Экономика

Дефицит масла в Европе: опять виновата Россия?

Оказалось, что и в Западной Европе возможны дефициты. Горячая тема всех последних дней и недель – нехватка сливочного масла и сопряженный с ней рост оптовых и розничных цен. Эксперты ищут истоки проблемы в 2014 году, когда Россия в ответ на санкции ЕС ввела продуктовое эмбарго.

 

Впереди дорогое Рождество

Федерация французских пекарей (Federation des Entrepreneurs de la Boulangerie), как говорилось в репортаже CNN, объявила ситуацию настоящим кризисом. Производители круассанов и сдобных булочек опасаются, что им не хватит сливочного масла. И предупреждают о вынужденном росте цен на свою продукцию.

По данным исследовательской фирмы Euromonitor, парижские любители традиционной сдобы к завтраку уже в июне нынешнего года платили за круассаны на 20% больше, чем годом ранее. Скачок произошел за счет закупочных цен на сливочное масло. Они еще никогда не были столь высокими, утверждают профессионалы рынка. «Дефицит масла может стать реальной угрозой к концу года»,– говорится в заявлении французской федерации.

Французам вторит Педер Туборг, главный исполнительный директор датско-шведского молочного гиганта Arla Foods. Бизнесмен тоже заявил в недавнем интервью для BBC, что к рождественским праздникам может возникнуть серьезный дефицит сливочного масла. И неизбежен дальнейший рост цен. Причина в недостаточном количестве исходного продукта – фермерского молока. «В настоящий момент мы пытаемся получить от наших производителей максимально возможные объемы сливок и масла», – подчеркнул Туборг. Национальный союз фермеров Великобритании (The National Farmers' Union) тут же назвал слова известного предпринимателя «паникерством».

Наверное, главу крупнейшей молочной компании Европы и можно заподозрить в излишнем нагнетании страхов, но ни в коем случае нельзя обвинить в незнании ситуации на рынке. Arla Foods – предприятие кооперативное. Фирма находится в коллективной собственности примерно 12500 фермеров из Дании, Швеции, Великобритании, Голландии, Германии, Бельгии и Люксембурга. Она считается главным оптовым покупателем молока, в частности, в Британии. И на протяжении многих лет была крупным поставщиком сливочного масла в Россию. Продукция компании знакома российским покупателям под фирменным брендом Anchor. Годовая выручка Arla приближается к 10 миллиардам евро.

К тому же опасения Туборга подтверждаются другими авторитетными источниками. FAO, продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН, в середине лета сообщила в рыночном обзоре об очередном скачке мировых цен на масло. Только в июне они выросли на 14%. Мировые цены достигли самого высокого уровня за все время, говорится в обзоре.

По сравнению с прошлым годом, утверждают уже европейские источники, оптовые цены на сливочное масло практически удвоились, а рост розничных цен составил как минимум 20%. В отдельных станах Европы удар по покупателям конечного продукта пока остается не слишком чувствительным. Так, в той же Великобритании средняя цена 250-граммового брикета масла стоит 1,49 фунта, а год назад она равнялась 1,35 фунта. Однако эксперты единодушно утверждают, что торговые сети не смогут вечно удерживать нынешний ценовой редут. И повторяют, что впереди у европейцев дорогое Рождество.

 

С маргарина на сливочное масло

Острую нехватку масла специалисты объясняют несколькими факторами. На первом месте идет возросшее потребление. За переменой в потребительских привычках стоят последние открытия в медицинской области. Ученые больше не берутся утверждать со всей определенностью, что регулярный прием в пищу жиров животного происхождения неизбежно ведет к болезням сердца.

В результате, по словам аналитика Euromonitor Рафаэля Моро, которого цитирует CNN, потребители стали отдавать все больше предпочтения продуктам натурального происхождения и меньшей степени переработки. В том числе и сливочному маслу. Как следствие, американцы и европейцы в массовом порядке переходят на недавний запретный плод с маргарина и прочих заменителей.

По наиболее свежим имеющимся данным, средний европеец в 2015 году съедал 8,4 фунта сливочного масла (1 фунт равняется 0,45 килограмма), а пятью годами ранее – только 7,9 фунта. Потребление среднестатистического американца за этот же период выросло с 4,9 до 5,6 фунта в год. Рестораны Макдональдс, пока только в США, отказались от маргарина и перешли на сливочное масло.

Еще больший рост потребления демонстрирует Китай, который возросшие запросы граждан в импортных молочных продуктах покрывает за счет поставок из Новой Зеландии и стран Евросоюза. По данным министерства сельского хозяйства США, в нынешнем году китайские закупки могут вырасти на 38%. В целом же, считают в американском министерстве, мировой объем потребления сливочного масла в 2017 году поднимется как минимум на 3%.

И в то же самое время, как отмечают в Еврокомиссии, в мае нынешнего года производство сливочного масла в Европе по сравнению с маем прошлого года снизилось на 5%. А складские запасы и вовсе демонстрируют форменный провал. Их объемы упали на 98%.

Другими словами, на европейском рынке образовались ножницы – спрос растет, а предложение заметно падает. И как нередко бывает в подобных случаях, возникшему дефициту предшествовал переизбыток на рынке, который наотмашь ударил по отрасли. Для производителей молока, сливок и масла он обернулся затяжным падением цен.

 

После молочного потопа – засуха

Как утверждает американский аналитический портал pjmedia.com (и далеко не он один), проблемы начались с российского эмбарго на продовольственный импорт из Европы. До этого на Россию приходилось 24% экспорта сливочного масла из стран Евросоюза. А вот что в сентябре 2015 года говорила о последствиях эмбарго CNN: «Европа тонет в молоке».

В британских магазинах, отмечалось дальше в репортаже, цена литра молока в полтора раза ниже, чем литра питьевой воды. Такая же пропорция сложилась и во Франции. В Германии вода и молоко практически сравнялись. Что касается закупочных цен, то всего лишь за год они рухнули на 20% и оказались ниже себестоимости.

По всей Европе тогда прошли протесты фермеров. Дороги перегородили тракторами и грузовиками. Брюссельскую штаб-квартиру Еврокомиссии в ходе одной из акций обстреляли тоннами сухого молока.

ЕС захлестнула настоящая волна банкротств. Многие производители предпочли расстаться с бизнесом. Так, по оценке Рафаэля Моро, только в Великобритании «goodbye» молоку сказала более чем тысяча фермерских хозяйств.

Дальнейшее известно – маятник отправился в обратный путь. По образному выражению главы Arla Foods, отрасль «нажала на тормоза». Сокращение производства постепенно справилось с переизбытком. Еще в прошлом году началась стабилизация цен на молочном рынке, а затем были отмечены первые признаки грядущей нехватки молока и дефицита сливочного масла.

Ситуация начнет выправляться в будущем году, а молочное производство вырастет на 2-3%, считает Педер Туборг. 25 августа его компания объявила о повышении цен на молоко еще на 2,6%, как сказано на крупнейшем ирландском сайте аграрных новостей agriland.ei. Цифры вроде бы небольшие, но это стало третьим повышением подряд за последнее время.

Производителей трудно упрекать в чрезмерной жадности. Те, кто пережил ценовой шок предшествующих лет, спешат воспользоваться моментом. За первое полугодие 2017 года, несмотря на спад продукции, выручка Arla увеличилась на 3%. А отпускные цены входящих в нее фермерских хозяйств выросли на 19%. В компании рассчитывают, что по итогам года рост выручки составит 1 миллиард евро. 

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы