Политика

Евросоюз с США не поссорятся, а Китаю мы не нужны

Не успел Дональд Трамп подписать новый санкционный пакет, как в телевизоре появились горячие головы, рассказывающие о том, что теперь-то Европа наверняка поссорится с США, а Россия повернется лицом к Китаю (Китай, видимо, тоже должен будет куда-то повернуться). Экономист Дмитрий Прокофьев рассказывает, почему ни первое, ни второе не произойдет.

 

Вопреки телевизору

В качестве основания для такого мнения приводятся подредактированные цитаты европейских политиков, которые выражают недовольство Вашингтоном, сокрушаются об убытках «европейских компаний» и угрожают «ответными мерами». Речь здесь, разумеется, идет не о каких-то абстрактных компаниях, а о самых конкретных – тех, которые вовлечены в строительство газопровода «Северный поток-2». И фразы такие действительно звучат, и в Европе есть персонажи, недовольные американскими санкциями в отношении «Северного потока-2». Но все же европейские бизнес и политика устроены не совсем так, как это принято представлять в России.

С точки зрения европейцев, «покупка российского газа» и «строительство российских газопроводов» – это, как говорили в Одессе, «две большие разницы». Советский Союз и Россия уже полвека гонят газ в Европу по газотранспортной системе, построенной еще при Брежневе и проходящей через территорию Украины.

При этом, несмотря на пропагандистскую трескотню, российский «Газпром» и украинский «Нафтогаз» сотрудничают в смысле экспорта вполне успешно. Согласно официальным данным «Газпрома», в июле 2017 года корпорация увеличила свой экспорт в дальнее зарубежье на 15% (до 15,1 млрд куб. м). В целом же с начала года экспорт российского газа вырос на 12,6% (до 110,8 млрд куб. м газа).

И никакие новые газопроводы для этого не понадобились, хватило старых газотранспортных систем. Объемы экспорта растут, но и цена на газ снижается. По данным ежеквартального отчета ВР, во втором квартале 2017 года средняя цена на природный газ в Европе снизилась до 158,2 долларов за тысячу кубометров, что на 17% меньше, чем в первом квартале текущего года.

 

Любой каприз за ваши деньги

Но если россияне желают построить какие-то новые газопроводы, разве будут возражать против этого европейские подрядчики? Ни в коем случае! Любой каприз за ваши деньги. Россияне хотят строить и готовы платить – что ж, это их дело. Только в прошлом году сумма контрактов главных российских подрядчиков «Газпрома» превысила 500 миллиардов рублей – как можно отказаться от такого золотого дождя? Участие в газпромовских «потоках» – это не только «живые деньги» из России, но и дополнительные выгоды в виде ценовых скидок и более мягких условий газовых контрактов. При этом все риски проекта принимает на себя российская сторона.

Российские газопроводы – это деньги для немецких компаний, налоги для германского бюджета, рабочие места и зарплаты для немецких избирателей. Поэтому когда германский политик «возмущается» американскими санкциями, он просто делает свою работу.

А возмущаться «американскими санкциями» в Германии можно безо всяких проблем! Европейские компании – Engie, OMV, Shell, Uniper, Wintershall – уже успели предоставить финансирование для проекта «Северный поток-2» до принятия нового санкционного пакета. О том, что эти средства пришли на счета компании Nord Stream 2 и уже «работают на проекте», еще в начале июня заявил зампред правления «Газпрома» Александр Медведев.

Европейские партнеры подрядчиков российского газового монополиста ничем не рискуют. Можно спокойно укладывать трубы на морское дно, не опасаясь санкций из Вашингтона и не дожидаясь разрешений от Брюсселя. Более того, европейские компании получат свое вознаграждение вне зависимости от того, будет в Германии создана инфраструктура для приема дополнительных объемов газа или нет. Построенный газопровод и оплаченный газ – это совсем не одно и то же. Если у россиян не получится построить газопровод и продать газ – европейцы просто заберут заработанные деньги и уйдут восвояси.

Так ведь уже случилось с «Южным потоком». И никто в Европе не стал сражаться за «российские трубопроводы» – если россияне хотят спускать свои миллиарды в прямом смысле слова «в трубу», пусть об этом болит голова у миноритарных акционеров «Газпрома» и российских налогоплательщиков. По состоянию на 31 марта 2017 года, стоимость объектов незавершенного строительства «Газпрома» достигла 2909 миллиардов рублей с учетом резерва на снижение стоимости. В тот момент это составляло четверть общей стоимости всех основных средств компании.

 

Дела против слов

Кроме того, европейский рынок газа устроен совсем не так, как российский. В Евросоюзе действительно считают, что лучшая гарантия развития рынка и стимул к поддержанию вменяемых цен – это конкуренция. Поэтому «Газпром» сколько угодно может рассказывать о своих преимуществах или пытаться демпинговать, на «генеральную линию» Евросоюза в отношении газового рынка и его перспектив это не повлияет. Потому что эта линия уже обозначена реальными делами, а не заявлениями.

Строится «Южный газовый коридор» для получения газа через Турцию из новых источников: Азербайджана, а в будущем – Ирана, Иракского Курдистана и, возможно, Туркмении. Строительство Трансанатолийского газопровода TANAP завершено на 77%. Регулирующие органы Евросоюза приняли резолюции о поддержке других маршрутов поставок газа – из стран Средиземноморья. Развиваются сети терминалов для сжиженного природного газа. Строятся «перемычки» через границы – для обеспечения переброски газа из страны в страну на случай, если в Москве опять решат «закрутить газовые краны».  

Не боятся европейцы и грозной риторики Москвы о грядущем расколе Запада, там и не такое слыхали. В начале восьмидесятых годов прошлого века советские ракеты средней дальности были нацелены на германские города, а Москва устами генерального секретаря грозила Европе ядерной войной. Но газопроводы исправно качали газ в обмен на твердую валюту, а эта валюта возвращалась на Запад в обмен на хлеб.

 

Money talks

Что же касается возможного раскола между США и Евросоюзом, то экономические связи Европы и Штатов и объем их взаимной торговли таковы, что даже возможные противоречия в вопросах международной политики не смогут ослабить эту интеграцию.

Объем взаимных вложений США и ЕС в последние годы в десятки раз превосходит поток прямых инвестиций между ЕС и Россией. Сумма прямых инвестиций между ЕС и США в период с 2012 по 2015 год выросла с 250 до 600 миллиардов евро, в то время как с Россией взаимные инвестиции сократились – примерно с 30 миллиардов евро до 10 миллиардов.

За последние десять лет объем торговли ЕС-США вырос на 180 миллиардов евро, достигнув 600 миллиардов евро. С Россией объем европейской торговли сократился на 30 миллиардов евро: в 2016 году он не превысил 200 миллиардов евро.

Возможные финансовые потери европейских подрядчиков российских газопроводов огорчают бизнесменов и политиков. Но эти огорчения не перевесят выгод и перспектив от сотрудничества Европы с США и со всем миром.

Что же касается отношений с России с Китаем и возможных «китайских предупреждений», то и здесь экономика вступает в противоречие с телевизором. Вот всего лишь один пример. План строительства терминалов сжиженного природного газа (СПГ) в Китае предусматривает высокие темпы роста (8,6% в год) и достижение к 2025 году суммарной мощности регазификационных терминалов до 100 миллионов тонн. Это выше суммарной пропускной способности всех газопроводов китайского направления, когда-либо упомянутых руководством «Газпрома».

 

Автор – экономист Дмитрий Прокофьев

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы