018 году),

·         снижения удельного расхода энергетических ресурсов в государственном и муниципальном секторе

·         и снижения удельного расхода энергетических ресурсов в жилищном фонде.

График планомерного сокращения расходов энергии по этим направлениям представлен ниже.

перспективы российской энергетики-3

Возможно цели и благие - планируется сделать всю систему энергообеспечения эффективнее. уменьшить потери энергии.  Но как это возможно будет внедрить на практике? Вряд ли все жителям раздадут телевизоры, которые потребляют не стандартные 100-300 Квт в час, а в несколько раз меньше. Планируется же оборудовать все теплопункты, котельные, ТЭЦ новым современным оборудованием, эффективным и высокопроизводительным.   Но на практике это скорее станет инструментом перетекания выделенных средств в чей-нибудь карман.

Если снижение потребления энергии государственным и муниципальным сектором возможно также за счет модернизации самого производства, то для сектора ЖКХ подобную модернизацию произвести практически невозможно. Кавардак с услугами, тарифами и коррупцией стал уже неуправляем. Единственным действенным способом в данном случае может быть повышение цен на энергию, в результате чего люди будут экономить, а, значит, расходы сократятся. Но этот вариант развития событий - не приемлем. 

Электроэнергетика

Следующее направление деятельности - «модернизация и новое строительство генерирующих мощностей за счет обеспечения потребностей в надежном энергосбережении населения и промышленности,  привлечение инвестиций в электроэнергетику».

Карта и структура генерации энергии в России представлена на рисунке.

перспективы российской энергетики-4

Всего к 2017 году планируется ввести объектов мощностью на 16,62 ГВт, (нынешняя мощность - 218,15 ГВт), т.е. это составляет 7,6 %.  К сожалению, в плане не уточняется, какие именно объекты планируется вводить и насколько они позволят снизить энергоемкость ВВП и расходы на энергопотребление.  Будут ли это отдельные крупные электростанции или небольшие объекты для  жилищного фонда.

Планом также обусловлено, что в будущем  будут введены объекты генерирующие энергию, которые функционируют на основе возобновляемых источников энергии. К 2020 году планируется ввести таких объектов мощностью 5871 МВт (против 1161 МВт в 2013 году). Тем не менее, даже данный факт не изменит структуры электростанций в России, несмотря на большой потенциал других их видов.

Экономить также планируется и за счет снижения удельных расходов условного топлива на электрическую и тепловую энергию до уровня 310 гр/кВт и 157кг/Гкал к 2020 году. При этом на отпуск электрической энергии планируется  уменьшить расход по сравнению с 2013 годом на 3%, а тепловой энергии на 6%.  Для этого также необходима модернизация инфраструктуры.

Модернизацию также планируется осуществлять и по части электрических сетей.  К 2020 году планируется снизить потери электроэнергии до уровня 8,8% (сейчас от 13-14%, при установленной норме в 15%).

перспективы российской энергетики-5

Планируемое снижение количества аварий в сетях представлено на графике ниже.

перспективы российской энергетики-6

Какие же мероприятия относят к тем, которые способствуют данным направлениям?

В первую очередь, планируется проводить  реконструкцию сетей, оборудование их системами диагностики, АСУ и т.д. 

Это одно из направлений, которое непосредственно будет способствовать снижению расходов на электроэнергию при обслуживании ЖКХ и предприятий. Однако самая основная проблема, которая способствует возникновению потерь - это огромные расстояния, на которых располагаются эти электрические сети. И ещё одним направлением должен стать усиленный контроль за сетями, располагающимися в отдаленных районах, деревнях, где из-за отрезанных проводов люди могут сидеть без света месяцами.

В том числе и для реализации данной задачи, планируется ввести систему интеллектуального учета электроэнергии.  К 2020 году с помощью них должно учитываться до 18,9% электроэнергии.

СПРАВКА ПРОВЭД:
Понятийная схема такой системы представлена ниже.

перспективы российской энергетики-7

Пока такие системы преимущественно работают в тестовом режиме. В Санкт-Петербурге и области их установкой занимается Ленэнерго. Схема установленных систем представлена ниже.

перспективы российской энергетики-8

С 2010 по 2015 год ОАО «Ленэнерго» планирует модернизировать и установить 466350 комплексов коммерческого учета. Это позволит энергетикам не только получать достоверную информацию об объемах переданной электроэнергии, но и снизить коммерческие потери в сетях.

«Внедрение современных технологий «интеллектуальной сети» Smart Grid с применением интеллектуального учета Smart metering обеспечит своевременное и надежное информирование всех участников рынка электроэнергии достоверной и легитимной информацией о фактическом движении товарной продукции (электроэнергии и мощности). Ожидаемое снижение потерь электрической энергии – более 2 411 млн. кВт.-ч. за пять лет. Экономический эффект – свыше 6960 миллионов рублей (без НДС)», – отметила директор по транспорту электроэнергии ОАО «Ленэнерго» Алла Матросова.

Работа таких систем на практике действительно показала результаты, например в Перми "Умный учет" сэкономил 23,8 млн киловатт-часов электроэнергии, будучи установленным в 50 тыс. квартирах и домах.

Единственным вопросом пока остается стоимость установки такого счетчика, будет ли предоставляться он бесплатно в качестве замены старого или нет.

В любом случае в странах Европы такая система работает уже много лет и это позволяет им говорить об уровне потерь электроэнергии только в 5%

Одним из наиболее интересных  направлений плана является повышение доступности энергетической инфраструктуры. В первую очередь это планируется сделать за счет уменьшения срока подключения к энергосети и количества этапов, которые нужно пройти предпринимателю, чтобы сделать эту процедуру. За 5 лет этот срок планируется уменьшить с 276 дней всего до 40.

По данному направлению в России разработана дорожная карта «Повышение доступности энергетической инфраструктуры». К 2018 году в соответствии с дорожной картой мы должны оказаться на 20 месте по этому показателю.

перспективы российской энергетики-9

В этом направлении работа уже началась, пока что упрощения существуют для индивидуальных предпринимателей, по вопросам представителей остальных форм бизнеса сейчас проходят дискуссии и конференции.

Добыча углеводородов

Ряд «улучшений» власти видят и в сфере добычи углеводородов , в том числе за счет привлечения новых инвестиций.

Планируется увеличить коэффициент извлечения нефти с 39,2% в 2013 году до 44,8% в 2018 г.

Конечно повышение эффективности добычи- направление перспективное, однако фактически это будет означать, что нефти мы планируем добывать ещё больше, сокращая при этом наши природные запасы.

СПРАВКА ПРОВЭД

Нефтеотда́ча (коэффициент извлечения нефти - КИН, oil recovery factor) — отношение величины извлекаемых запасов к величине геологических запасов. Типичные КИН варьируются от 0,09 до 0,75 (9—75 %). При применении искусственных методов воздействия КИН может быть увеличен.

При проектных КИН более 40-50 % нефтяные запасы относят к активным (маловязкие нефти в высокопроницаемых коллекторах). Если КИН при использовании традиционных методов вытеснения не превышает 20-30%, запасы называют трудноизвлекаемыми 

перспективы российской энергетики-10

Для того, чтобы реализовать это направление деятельности планируется разработать и принять стимулирующий режим налогообложения разработки трудноизвлекаемых запасов нефти и шельфовых месторождений.

Также предлагается разработать и ввести формульный подход к определению ставок НДПИ  на газ (отметим, что 2 июля  Госдума уже приняла в первом чтении законопроект о поправках в налоговый кодекс об установлении формулы расчета ставки налога на добычу полезных ископаемых для природного газа и газового конденсата. Она будет применяться с 2014 года. Согласно проекту, базовая ставка НДПИ составляет 35 руб. за 1 тыс. куб. м газа и 42 руб. за 1 тонну газового конденсата. При этом налоговая ставка умножается на базовое значение единицы условного топлива и на коэффициент, характеризующий степень сложности добычи газа или газового конденсата). В результате всех этих мер формульный подход к НДПИ выгоден для всех газовых компаний, это позволяет уйти от фиксированных ставок и ориентироваться на конкретные условия добычи. В результате получается, что в сумме в бюджет попадет та же сумма, на которую рассчитывал Минфин. Но часть нагрузки с независимых производителей будет переложена на "Газпром". "Газпром" ранее должен был бы заплатить 766 млрд. руб. НДПИ два года, а теперь заплатит на 33 млрд. руб. больше - 799 млрд. руб. Независимые - на 33 млрд. руб. меньше. Для простых потребителей скорее всего это будет отражаться в увеличении цен на газ.

Помимо этого, как написано в документе планируется модернизация российской нефтепереработки до уровня лучших мировых стандартов - увеличение к 2020 году глубины переработки нефти на российских перерабатывающих заводах до 85% и достижение доли моторных топлив экологического класса 5 до 98% в общем объёме производства. Для этого планируется поставить 89 модернизированных установок.

перспективы российской энергетики-11

Документ затронул и некоторые логистические аспекты нефтеперерабатывающего производства, а именно транспортировку нефти. В 2018 году планируется ввести в эксплуатацию 3 новых магистральных нефтепровода и 4 российских нефтеперерабатывающих завода, при этом планируется на 15 млн. тонн увеличить пропускную способность (при нынешней пропускной способности в 301 млн. тонн, она должна увеличиться на 5%). Также планируется ввести в эксплуатацию 3 новых нефтепровода и 4 НПЗ.

Одним из приоритетных направлений плана в области развития производства сжиженного природного газа выбран полуостров Ямал.

перспективы российской энергетики-12

В целом же производство сжиженного природного газа планируется увеличить с 10 до 25 млн. тонн. К 2018 году.

Перспективы использования СПГ к 2020 году тоже радуют - это будет происходит одновременно с улучшением экологической обстановки в крупных городах, снижением себестоимости перевозок на общественном транспорте, по крайней мере так обещает План, однако конкретных показателей он не приводит.

СПГ как моторное топливо для автомобильного транспорта применяют в Соединенных Штатах Америки, Франции, Нидерландах, Норвегии, Германии и  других странах. Помимо автотранспорта,сжиженный газ в качестве моторного топлива применяется и на других видах транспорта (водный —газовозы, железнодорожный — газотепловозы). На сегодняшний день уже  насчитывается более двух сотен морских  судов-метановозов, которые используются для транспортировки СПГ  и применяют его в качестве моторного топлива. Во многих развитых странах ведутся работы по использованию сжиженного природного газа на морском, речном и ж/д транспорте. Оценочная стоимость сжиженного газа в России дешевле дизельного топлива, а разница между бензином и газом составляет 40 %.

На графике представлен прогноз использования СПГ в качестве моторного  топлива в соответствии с планом Минэнерго.

перспективы российской энергетики-13

Очень позитивный график, не смотря на то, что он идет в разрез с действительностью, т.к. чтобы переориентировать большую часть транспорта  на СПГ нужно затратить гораздо больше усилий и привлечь сюда и законодательную базу и все остальные отрасли экономики, развивать машиностроение, которое в последние годы дышит на ладан особенно сильно.

Также планируется увеличить долю транспорта, использующего природный газ в качестве топлива до 1,8%, учитывая что сейчас такой транспорт составляет чуть более 0%. Российские автомобилисты неохотно идут на замену привычного вида топлива: установка газового оборудования дорогая, зимой гораздо труднее завести двигатель. Кроме того, многие автомобилисты жалуются, что двигатель на таком топливе быстрее изнашивается и есть риск взрыва. Помимо этого, ввиду меньшей доступности фактическая стоимость газа не ниже остального топлива.

перспективы российской энергетики-14

Ещё одна занимательная цель сформулирована следующим образом: Модернизация действующих установок и строительство новых мощностей производства газо и нефтехимической продукции. Казалось бы  - одно из приоритетных направлений нефтепереработки, однако слова в скобках заставляют задуматься «повышение качества жизни населения за счет увеличения объемов потребления полимерной продукции»

перспективы российской энергетики-15

Планируется, что мощность производства к 2030 г. полимеров увеличится на 19 млн. тонн, а пиролиза на 14 млн. тонн.

Если посмотреть на товары в магазинах, не трудно заметить, что большинство и так создано из «полимеров» - резины, пластмасс. Не совсем понятно, как именно производство пластмассы улучшит качество жизни населения, а   учитывая, что  крупнейшими производителями полимеров на протяжении многих лет остаются страны Азии и Океании (их доля в совокупном объеме составляет 37%, а особенно большую часть из них занимает Китай) то эффективно экспортировать мы их вряд ли сможем.

Характеристика рынка пластмасс.

Внешняя торговля энергией и углеводородами

В соответствии с планом, в будущем газ будет продаваться на торгах, будет сформирован маркерный сорт нефти и запущены биржевые торги нефтью. Всего к 2018 году на бирже должно реализоваться 15% нефти против нынешних  9%.

Доля экспорта России в поставках угольной продукции должна окрепнуть (42,9% против нынешних 39,4%) в том числе за счет стимулирующего режима налогообложения.  На базе угольных месторождений будут созданы новые производства, а также ликвидированы последствия ведения горных работ (реализовано до 2018 года 114 рабочих проектов). Все это будет способствовать улучшению экологической обстановки.

План также предполагает создание условий для улучшения инвестиционного климата в электроэнергетике за счет изменения правил функционирования оптового и розничных рынков электроэнергии.

План предполагает разработать ту самую модель функционирования оптового и розничных рынков электрической энергии и мощности (причем срок именно этого мероприятия не указан), разработать её нормативно-правовую базу и начать её активно использовать ( уже в 1 квартале 2015 года). Отметим, что сейчас основные положения данной модели разработаны.

По  словам Михаила Курбатова - заместителя министра энергетики, изменения действующей модели не будут кардинальными, речь идет «о ее донастройке». Он подтвердил, что новая модель может заработать с 2015 года. «Для себя мы ставим начало следующего года, если получиться раньше, то раньше», — сказал он.

Текущая модель рынка предполагает раздельную продажу электроэнергии и мощности. Генераторы участвуют в конкурентном отборе мощности, получая фиксированную плату на год , а электроэнергию продают в ежедневном режиме.

Предлагаемые изменения модели предусматривают отказ от конкурентного отбора мощности и переход к прямым двусторонним долгосрочным договорам между генераторами и покупателями энергии.

В рамах новой модели на оптовом рынке электроэнергии «элементы остаются те же самые: остается балансирующий рынок, остается рынок на сутки вперед, остаются регулируемые договоры. Но меняются объемы расторговки в этих сегментах. Сейчас свободные договоры  – это несколько процентов, они должны вырасти в разы», – пояснил Вячеслав Кравченко.

Создание рабочих мест

Планом также предполагается создание и модернизация высокопроизводительных рабочих мест в разных отраслях энергетики. Они представлены на графике

перспективы российской энергетики-16

По графику видно, что темпы роста примерно одинаковы, однако округления в данных говорят о том, что эти числа не достаточно сильно подкреплены практическими расчетами в требуемом количестве работников. Конечно, отрасли электроэнергетики и нефтепереработки более обширны, и сложно предсказать, сколько человек потребуется, однако фактические значения тоже будут сильно различаться с планом. 

Не указано также и за счет чего планируется увеличение работников, что послужит для этого стимулом?

Таким образом, план Минэнерго местами весьма противоречив, не все показатели достижимы, учитывая тенденции последних лет, хотя в нем и отражаются те задачи, решение которых стране необходимо. В любом случае, 2018 год покажет, изменилось что-то или нет, а тем временем Правительство и Министерства будут составлять новый план - на 2030 год.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы