Разноцветные коридоры Россельхознадзора для рыбной продукции
В эксперименте Россельхознадзора по категорированию лиц, осуществляющих ввоз рыбной продукции, приняли участие около 40 организаций. В самые безопасные категории – «синюю» и «зеленую» – попала почти половина компаний, принявших участие в эксперименте.
Желтый, красный, голубой – выбирай себе любой
Участие в эксперименте по внедрению риск-ориентированного подхода основано на добровольном желании организаций, осуществляющих импорт водных биоресурсов и продукции из них. Подав соответствующее заявление в Россельхознадзор, импортер автоматически попадает в категорию «серого» уровня риска, что предусматривает проведение фактического контроля в отношении 50% ввозимых партий товаров.
В дальнейшем в зависимости от результатов фактического контроля товарных партий или контейнеров импортер получает положительные либо отрицательные баллы, на основе которых высчитывается так называемый рейтинг импортера. Количество баллов определяется, исходя из отсутствия либо наличия нарушений с учетом их тяжести. Негативный рейтинг приводит к понижению уровня риска до «красного» и проведению в дальнейшем тщательного фактического контроля в отношении 100% всей ввозимой продукции. Наличие положительных баллов, напротив, позволяет повысить свой рейтинг и перейти в категорию «желтого» риска, что снижает частоту контроля до 35% товарных партий. Отсутствие нарушений выводит организации на «зеленый» уровень с контролем 10% товарных партий или даже на «синий» с контролем всего 5% товарных партий.
Границы «коридоров» определяются, исходя из объемов импорта, случаев привлечения к административной ответственности и других критериев. Так, например, для попадания в «синий» коридор организация должна ввезти более двух контейнеров и не привлекаться к административной ответственности за нарушения ветеринарного или таможенного законодательства в течение полугода.
Решение о проведении контроля в отношении каждого конкретного контейнера на ПКВП принимается ведомственной программой «Аргус» в автоматическом режиме без участия инспектора.
Не все то низкое, что «зеленое»
Вместе с тем, категорирование по пяти уровням риска Россельхознадзора не соответствует категорированию таможенной службы, которая делит участников ВЭД всего на три группы риска: низкий, средний и высокий.
Любопытно и то, что в результате эксперимента выяснилось, что компании, которых ФТС относила к «высокому» риску, не оказались в числе злостных нарушителей, и наоборот. Так, например, в результате эксперимента Россельхознадзор отнес к «красной» категории уровня риска лишь одного импортера, который по категорированию ФТС России отнесен к среднему уровню риска. При этом ряд компаний, которых Россельхознадзор поместил в «зеленый» или даже «синий» коридоры, ФТС оценивает как участников ВЭД со средним уровнем риска.
Как сообщает Россельхознадзор, рейтинги компаний, участвующих в эксперименте, публичны и будут размещены на сайте ведомства. Однако доступ к информации о количестве полученных баллов будет исключительно у сотрудников Россельхознадзора и ФТС, а также непосредственно у самой компании.
Россельхознадзор направил в таможенное ведомство информацию обо всех участниках эксперимента, в том числе о тех, чью категорию пришлось снизить, а также информацию о том, по причине каких нарушений категория была понижена. Аналитическое управление ФТС должно в ближайшее время решить, каким образом можно применять информацию от Россельхознадзора при категорировании участников ВЭД в рамках системы управления рисками таможни.
По мнению Россельхознадзора, досмотр каждого ввозимого морского контейнера – практика неправильная с учетом того, что существуют импортеры, которые ни разу либо крайне редко были уличены в нарушении правил ввоза подконтрольной продукции.
«Несмотря на качественные различия в деятельности разных компаний, все они несут на пункте пропуска одинаковую финансовую нагрузку и имеют одни и те же затраты времени на осуществление контроля», – подчеркивают в ведомстве.