Экономика

Вложились в силовиков: почему на МВД не жалеют денег

Две трети бюджетных средств, дополнительно выделенных на нужды МВД, пойдут на зарплаты чиновников от полиции. Речь о 7,3 миллиарда рублей – помимо ранее заложенных в бюджете. Эксперты объяснили, на что именно и почему требуется столько денег.

 

Вложились в силовиков

Минфин предложил дополнительно выделить 11,4 миллиарда рублей в 2017 году для МВД, следует из поправок к закону о трехлетнем бюджете, которые внесли в Государственную думу 26 мая. Увеличение расходов связано с ростом доходов бюджета в 2017 году, в первую очередь, за счет более высоких, чем планировалось, цен на нефть.

Большую часть этих денег – 7,3 миллиарда – направят на зарплаты руководящему составу, еще 1,6 миллиарда – на ведомственную медицину и образование. При этом зарплатный фонд оперативных сотрудников сократят на 8,9 миллиарда рублей.

Эти цифры контрастируют со сравнительно небольшими надбавками на социальные расходы. Так, дополнительные расходы для Министерства здравоохранения составят всего 1,8 миллиарда рублей, а для Министерства образования и науки – 1,3 миллиарда рублей. 

Экономист, профессор Европейского Университета в Санкт-Петербурге Дмитрий Травин считает, что все это не случайно.

– Эта тенденция наметилась уже несколько лет назад. На силовиков и военно-промышленный комплекс идет все больше денег, а на образование и здравоохранение – все меньше. Руководство нашей страны вкладывает деньги именно туда, где это поможет им удержать политический режим. Денег недостаточно для того, чтобы народ был также доволен, как в нулевые годы. Так что надо вкладывать в силовиков, чтобы в случае недовольства широких масс хотя бы силовики были довольны и могли бы участвовать в наведении порядка , – поделился своим мнением эксперт.

 

Деньги – чиновнику

Вместе с тем большая часть работников полиции занята вовсе не разгоном митингов, а рутинной и важной для общества работой «на земле». Однако участковым дополнительно выделенные средства помогут мало – большая часть денег уйдет на зарплаты их многочисленного руководства.

Ведущий научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете Кирилл Титаев объяснил, почему МВД неизбежно превращается в занятого лишь внутренним документооборотом «бумажного монстра»

– Главная проблема МВД в том, что это самое большое вертикально интегрированное федеральное ведомство. Управлять им сложно. МВД – это не армия, которая сама себе ставит задачи. Задачи армии довольно однообразны и сводятся к боевой учебе. МВД решает очень разнообразные и сложные задачи, поступающие из внешнего мира. Любая попытка управлять этим сверху приводит к высочайшей бюрократизации и перепроизводству отчетности, – отметил он.

– Условно говоря, каждый чих каждого участкового должен быть прозрачен и виден всей вертикали руководства – от непосредственного начальства до министра. В результате на каждом этаже у нас огромное количество людей отвечает за документарное обеспечение этой деятельности. Системных решений этой проблемы очень мало. Может, чуть-чуть поможет информатизация. Но реально без децентрализации полиции ничего не поменяется. Участки должны быть переподчинены областным, городским или районным властям, – добавил эксперт.

По данным Института проблем правоприменения, сейчас в МВД на двух подчиненных «на земле» приходится один начальник или специалист по документообороту. Именно чиновниками, а не полицейскими являются более трети кадрового состава. Многие люди напрасно носят погоны, ведь выполняют только бюрократические обязанности. Например, сотрудники миграционных подразделений.

– Совершенно непонятно, почему человек, который выдает вам паспорт, должен выходить на пенсию в 40 лет и получать надбавку за то, что он офицер. Реальное соотношение настоящих полицейских к занятым документооборотом – примерно 60% на 40%, – сказал собеседник.

Деньги, которые выделяются на ведомственную медицину, также могут быть неэффективно потрачены.

– По всем отзывам, средняя ведомственная больница расположена дальше, чем муниципальная, и оборудована хуже. Так как ее сотрудники подчинены все тому же МВД, у них возникают сильные стимулы скрывать профессиональные заболевания пациентов, ставить диагнозы, которые более удобны и дают меньше льгот. Существование этой системы – это дополнительный репрессивный инструмент в отношении сотрудников полиции. Он делает их еще более зависимыми от своего начальства. С моей точки зрения, система ведомственной медицины должна быть уничтожена как можно быстрее, – отметил Кирилл Титаев.       

 

 
Партнеры:
Похожие материалы