Экономика

Тень импорта на распутье

Месяц как вступил в силу указ президента России "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации". На основании Указа правительство установило полный перечень товаров, запрещенных к ввозу в Россию из ряда государств, которые ранее ввели экономические санкции против отечественных компаний и граждан. Уже никто особо и не комментирует сие действие: ощущение, как будто лет десять последних жили в этих странных условиях. Причем даже фуа-гра и хамон пока с прилавков российских магазинов не пропали и в цене не выросли. В целом цены на продовольствие пошли вверх - так они и без санкций не особо стояли на месте и тем более не снижались. А если оценить рост цен на основные виды продовольствия с начала года, то до введенных запретов цены на некоторые виды продовольствия росли быстрее. Скорее всего, введенный запрет и сыграл свою роль в росте цен провокационную роль, но этот рост больше спекулятивный.

Российский продовольственный рынок оказался морально не готовым к введению таких запретов. И если отбросить лозунги про увеличение в разы надоев, уловов, забоев, постригов и тому подобное (кстати, такие лозунги в основном идут от чиновников, а не от предпринимателей, которые понимают, чего стоит увеличение тех же надоев хотя бы на 10%), то становится очевидным, что ничего в отечественной сельскохозяйственной отрасли в ближайшие годы в лучшую сторону не изменится. Так что придется либо ждать отмены запрета на ввоз продукции ЕС и США, либо постепенно привыкать к аналогичной продукции из Южной Америки, Азии, Африки.

Вопрос к чиновникам, так активно обещающим в ближайшие месяцы в разы увеличить объемы выпуска отечественной сельскохозяйственной продукции, вопрос даже не о том, как они это собираются сделать, хотя и очень интересно знать, вопрос в том, а что до сих пор им мешало это сделать за годы?

30 января 2010 года, будучи президентом России Дмитрий Медведев подписал Указ «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации».

Через два года Дмитрий Анатольевич становится премьер-министром. Казалось бы, им же утверждённая Доктрина, им же (точнее, правительством, которое возглавил Медведев) должна, даже обязана реализовываться. Все просто, понятно и мотивировано. Пункт 8 Доктрины: «Для оценки состояния продовольственной безопасности в качестве критерия определяется удельный вес отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка соответствующих продуктов, имеющих пороговое значение в отношении:

зерна – не менее 95 процентов;

сахара – не менее 80 процентов;

растительного масла – не менее 80 процентов;

мяса и мясопродуктов (в перерасчете не мясо) – не менее 85 процентов;

молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) – не менее 90 процентов;

рыбной продукции  - не менее 80 процентов;

картофеля – не менее 95 процентов;

соли пищевой – не менее 85 процентов…».

Получается, что, либо до 8 августа требования по обеспечению продовольственной безопасности не были выполнены в достаточном объеме (приписки? Обман? Необъективная статистика импорта и внутреннего производства? – в любом случае, как минимум, халатное отношение ответственных чиновников к своим обязанностям), либо за два дня, с 6 по 8 августа 2014 года, резко изменились пропорции соотношений - причем не в пользу отечественного производителя. Можно допустить, что за два дня вся российская рыба ушла на дальний кордон и перестала клевать, но коровы? С ними-то что не так?..

Кстати, в Доктрине определены риски и угрозы обеспечения продовольственной безопасности. Одно из таких направлений – «внешнеторговые риски, вызванные колебаниями рыночной конъюнктуры и применением мер государственной поддержки в зарубежных странах». Доктрине 4 года; еще в 2010 году пропорции, риски и угрозы были определены, меры, механизмы и ресурсы обеспечения тоже были определены, осталось дело за малым: за пару-тройку лет привести все в состояние полной продовольственной безопасности. Не получилось? Не смогли? Не захотели?

В любом случае, если правительство не найдет в ближайшее время способ контролировать цены на продовольствие, то, по традиции, поиском этого способа займется генеральная прокуратура и СКР, а население будет  искать альтернативные способы добычи продовольствия - ну или, как минимум, альтернативные варианты ценообразования.

Но это все, так сказать, где-то там, очень высоко и далеко от понимания обывателя. Обывателя сейчас больше беспокоит, как в нынешних условиях будет себя вести таможня.

Введенный запрет приостановил огромные импортные товаропотоки продовольствия, которые сейчас уверенно переориентируются через Беларусь, в меньшей степени через Казахстан, во всяком случае, мимо российской таможни. Надо полагать, что уже в сентябре ФТС оценит эти переориентированные потоки в деньги, а точнее, в таможенные платежи, которые недобирает бюджет. А план никто не отменял. А за план спросят, еще как спросят. Поэтому, с высокой долей вероятности, вполне можно спрогнозировать в ближайшее время проведение компании по дособиранию таможенных платежей. Что это и как это будет, знает любой импортер, кто хотя бы раз ввозил товар в страну. Будет больно.

Кто будет исправлять ситуацию? Да, те, кто ввозят и стараются ввозить товар с полным соблюдением таможенных правил. Все, как обычно, грузят на тех, кто везет. По нашим данным, отклонение от плана по перечислению в доходную часть бюджета платежей превышает более 50 млрд. рублей. Правда, это сумма с начала года, но сегодняшняя ситуация - хороший повод пересмотреть правила.

Больше всего ФТС, в лице УРиОК, должна быть недовольна ситуацией по недобору платежей в ЦТУ, СЗТУ, ЮТУ, причем парадокс ситуации в том, что именно в ЦТУ располагается большая часть участников ВЭД, которые по оценкам УРиОК соответствуют установленным «критериям добросовестности импортеров». Теперь видимо придется выбирать, как жить дальше - по закону или по совести, а заодно и на практике проверить, как оно - быть «добросовестным импортером».

Попробуем спрогнозировать, в какой товарной группе импортеров попросят доплатить (в ожидании массовых КТС):

- импортеров фармацевтической продукции (30 группа);

- импортеров одежды и принадлежностей к одежде (61 и 62 группы);

- импортеров обуви и их деталей (64 группа);

- импортеров мебели (94 группа).

Математика очень простая, объем импорта и налогоемкость товара, все в соответствии с до сих пор актуальной  «шкуркинской» методикой. Ничего нового.

Вот такой вот вариант получается. С одной стороны ФТС требует, будет требовать доплаты, с другой стороны - уходящий в контрабанду и контрафакт поток продовольствия из ЕС и США, а если наши прогнозы оправдаются, то туда же, "в тень" потянется  одежда с обувью и фармацевтика, что уже совсем недопустимо. И это не вариант, когда бизнесу предлагают определиться, с кем ему быть - «с умными или с красивыми». Тут все намного циничнее. ФТС не оставляет участнику ВЭД особого выбора: либо банкрот, если ФТС потребует доплатить недоимку по расчету ФТС, либо уход импортера в тен. Оба варианта плохи и для предпринимательского сообщества, и для государства.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы