Таможня

Быть или не быть загадочному ведомству ФТНС?

Разговоры об объединении Федеральной таможенной и Федеральной налоговой служб ходят достаточно давно и особенно интенсивно – с начала интеграционных процессов в рамках Таможенного союза. Как известно, именно по этому пути пошел Казахстан, объединив некоторое время назад эти службы под эгидой Департамента государственных доходов при Министерстве финансов. Новый же импульс слухам, домыслам и предсказаниям в отношении единой судьбы двух фискальных ведомств в России задал в конце ноября премьер-министр Игорь Шувалов, объявив, что решение о слиянии следует принять до мая 2018 года

 


В объединении есть логика

Несмотря на то, что Игорь Шувалов заявил именно о желании серьезно обдумать этот вопрос, взвесив все за и против, многие восприняли эту информацию как уже состоявшееся решение. Всеобщее заблуждение пришлось развеять самому руководителю ФТС России Владимиру Булавину, который в рамках служебного совещания 30 ноября в Ярославле пояснил, что вопрос о слиянии вверенного ему ведомства с налоговой службой не стоит.

Тем не менее некоторые эксперты видят положительные аспекты потенциального объединения служб.

– Создание единого фискального органа – это вполне логичная мера, которая при грамотном администрировании сможет стать удобным механизмом как для государства, так и для бизнеса. Сейчас ФТС и ФНС и так активно сотрудничают, но зачастую информационного обмена и скорости передачи данных недостаточно. Принцип «единого окна» давно и методично внедряется в России, но, к сожалению, не всегда успешно. В ряде случаев это приводит к затяжной путанице, многолетней передаче дел, потере архивов, сбоях в информационном обмене и так далее. Но если мы пережили реформы, в результате которых были созданы МФЦ и единый Верховный суд, то и эту реформу не без сложностей, но переживем, – уверена руководитель практики сопровождения сделок, ВЭД, партнер и адвокат Адвокатского бюро «Лигал арт» Катерина Марьянкова.

– Объединение служб если и планируется, то на базе именно ФНС, которая, по статистике, практически в два раза эффективнее пополняет бюджет. Это не может не волновать руководство ФТС, так как в таком случае риск потерять должности есть именно у них. Хотя определенная логика в такой реформе есть. Огромное количество точек соприкосновения не может не натолкнуть на подобное решение, тем более и мировой опыт говорит о достаточной эффективности такого симбиоза, – считает руководитель Юридической компании «Магистраль» (Группа компаний «Континент») Марианна Чугаева.

Вместе с тем Марианна Чугаева отмечает, что примеров подобного слияния госорганов много, но итог не всегда положительный, как в случае с объединением Высшего арбитражного суда и Верховного суда на базе последнего. По мнению юриста, после проведения реформы ожидаемой в связи со слиянием автоматизации работы судов общей юрисдикции так и не произошло.

– Если обсуждаемое объединение состоится, то, возможно, будет решена проблема отсутствия учета возвращенных из бюджета таможенных платежей на основании решений судов, отменивших незаконные решения таможенных органов (например, решения о корректировке таможенной стоимости). Сейчас такой учет не ведется, и в статистику попадают только изначально уплаченные, взысканные суммы. Между тем картина по реальной собираемости может быть значительно хуже декларируемой, – полагает Марианна Чугаева.

 

Причин много, но вероятность мала

Некоторые эксперты убеждены, что разговоры о полноценном слиянии ведомств – это не более чем лозунг, идея, обсуждать которую стоит весьма и весьма условно. Тем не менее в кулуарах власти обсуждаются возможные причины новой волны переговоров о слиянии.

Так, в качестве одной из причин называют желание Минфина избавиться от несвойственных функций «министерства доходов», сфокусировавшись на традиционных функциях «министерства расходов». Создание нового Министерства государственных доходов Российской Федерации могло бы, по мнению некоторых политаналитиков, «размыть» слишком большую зону ответственности Минфина.

В качестве второй вероятной причины отмечают потенциальное намерение правительства повысить эффективность работы и управляемость подведомственных Минфину «доходных служб», объединив их в один мощный орган государственной власти – Федеральную службу государственных доходов. Руководитель такой службы станет ответственным за доходную часть бюджета и внедрение нового мега-проекта тотальной прослеживаемости товаров к 2024 году. В таком случае за Минфином сохранятся функции министерства (выработка стратегии, определение государственной политики, нормативно-правовое регулирование, почет и уважение), а новая служба займется рутинным налоговым и таможенным администрированием на базе создаваемой сейчас объединенной системы учета и контроля движения товаров и уплаты налогов, пошлин и иных обязательных платежей.

– Повышение прозрачности товарных и денежных потоков и, как следствие, повышение собираемости налогов, пошлин и сборов можно достичь без этой административной реформы, и тогда структурно все останется, как есть сейчас, а часть полномочий перераспределится, в том числе с государственными фондами (ПФР, ФОМС, ФСС), с Росприроднадзором и Минприроды в части администрирования утилизационного сбора, роль которого возрастает, а также с Росалкогольрегулированием в части ЕГАИС, – считает сопредседатель Комитета по транспорту и таможне АЕБ Сергей Гусев.

Однако каким бы ни было принятое политическое решение, очевидно, что если не организационно-штатное, то информационное и в некотором роде системное слияние ведомств уже произошло. Речь прежде всего идет о создании единого механизма администрирования ФТС и ФНС и реализация механизмов «прослеживаемости» движения товаров, что позволит «видеть» оборот товаров вплоть до конечного потребителя.

На упомянутой выше Коллегии ФТС в Ярославле представители таможенной службы особо отметили, что таможенники весьма успешно взаимодействуют с налоговыми органами в рамках проверочных мероприятий. Согласно данным статистики, показатели совместной работы за 10 месяцев 2017 года превысили аналогичные показатели всего 2016 года: ведомства провели на 8% больше проверочных мероприятий, доначислили совместными усилиями на 30% больше таможенных платежей, а показатель взысканных таможенных платежей вырос на 96%.

В планах ФТС и ФНС – организация сквозного контроля перемещаемых через границу товаров, исключение «точек разрыва» в цепочке документов, разработка формы учета товаров при специальных налоговых режимах, где налогоплательщик вправе не оформлять счет-фактуру. Пилотный проект по маркировке меховых изделий уже позволил двум ведомствам автоматизировать контрольные функции и выработать единые подходы к совместным контрольным мероприятием. В планах служб – маркировка лекарственных средств и лесоматериалов.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы