Экономика

Нефтезависимые оптимисты

Международное рейтинговое агентство Fitch улучшило прогноз по росту ВВП России в 2017 году: теперь нам пророчат не 1,6% прироста, а целых 2%. Ранее глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что решение Fitch является результатом снижения сырьевой зависимости российской экономики: неужели это свершилось? О том, есть ли причины для радости и за счет чего будет обеспечен этот рост, рассказывает экономист Дмитрий Прокофьев.

 


Цифры против слов

По словам российских чиновников, повышение прогноза является следствием ослабления сырьевой зависимости экономики России и стало возможным «благодаря росту производства в несырьевых секторах промышленности, поддержкой которых согласованно занимается правительство».

Но слова чиновника не совсем подтверждаются цифрами. В ресурсозависимых странах рост цен на экспортируемое страной сырье ведет к ускоренному расширению ВВП. В первую очередь рост происходит за счет так называемых неторгуемых секторов (которые нельзя импортировать и экспортировать) – услуг и строительства.

Если мы хотим проверить, что стало причиной роста ВВП, – цены на нефть или «производство в секторах, поддержанных правительством», – нам надо посмотреть на структуру ВВП по видам деятельности. Если быстрее всего пошли вверх «торговля и строительство», то в начальственном оптимизме насчет ухода от нефтезависимости можно и усомниться.

Согласно последним данным Росстата, наибольший вклад в увеличение ВВП дала оптовая и розничная торговля. Ее годовой прирост составил 4,7%, вклад в прирост ВВП во втором квартале 2017 года достиг 0,7% против 0,2% в первом квартале текущего года. Динамика строительства также стала положительной – впервые с первого квартала 2013 года. По итогам второго квартала 2017 года рост строительной отрасли составил 2,8% в годовом исчислении. «Торгуемые» отрасли – добыча полезных ископаемых и обрабатывающие производства – также сохранили положительный вклад в прирост ВВП. Производство нефти во втором квартале 2017 года выросло примерно на 1,6% по сравнению со вторым кварталом 2016 года. Производство газа в России за аналогичный временной интервал увеличилось на 7,7%.

Все как по учебнику: растущие цены на сырье тянут вверх торговлю и услуги. А производство, про которое рассуждает министр, тут ни при чем.

Зато резко «провалился» сектор профессионального и технического консультирования: статистика фиксирует спад на 2,4% в годовом исчислении, ранее было – минус 1,7%. А это очень важный индикатор, он отражает спрос на услуги высококвалифицированных инженеров и организаторов производства. Если в этой отрасли отмечается падение, значит, с «промышленным ростом» что-то не так. Значит, у вас нет спроса на технологическое перевооружение и новое оборудование, без которых о промышленном росте и увеличении производительности говорить нельзя

 

Большая разница

«Зацикленность» на показателях ВВП для российской экономики представляется не самым лучшим решением в наших условиях. Чиновники жонглируют цифрой в 2% роста, сравнивая его с ожидаемым ростом ВВП в Соединенных Штатах. Там, мол, всего 3% роста, а значит, нам ничего не стоит «догнать и перегнать Америку».

Однако между российским и американским ростом ВВП есть «небольшая разница». Заключается она в размере экономик и ВВП «на душу населения». Для США прирост экономики на 3% означает рост подушевого ВВП минимум на полторы тысячи долларов. Для России прирост экономики на 2% означает рост подушевого ВВП максимум на двести долларов.

При этом государственные оптимисты почему-то не упоминают еще об одном важном показателе – уровне доходов населения. Реальные доходы россиян устойчиво снижаются уже несколько лет. Исключением стал июнь 2017 года, когда доходы не снизились, однако и не выросли. Но уже в июле этого года реальные доходы сократились на 0,9% в годовом выражении. А в августе падение составило 0,3%, хотя годовая инфляция в последнем месяце лет замедлилась до исторического рекорда в 3,3%.

Но рост экономики подразумевает рост доходов... Один из способов подсчета ВВП – это как раз суммирование доходов: населения, государства, компаний. И если, как восторгается министр, ВВП действительно растет, инфляция невысока, а доходы граждан снижаются – значит, перераспределение этих доходов далеко от эффективного.

Надо отдать должное экспертам Fitch: по поводу состояния и структуры российской экономики они не обольщаются. По данным рейтингового агентства, в России был восстановлен уровень инвестиций в экономику. Этому, как уточнили в Fitch, «способствовало развитие сектора малого и среднего бизнеса, а также такие проекты, как газопровод («Северный поток» – прим. ред.) и мост через Керченский пролив».

Про малый и средний бизнес мы уже писали, а что касается проектов… Масштаб и размеры российской экономики таковы, что несколько новых километров газопровода влияют на колебания годового ВВП. Это еще не так плохо. Есть страны, где на рост ВВП влияет даже строительство автомобильной дороги.

 

Автор – экономист Дмитрий Прокофьев

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы