Экономика

А у нас в квартире газ! А у вас?

«Газпром» заявил о расторжении контрактов с «Нафтогазом». По словам главы правления российской компании Алексея Миллера, продолжение действия контрактов с «Нафтагазом» является экономически нецелесообразным и невыгодным для «Газпрома». Напомним, ранее концерн не стал возобновлять поставки газа на Украину из-за отсутствия дополнительного соглашения с украинской компанией. Деньги, которые украинцы перечислили за поставки в марте, «Газпром» вернул. Украинская сторона расценила это как отказ выполнять решение Стокгольмского арбитража. «Нафтогаз» предрек «Газпрому» убытки в сотни миллионов долларов. Почему все это произошло и что теперь будет?

 


Алексей Гривач, заместитель генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности:

– Проблема в противоречивых решениях Стокгольмского арбитража. Они отменили правило «бери или плати» для «Нафтогаза» на несколько лет (2013-2017 годы), но оставили на 2018-2019 годы в сокращенном виде из-за бедственного положения Украины. А по транзитному контракту, наоборот, обязали «Газпром» оплатить весь объем транзита, хотя рыночные условия тоже изменились, снизились отборы европейских компаний в первые годы и появился более дешевый и эффективный маршрут транспортировки.

Все это создает риски и для текущего транзита, и для переговоров по транспортировке после 2019 года, когда контракт закончится.

Отмечу, что возобновление поставок со стороны «Газпрома» сейчас невозможно из-за отсутствия дополнительного соглашения, а его заключить не получится из-за ситуации вокруг спорного решения арбитража. Убытков у компании при этом не будет, так как «Газпром» сейчас экспортирует рекордные объемы газа в Европу.

То, что происходит с газоснабжением Украины – это параллельная история. В холода им не хватает газа для отопления, реверс и опустошенные хранилища не позволяют обеспечивать выросший спрос. Поэтому они ограничивают своих потребителей.

 

Вячеслав Кулагин, заведующий Центром изучения мировых энергетических рынков Института энергетики ВШЭ:

– Газ поставляется на Украину на условиях «бери или плати». Был Стокгольмский арбитраж, который сократил это условие до 5 млрд в год (по обновленным условиям контракта объемы, которые «Газпром» должен поставлять на Украину, относительно невелики – 5 млрд куб. м в год – прим. ред.). Есть вариант «качай или плати». Тут Стокгольмский арбитраж повел себя странно: в случае Украины он учел сложную экономическую ситуацию у потребителя, а в плане транзита газа не было учтено изменение потребности в прокачке. Тут большой вопрос к юридическим службам, которые должны рассмотреть возможности оспорить такое очень странное решение. Решение недоучитывает много вещей, которые в контрактном праве существуют.

Украина, очевидно, могла бы попытаться закупить газ у Европы. Второй вопрос – в наличии тех, кто готов поставить газ Украине с европейской стороны. Во всех странах Европы погодные условия такие, что мало кто захочет делиться. Пока Украина попытается ограничиться везде, где только возможно в отношении потребления газа. Других путей у нее нет.

Возможность залезть в транзитный газ у Украины есть всегда. Но будут ли они это делать? Мы видели случаи (почти 10 лет прошло), когда это делалось, после этого европейская сторона объяснила Украине, что этого делать не надо, и вот в последние годы они пытались соблюдать обязательства по транзиту. Сейчас будем смотреть.

Нужно было договариваться по всем условиям раньше. Если подошли к марту без подписанного допсоглашения, то есть без понимания условий поставок, то это, конечно же, ненормальный процесс.

В отношении расторжения контрактов: надо смотреть детали. Просто так взять и расторгнуть имеющиеся на сегодняшний день контракты нереально. Есть процедуры определенные. И подразумевается, что вместо имеющегося контракта появится новый.

Может быть такая история: в имеющихся контрактах прописаны условия «бери или плати» или «качай или плати». Если все эти контракты расторгаются, то заключаются новые, где будут названы другие условия, соответствующие текущей ситуации. Пока действует имеющийся контракт, очень велика вероятность новых решений Стокгольмского арбитража, за следующие аналогичные периоды – коль сейчас они решили, что мы что-то там недокачиваем, им ничто не мешает принять еще несколько подобных решений.

Нельзя недооценивать разрыв контрактов «Газпромом». Сейчас на эту тему будут очень серьезные, ожесточенные разговоры. Мы просто помним, как в последние годы заключался любой контракт с Украиной, с какими боями. До 2019 года эти контракты должны были действовать, соответственно, если сейчас будет разрыв, то по условиям новых контрактов будут вести очень ожесточенные дискуссии. Арбитром выступит европейская сторона, потому что они здесь становятся не просто заинтересованным лицом, а лицом, кому грозит недополучение газа.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы