Экономика

Хуруджи: На расследование одного уголовного дела государство тратит 35 млн рублей

Оправдание предпринимателя Александра Хуруджи – единственное позитивное решение за последние пять лет среди уголовных дел по экономическим статьям. О том, почему это событие расценивают как переломное, кто инициировал дело, что будет с компанией «Энергия» и как выжить во время судебных тяжб, рассказал предприниматель в интервью ПРОВЭД.

 

– Это дело называют «перезагрузкой в умах», прецедентом, переломом. В чём, по-вашему, важность момента?

– Для тех, кто столкнулся с уголовным преследованием, появилась  надежда, что правосудие существует. Объяснить это жителям Санкт- Петербурга, Москвы трудно, они не могут даже представить, что меняется в регионе. Взять хотя бы фактор «трёх ключевых фигур»: ушли с постов замгенпрокурора РФ по ЮФО Сергей Воробьёв, глава СУ СК по Ростовской области Юрий Попов, после 17 мая не выйдет на работу глава ГУ МВД по Ростовской области Андрей Ларионов. Это не просто звенья цепочки, а целый круг людей, которые друг друга покрывали.

Но это вопрос федерального масштаба, потому что люди не верят во власть, в собственные возможности, в закон.

– Это крепкая система, которую сложно разрушить.

– Нет системы, есть осколки, и они гниют каждый в своем болоте.

– Не получится, что со временем люди, которые придут им на смену, вернут всё на «круги своя»?

– Есть риски, что вместо одного неэффективного придёт другой. Но встряска, которая произошла, плюс предвыборный период, плюс запрос общества на перезагрузку – «накипело», «надоело» – приводит к тому, что власти приходится слышать даже неприятные вещи. Преследования приводят к тому, что самые эффективные предприниматели уезжают из страны. Скоро «доить» будет некого, а без предпринимательства не поднять экономику. Сейчас тяжело, но не надо увеличивать налоги, дайте вздохнуть бизнесу – когда постоянно закручиваешь гайки, возможен негативный сценарий.

Для меня это ключевой момент. Я не хочу уезжать из России, это моя страна, и я не заяц, чтобы отсюда бежать из-за кучки оборованцев, которые использует свои погоны, чтобы обогащаться.

– Помимо верхушки есть среднее звено, например, адвокаты. Знаю, в СИЗО даже на стенах написаны имена продажных защитников, которым нельзя верить.

– Да, это так, есть адвокаты-решаки, которые зарабатывают на человеческой беде. Мы их называем «мошенники на доверии»: они входят в доверие к клиенту, который готов на всё, чтобы спастись. Некоторые могут взять деньги и ничего не решить, некоторые действительно способны помочь, но система устроена так, что вопросы решаются за деньги. Но есть риск получить статью «дача взятки». И таких случаев немало, когда человеку грозило три года, а за взятку получил семь. В СИЗО на стенках выцарапывают их имена, чтобы знали и не верили им.

 

a 2

После вынесения решения суда, Александр Хуруджи и Борис Титов

 

– Есть надежда вернуть компанию «Энергия»?

– С точки зрения здравого смысла ни один человек не поставит на это больше одной тысячной шанса. Из предприятия выкачали 1,2 миллиарда рублей, и даже если выиграть все иски, толку мало – его тут же обанкротит ФСК. При этом деньги выведены на какие-то фиктивные конторы в Чеченской республике. Но вычислить их можно, если на то будет воля и желание людей в погонах. Самостоятельно это сделать невозможно.

– Тогда, может, плюнуть на всё и просто жить дальше?

– Я уже стал заложником этого громкого дела и обязан довести до конца, хоть это высосет много сил и денег. Если на полпути остановлюсь, мне скажут: «Саша, ты призывал жить по закону, и что? Платил бы уже, как все, откаты, не потерял бы предприятие – зачем боролся?»

Это вопрос, на который каждый отвечает себе раз в жизни: как жить? Либо ты даёшь взятки, либо живёшь по старой дурацкой пословице «Жизнь  – борьба для дураков». Да, я поступил в каком-то смысле как дурак, с точки зрения прагматизма, проще было заплатить. Но ставки высоки, а у меня всё вложено, свободных денег нет. И это моя жизненная позиция – не отстёгивать никому. К тому же меня выбрали для показной порки, как сильного, чтобы все слабые боялись. А это 3500 организаций по стране, которым не платила МРСК. Они зависимы от тех, кто диктует правила, поэтому отстёгивают. И сейчас ждут, чем это закончится. Ещё я на тот момент был руководителем АСИ в ЮФО, призывал всю страну работать по-честному. И уже в каком-то смысле стал заложником того образа, который сам же создавал.

– Что именно вы будете делать, чтобы довести дело до конца?

h 1Суд полностью оправдал предпринимателя Александра Хуруджи– Подаются иски, количество статей, по которым идут различные мероприятия, около десяти, в том числе и мошенничество в составе группы лиц. Я не только буду наказывать, но и истребую деньги от каждого за то, что потерял. Я не собираюсь от государства получать деньги по реабилитации, но я не говорил, что не собираюсь их получить со следователя Гринина как физического лица, который сознательно фабриковал дело и своими действиями нанёс мне ущерб. К слову, он отчитался, что расследование обошлось в 0 рублей. Это при том, что были командировки по всей стране, проводились экспертизы (одна стоит от 350 до 800 тысяч рублей), слежки. А это как минимум деньги на бензин – и всё из госказны. Эксперты говорят, что такие расследования  обходится государству примерно в 35 миллионов рублей.

–  Прошу прощения за меркантильность вопроса: как удавалось во время процесса выживать в условиях арестованных счётов, потерянного бизнеса, необходимости содержать адвокатов и летать из Ростова в Москву и обратно?

– Были накопления, мы их полностью растратили. У меня есть доля в IT-проектах, которые делают полезные сервисы. Какие-то были запущены до посадки, какие-то пришлось додумывать, когда сидел, я же понимал, что когда выйду, не на что будет жить. За счёт них зарабатываю на жизнь для семьи. Есть ещё ИП, иногда оказываю юридические услуги по подготовке документов для энергетической отрасли. Есть, в конце концов, друзья, которые готовы дать взаймы, и планы на крупные проекты, которые скоро буду запускать.

Что касается перелётов, в свое время нашёл хитрое решение – летал по системе «деловой проездной». Там накопился большой лимит миль, и сейчас этим пользуюсь.

– Бизнес, по мнению обывателя, нужен, чтобы заработать больше денег. У вас ещё было АСИ, сейчас партия Роста и общественная деятельность омбудсмена. Какой-то идеалист от бизнеса, это непонятно простому человеку.

– Действительно, обыватель не поймёт. Человек сначала растёт, чтобы заработать на кусок хлеба с маслом. А в какой-то момент деньги ради денег становятся не интересны. Я 26 лет в бизнесе, давно понял, что на жизнь всегда заработаю и просто делать деньги стало уже неинтересно. Мне нравилось то, чем занимался в АСИ, я получал от этого удовлетворение. А когда стал омбудсменом, удовлетворение, когда удаётся освободить человека, вообще ни с чем не сравнить. У меня уже другое отношение к деньгам – это инструмент, на него нельзя молиться. Сейчас я придерживаюсь правила: надо кайфовать от каждого дня, радоваться жизни, не пропустив ни одного мига. 

 

Напомним, Александр Хуруджи, акционер АО «Энергия», был арестован в ночь со 2 на 3 декабря 2015 года. Его обвинили в мошенничестве по ст. 159 УК РФ и в хищении около 500 миллионов рублей у ПАО «МРСК Юга». В августе 2016 года он вышел из СИЗО под залог. Директор компании «Энергия» Сергей Конопский находился под домашним арестом, около месяца назад его освободили.

Заключительное заседание по делу Александра Хуруджи и Сергея Конопского состоялось 3 мая: суд вынес оправдательное решение.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы