Экономика

Для Лукашенко дружба с Украиной – билет в Европу

Визит президента Беларуси в Киев запомнился публичным выступлением полуобнаженной активистки, совершенно «заслонившей» на телевизионном экране политиков и министров. Сторонники теории заговора могут уверенно сказать, что эта акция послужила очередной маскировкой для сложной политики Александра Лукашенко в отношении Украины. 

 

Беларусь между миром и Россией

Не так давно украинский журналист и политический обозреватель Дмитрий Гордон назвал Александра Лукашенко одним из величайших политиков современности, имея в виду его удивительное умение «балансировать» между Россией и Европой. Тем более востребованным это умение может оказаться сейчас, когда Минск оказался точкой коммуникации между Евросоюзом, Россией и Украиной.

Как вообще устроена экономика Беларуси? В ее основе лежит реэкспорт российской нефти и довольно сложное внешнеторговое взаимодействие с Россией и ЕС. В экспорте Беларуси можно выделить три основных группы, дающих львиную долю валютных поступлений. Это экспорт нефтепродуктов и нефтехимии низкого передела (растворителей), экспорт калийных удобрений и экспорт пищевых и промышленных товаров в Россию и Казахстан.

Основным конкурентным преимуществом белорусских нефтепродуктов на внешних рынках (в первую очередь украинском и польском) являются особые условия поставок российской нефти на НПЗ Беларуси. Минск получает нефть по внутрироссийским ценам (без заложенной в цену экспортной пошлины). А вот налоги и пошлины от экспорта нефтепродуктов идут уже в бюджет Республики Беларусь, а не Российской Федерации. В свое время при создании так называемого «Союзного государства» президент Лукашенко договорился о том, что для собственных нужд Беларусь будет получать нефть по внутрироссийским ценам, а потом смог добиться увеличения квот на беспошлинные поставки.

Другая прибыльная для Беларуси схема появилась с введением РФ «контрсанкций» против европейских продуктов. Схема заключается в реэкспорте в РФ товаров из стран, в отношении которых действует эмбарго. По свидетельству таможенной статистики, поставки растительной продукции в Россию из Беларуси в 2016 году резко выросли: моркови – в 2,6 раза, яблок – в полтора раза, пекинской капусты – в 3,3 раза. Украинские сыры, норвежская рыба, бельгийские груши по-прежнему едут в РФ через Беларусь.

Наглядный пример – польские яблоки. Крупнейший европейский производитель яблок – Польша – до санкций лидировала по экспорту этих фруктов в Россию. Но в марте 2017 года, как написала польская газета Dziennik Gazeta Prawna, экспорт польских яблок в РФ оказался восстановлен практически в досанкционном объеме – через Беларусь. По данным ФТС России, это не совсем так, выросший экспорт яблок из Беларуси пока такого объема не достиг. Зато поставки польских яблок в саму Беларусь выросли по итогам 2016 года до 550 тысяч тонн – почти вчетверо по сравнению с досанкционным периодом, когда экспорт составлял 153 тысячи тонн.

Беларусь оказалась бенефициаром продуктового эмбарго и по молочной продукции – на эту страну приходится теперь 85% российского молочного импорта. По оценке Национального союза производителей молока, поставки молочных продуктов из Беларуси в Россию с 2014 по 2016 годы выросли в полтора раза – до 6,5 миллиона тонн, при том, что сама Беларусь производит около 7,2 миллиона тонн такой продукции.

«Беларуськалий» – бюджетообразующее предприятие в стране. БКК по объемам является крупнейшим поставщиком на мировом рынке и в состоянии даже влиять на цены этого рынка. Были периоды, когда экспорт калийных солей давал до половины всех валютных поступлений Беларуси и больше половины всех корпоративных налоговых поступлений. Если вычесть из общего экспорта нефтепродукты и калийные соли, то 75% экспорта Беларуси приходится на рынок РФ и Казахстана. Это обусловлено двумя причинами. Первая – это единая система стандартов, общие производственные цепочки еще советских времен, плюс влияние российского капитала в Беларуси. Второй причиной является членство Беларуси в Таможенном союзе, которое позволяет поставлять товары в Россию без таможенных барьеров.

 

Поворот в Европу через Украину

Таким образом, экономика Беларуси очень тесно связана с российской и от нее зависит. Кроме того, практически все крупные предприятия Беларуси находятся в государственной собственности, независимого «национального капитала» просто нет. Пока нет.

С одной стороны, это позволяет назвать Минск «последним оплотом СССР», с другой, позволяет Лукашенко в случае необходимости разыграть «приватизационную карту», договорившись с иностранными инвесторами. Хозяин Беларуси уже не раз демонстрировал чудеса политической гибкости.

Как заметил российский экономист Андрей Мовчан, Беларусь больше похожа на крупную компанию. «На корпорацию, в которой есть жесткий СЕО, который ей управляет. И корпорация пока прибыльна. В этом смысле, Беларусь меньше страна – страны, как правило, разделены фракциями, течениями, интересами разных групп и элит. А Беларусь очень консолидирована, словно ведет некий единый бизнес и очень тактична, а не стратегична. У Беларуси нет стратегии, какой страна будет через 30 лет – никто не знает», – сказал он.

Однако сама логика развития европейской экономики тянет и Беларусь, и Украину в европейскую орбиту. Условная ось «Польша-Беларусь-Украина» могла быть стать новым центром экономического роста Евросоюза – именно здесь требуется инфраструктурное развитие, есть свободные площади, рабочие руки и образованное население, стремящееся к заработку и росту благосостояния.

И в формировании такого союза позиция Беларуси может оказаться определяющей. Поэтому экономические связи между Украиной и Беларусью буду укрепляться. Для Лукашенко дружба с Украиной может оказаться входным билетом в Европу, его позиция в отношениях со своим южным соседом уже избавила его от титула «последнего диктатора», и хозяин Беларуси наверняка сумеет использовать этот шанс – тем более, что он в интересах обеих стран.

 

Автор – экономист Дмитрий Прокофьев

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы