Экономика

За полтора дня Украина теряет миллион долларов из-за штрафных санкций РФ

В России обсуждают возможности внесудебного урегулирования вопроса долга Украины в размере $3 млрд, сообщил заместитель министра финансов РФ Сергей Сторчак.


Напомним, в конце 2013 года суверенные еврооблигации Украины на $3 млрд были размещены в пользу России. Сначала украинская сторона обслуживала этот долг, а потом, в 2015 году, ввела мораторий на выплату, несмотря на то, что совет директоров МВФ признал статус долга Украины перед РФ суверенным. В 2016 году Россия подала иск против Украины в Высокий суд Лондона, чтобы взыскать долг. Лондонский суд обязал Украину выплатить РФ номинальную стоимость облигаций – $3 млрд.

Озвучивалось несколько причин, почему украинцы не возвращают деньги. Глава Минфина Украины Александр Данилюк ранее назвал долг «политическим»: по его мнению, украинцев «заставили взять» этот «кредит». Другая причина – финансовая. В 2015 году Киев договорился об условиях реструктуризации своего внешнего долга в $18 млрд с комитетом кредиторов, владеющим пакетом долговых бумаг на $9 млрд. Кредиторы согласились списать 20% основной суммы долга, а выплату оставшихся $15,5 млрд перенести на 2019 год. Как отмечают некоторые эксперты, в этом соглашении есть важная оговорка: Украина может договариваться о реструктуризации других долгов, которые не входят в пул, но только на условиях не лучше, чем у держателей $9 млрд украинского долга. В противном случае украинская сторона должна будет уплатить компенсацию пулу кредиторов. Однако не все согласны с этим замечанием.

 

Никита Масленников, экономист, политолог, руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития:

– В прошедшее воскресенье и сегодня и Силуанов, и Сторчак подтвердили в очередной раз принципиальную позицию РФ по этому поводу. Первое – это долг суверенный, государственный, он регулируется заключенным соглашением о покупке нами украинских бондов. В соответствии с этим соглашением мы обратились в суд Лондона. Сейчас в том же суде идет к завершению рассмотрение апелляции, поданной украинской стороной, и в скором времени мы узнаем окончательное решение. С высокой вероятностью оно будет вынесено в пользу России.

Второе: мы категорически не согласны с требованием украинской стороны рассматривать этот долг как долг коммерческий, где подразумевается дисконт в 25%. Они, действительно, провели переговоры с целым пулом инвесторов, но далеко не все инвесторы присоединились к данному пулу. Трудно идут переговоры в двустороннем формате с теми, кому должна Украина. Мы против распространения данного формата на долг Украины России, поскольку он имеет совсем другую природу.

Третий сигнал, который носит уже публичный характер, это то, что Украина намерена привлечь посредников для досудебного регулирования этого вопроса.

Дело в том, что суд Лондона уже выносил решение в пользу России: Украина должна выплатить не только тело долга, которое составляет 3 миллиарда долларов, но и обязана оплатить штрафные санкции, а также судебные издержки. Судебные издержки до момента подачи апелляции уже составляли 75 миллионов долларов, и каждый день просрочки с непогашением долга стоит Украине 643 тысячи долларов. То есть за полтора дня Украина теряет миллион на штрафных санкциях.

Задача посредников по досудебному урегулированию – прийти к некому компромиссу. Например, вариант такой: тело долга Украина отдает, судебные издержки лондонскому суду оплачивает – это правило международных арбитражей, а вот по поводу процентов по штрафным санкциям можно будет посмотреть. Потому что с момента дефолта по долгу штрафных денег может набрать несколько сотен миллионов долларов.

Украинцы находятся не в самом лучшем положении. МВФ признал украинский долг перед нами суверенным. Сейчас у Украины с МВФ сложная переговорная ситуация. Вопрос о новом транше в подвешенном состоянии. Дэвид Липтон, первый заместитель директора-распорядителя Международного валютного фонда, только что высказался нелестно в адрес министра финансов Украины Александра Данилюка. Липтон считает, что Данилюк дезинформирует украинскую сторону, обманывает своих контрагентов в правительстве, в частности, в отношении газовой формулы, по расчетам на газ. Все непросто.

Тем не менее мы готовы еще раз пригласить Украину к переговорному процессу, готовы искать компромисс. Ни о каких списаниях, ни о каких дисконтах, ни о каком распространении формата с привлечением пула инвесторов речи не идет. Это наши двусторонние отношения, и мы требуем в любом случае возврата тела долга. В остальном – возможны варианты.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы