Экономика

Страны Африки и Сербия – это наши перспективы или безысходность?

Торговому сотрудничеству России с африканскими государствами и Сербией были посвящены две отдельные сессии на ПМЭФ-2017. Насколько перспективны для нас страны Африки и Сербия в качестве торговых партнеров?

 

Советское прошлое

Вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил на ПМЭФ, что Россия и Сербия обсудят вопрос о создании совместной особой экономической зоны. Сербская сторона, в свою очередь, дала понять, что никогда не станет вводить какие-либо санкции в отношении России. Обстановка к экономическому сотрудничеству располагает, но что говорят цифры?

В рейтинге торговых партнеров России Сербия находится в конце четвертого десятка: это далеко не самый активный покупатель российских товаров и не самый успешный наш поставщик.

Радует только то, что продаем мы в Сербию намного больше товаров, чем покупаем там. Правда, в прошлом году наши поставки немного снизились, а сербские, наоборот, выросли. По данным сербской таможни, в 2016 году объем российского экспорта в Сербию составил $1,51 млрд, что на 14% меньше показателя предыдущего года. В то же время поставки из Сербии в Россию выросли на 9% и составили $0,79 млрд.

По словам исполнительного директора Ассоциации малых и средних экспортеров Юрия Шурыгина, сербский рынок для России перспективный, несмотря на небольшие объемы взаимной торговли.

– Рынок Сербии сам по себе не очень большой, но у нас здесь есть очень хорошие перспективы. Там огромный потенциал для российских производителей, которые могут поставлять оборудование и комплектующие для объектов советской постройки. Во времена Советского союза в Сербии было построено много энергетических объектов, различных тепловых электростанций. Используемое там оборудование сделано полностью по нашим стандартам. Наши компании этот рынок немного упустили, но сейчас позиции начинают восстанавливать, – рассказывает эксперт по экспорту.

– Потенциал на этом рынке есть, если в таком формате выходить. Участие в каких-то инфраструктурных проектах тоже возможно: если у них будут планы по развитию энергетики, российские компании смогут активно поучаствовать, – добавляет собеседник.

По данным Ассоциации малых и средних экспортёров, в прошлом году мы покупали в Сербии свежие яблоки, колготы, лекарственные средства, свежие персики и нектарины, центробежные насосы, молодые сыры и творог, медные трубы, свежую землянику, автомобильные шины, алюминиевые плиты, листы и ленты.

Мы в Сербию везем в основном сырье. В прошлом году продавали сырую нефть и нефтепродукты, природный газ, моторные железнодорожные и трамвайные пассажирские вагоны, товарные или багажные открытые платформы, нелегированный алюминий и мочевину.

 

С Африкой будет сложнее

Если сложить товарооборот России со всеми африканскими странами, то Африка может попасть во вторую десятку торговых партнеров РФ. По данным ITC Trade Map, объем российского экспорта в страны Африки в 2016 году составил $10,1 млрд, что на 14% больше показателя 2015 года. Объем российского импорта из стран Африки за 2016 год составил $1,6 млрд, что на 30% больше показателя предыдущего года.

– В Африке немного стран, где есть высокая покупательная способность. С точки зрения интересов российских компаний, можно выделить две страны – это Египет и Южная Африка: там есть устойчивый спрос и платежеспособность. Неплохие шансы есть в Гане, можно посмотреть отдельные позиции по Кении. Рынок Нигерии – самый большой, но туда россияне пока не смогли зайти. Интересны рынки стран Северной Африки: это Марокко, Алжир и упомянутый Египет, а в Тунисе ловить нечего,– рассказывает исполнительный директор Ассоциации малых и средних экспортёров Юрий Шурыгин.

Главный барьер на пути в Африку – отсутствие денег в африканских государствах.

– Практика показывает, как ни странно, что в Африку можно продавать абсолютно все. Только есть нюанс такой: у них нет денег. Самый стандартный формат, который предлагают в африканских странах: вы к нам приходите как инвестор, создавайте рабочие места в стране, открывайте производства и тогда получайте выход на рынок, – говорит эксперт.

– В Марокко хорошие завязки по цитрусовым, работают энергетические компании – строят электрику. У нас сейчас лежит запрос на пиломатериалы из Судана, – рассказывает Юрий Шурыгин. – Но для малого и микробизнеса рынок Африки не очень интересен, разве что могут быть какие-то отдельные поставки топливных материалов или пиломатериалов, строительных материалов. Рынок Египта, например, очень интересен производителям строительной и дорожной техники, потому что там сейчас строится новая столица.

Таким образом, у Африки и Сербии как у рынков сбыта есть очень хороший потенциал.

– Но зайти на рынок Сербии, или даже восстановить позиции, российским компаниям будет проще. А вот при покорении Африки компаниям придется ориентироваться на долгосрочные интересы в регионе. В Африку поедут те, кто сможет туда инвестировать – время и деньги, а в Сербию надо просто вернуться, – еще раз отмечает эксперт.

КАМАЗ уже изъявил желание открыть сборочное производство в Сенегале, об этом в кулуарах ПМЭФ сообщил гендиректор компании Сергей Когогин. «Явно страна хочет рабочие места – когда я встречался с президентом (Сенегала – прим. ред.), понял, что для него этот вопрос крайне важен. Население молодое, наблюдается дефицит рабочих мест. Сразу после встречи нам были представлены условия для ведения бизнеса на территории индустриального парка недалеко от Дакара», – сказал он журналистам, передает «Прайм».

В форуме приняла участие делегация из Габона, которая приехала в Северную столицу в поисках инвесторов. «Цель приезда на международный экономический форум в Санкт-Петербург, прежде всего, привлечь российских инвесторов в ключевые отрасли нашей экономики: горно-рудное дело, нефть, лесное хозяйство. Еще одна цель – представить всем экономическим операторам, которые участвуют в форуме, возможности (Габона – прим. ред.) для инвестирования», – заявил премьер-министр Габона Эмманюэль Иссозе-Нгонде.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы