Экономика

В 2016 году мы будем искать новое дно - из-за Китая

Последнее падение цен на нефть чаще всего объясняют двумя основными факторами. Во-первых, историческим решением США возобновить экспорт нефти, запрет на который действовал с 70-х годов. Во-вторых, окончательным снятием санкций с Ирана, который вот-вот выйдет на экспорт. Рынок и так уже залит нефтью, а тут еще два крупных игрока на очереди. Но есть еще один фактор, о котором мало говорят и влияние которого не столь очевидно, - это замедление экономического роста в Китае. Все очень просто: если китайская экономика продолжит падать, КНР сократит закупки нефти.

Китайские риски

Сегодня марка Brent торгуется на уровне 28,16 долларов за баррель (по крайней мере, в 13:50 по мск были такие цифры), что было для многих непредсказуемым. Ниже 30 долларов цена опустилась на прошлой неделе - 14 января. В прошлом году, когда нефть стоила порядка 40-50 долларов за баррель, Путин и Улюкаев в один голос твердили, что мы уже достигли дна. Становится очевидно, что в этом году мы отправимся нащупывать новое дно.

- Одна из причин такого падения цен на нефть – то, что в Китае замедляется рост экономики. Если говорить упрощенно, то это примерно выглядит так. Когда бизнес во всем мире ждет, что экономика будет быстро расти - в том числе за счет китайской - спекулянты вкладывают в нефтяные контракты и зарабатывают на этом деньги. А когда бизнес ожидает, что мировая экономика будет падать, спекулянты делают прямо противоположное: они продают свои нефтяные контракты и больше не вкладывают деньги в нефть, а вкладывают, скажем, в американские государственные бумаги или покупают золото, - объясняет научный руководитель Центра исследований модернизации Европейского университета  в Санкт-Петербурге Дмитрий Травин.

Этот китайский фактор уже срабатывает. В начале этого года на биржах Китая произошел обвал: индекс площадок Shenzhen Component и Shanghai Composite резко упал на 7,3 и 8 пунктов, после этого торги были закрыты. На китайское падение тут же негативно отреагировала американская биржа, российская биржа вовсе начала обваливаться. Весь мировой бизнес воспринял этот китайский импульс как «черную метку», как знак того, что нас ожидают серьезные неприятности в мировой экономике.

Впрочем, падение на китайской фондовой бирже – это, скорее, внешний показатель более серьезных, глубинных проблем, которые есть в китайской экономике сегодня.

Великое падение

Китайская экономика успешно развивалась на протяжении многих десятилетий. Сейчас наблюдается замедление экономического роста: в прошлом году ВВП КНР составил 6,9% - это самый низкий показатель за последние 25 лет.

- Китайская экономика стала замедляться в последние годы: у них были годы, когда годовой рост ВВП был более 10%, в прошлом году рост составил около 7%, в этом году 7% уже никто почти не прогнозирует. Возможно, в какой-то момент они перейдут от роста к спаду, но, конечно, не в этом году, это более дальняя перспектива, - отмечает экономист.

Как показывает мировая история, не бывает бесконечно растущих экономик. Никогда в мире не было такой экономики, которая бы росла-росла и не останавливалась, и Китай здесь не исключение.

- В Китае уже очень давно рост, там Дэн Сяопин провел в конце 70-х реформы, и с конца 70-х, на протяжении 35-37 лет экономика растет, причем иногда очень высокими темпами. Но в какой-то момент потенциал исчерпывается. Это связано с тем, что мир уже заполонен китайскими товарами, с тем, что китайцы стали больше зарабатывать, и теперь экспансия идет из более бедных стран – Вьетнама или Мьянмы – и с десятком других факторов. Любая страна рано или поздно дойдет до кризиса, в том числе и Китай: он вынужден пройти через те же проблемы, через которые проходят и другие страны, - объясняет экономист.

Бесценная нефть

Но экономика КНР неотделима от мировой. Если «мировая фабрика», как любят называть Китай, рухнет, то вслед за ней – как костяшки домино – полетят и другие страны. И в первую очередь, Россия, которая активно поставляет черное золото китайским заводам и фабрикам.

- Если китайская экономика снизит темпы роста или войдет в состояние стагнации, наша нефть, которой и так много, совсем мало кому будет нужна. Перефразируя известную фразу Салтыкова-Щедрина, можно сказать, что если сегодня за нашу нефть дают еще 30 долларов, то завтра будут давать в морду. Кто-то уже пошутил, что и приплачивать придется за то, чтобы нашу нефть кто-нибудь взял, - отмечает Дмитрий Травин.

Стоит отметить, шутка про «приплачивать» уже близка к реальности. Недавно СМИ писали о том, что покупатель одного из сортов американской низкокачественной нефти потребовал от продавца доплатить ему по 0,5 доллара за баррель - только на таких условиях покупатель готов приобретать нефть.

Особый риск для России также несут альтернативные виды энергетики. Как свидетельствуют данные BNEF, Китай в прошлом году потратил рекордные 111 миллиарда долларов на строительство инфраструктуры для производства возобновляемой энергетики, что на 17% больше, чем в 2014 году. В последние годы Китай стал крупнейшим в мире производителем и экспортером солнечных панелей.

Российский нефтяной бизнес чувствует, что пахнет жареным, и пытается распродать свою нефть до того момента, как «будут давать в морду».

- Россия сегодня бьет рекорды добычи, никогда Россия не добывала столько нефти и не выбрасывала столько на рынок, сколько это было сделано в 2015 году. Ни о каком сокращении добычи пока речи не идет. Лучше продать по 30 долларов за баррель, чем потом продавать по 20 или вообще ничего не продать, - отмечает экономист, вице-президент Ленинградской торгово-промышленной палаты Дмитрий Прокофьев.

Сейчас никто не спешит снижать объемы добычи нефти. Ранее Международное энергетическое агентство опубликовало отчет, в котором заявило, что нефтяные рынки «утонут в перепроизводстве».

- Компании добывают нефть уже не ради получения прибыли, а для получения денег. Первый, кто начнёт сокращать добычу, поможет стабилизировать рынок, но лишит себя доходов и рискует оказаться проигравшим. Это значит, что нет смысла надеяться на сокращение добычи со стороны крупнейших поставщиков, - отмечает финансовый аналитик FxPro Александр Купцикевич.

В случае, если КНР сократит импорт сырья, и рынок начнет тонуть в невостребованной нефти, не спасет Россию и так называемая дружба с Китаем, о которой мы столько слышим.

- Два года назад было очень много разговоров о том, что Китай нам даст деньги, инвестиции и так далее – Китай нам не дал ни одного, ни другого, ни третьего. Стало очевидно, что никто российскую экономику спонсировать не собирается. Кстати, товарооборот между Россией и Китаем, по китайским данным, сократился процентов на 30. Это никак не развить, - добавляет Дмитрий Прокофьев.

Более того, если в китайской экономике усилятся проблемы, это также серьезно повлияет на американскую и европейскую экономики, потому что они тесно связаны.

- Если в Китае замедлится рост или возникнет стагнация, то это неизбежно передастся Европе и Америке, поскольку будет меньше спрос на их продукцию. Пока что Америка, что бы ни говорили наши пропагандисты, показывает чудеса стабильности. Даже в нынешней тяжелой ситуации экономика США растет на 2-2,5%, что для развитой страны является очень хорошим показателем. Но это все тоже может сойти на «нет», если будет серьезный кризис в Китае. И это уже перспектива 2016 года, - резюмирует Дмитрий Травин.

Впрочем, экономист Дмитрий Прокофьев смотрит на ситуацию более позитивно. Он признает, что ситуация в Китае меняется, но в ближайшей перспективе не видит больших рисков для России, ЕС и США в связи с этим.

- Китай «идет вперёд», как и шел, только несколько медленнее, чем делал это раньше. Видимо, он подошел к тому рубежу, когда «руководящие и направляющие» указания властей перестали приносить тот эффект, который приносили раньше. Это как в спорте - хочешь выступать на чемпионате мира, значит должен следовать мировым правилам, а не придумывать собственные, - говорит собеседник издания.

Пока не очень понятно, как будет происходить дальнейшая трансформация китайской экономики, поэтому и лихорадит китайскую биржу, отмечает эксперт. Тем не менее, в международной торговле Китай ведет себя очень разумно, поэтому больших проблем в экономиках Китая, США и ЕС экономист не ожидает. Что касается России, то проблема российской экономики не столько в снижении спроса на нефть, сколько в снижении цен на нефть. К тому же Китай все-таки не главный покупатель российской нефти, следовательно, здесь риски ниже.

 

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы