Аналитика

Кто должен подавать предварительную информацию таможне: мнение эксперта

Таможня, декларанты и морские перевозчики не могут договориться, кто же всё-таки должен подавать предварительную информацию о ввозимых морским транспортом грузах. Руководитель по морскому направлению ООО «Экспертный консалтинг» Галина Галкина объяснила, как в данное время этот вопрос регулирует законодательство, что изменится в связи с принятием в декабре 2016 года таможенного кодекса ЕАЭС и поделилась своим взглядом на сложившуюся ситуацию.

galina galkina

В конце декабря 2016 года на заседании Высшего Евразийского экономического совета, на котором главы государств — членов Евразийского экономического союза (Армении, РФ, Казахстана, Киргизии) подписали Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС). Вступить в силу ТК ЕАЭС может с 1 июля 2017 года.

В новом Таможенном кодексе есть норма (ст. 11) касательно представления таможенным органам предварительной информации.

Статьей 11 ТК ЕАЭС установлено, что состав предварительной информации, структура и формат такой информации, порядок и сроки представления предварительной информации, лица, которые обязаны либо вправе представлять таможенным органам предварительную информацию, определяются Комиссией Евразийского экономического союза (ЕЭК).

В настоящее время для реализации вышеназванной нормы Коллегией ЕЭК разрабатывается проект Решения о представлении предварительной информации при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза водным транспортом (Решение).

Что качается Решения, то два существенных вопроса по которым не могут прийти к единому мнению таможенные органы и бизнес сообщество это: лица, которые обязаны либо вправе представлять таможенным органам предварительную информацию и ее состав.

Решением обязанность по представлению предварительной информации при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза водным транспортом возлагается на перевозчика, уполномоченного экономического оператора, декларанта, таможенного представителя, экспедитора или иных лиц, имеющих право владения, пользования и (или) распоряжения товарами.

При возложении на морского перевозчика обязанности представления тех или иных сведений относительно товаров и транспортных средств необходимо принять во внимание, что перевозчик ограничен правами и обязанностями, установленными международными договорами, регулирующими вопросы международных перевозок грузов, и законодательством Российской Федерации, а также вытекающими из конкретного договора перевозки.

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего ВостокаОсновными документами, регулирующими международные морские перевозки грузов, являются международные конвенции, в частности Конвенция ООН о морской перевозке грузов 1978 года, Международная конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 года в редакции Брюссельского протокола от 23.02.1968 года, Конвенция по облегчению международного морского судоходства, 1965 (с поправками, включая резолюцию Международной морской организации FAL.8(32) (Конвенция ФАЛ).

Основным нормативно-правовым актом национального законодательства, регулирующего отношения, возникающие из торгового мореплавания, является Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ РФ).

В соответствии с Конвенцией ООН о морской перевозке грузов 1978 года документом, подтверждающим договор морской перевозки и прием или погрузку груза перевозчиком, является коносамент.

Международная конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 года установила для участников единообразные правила, касающиеся коносамента.

Вышеназванные Конвенции и статья 144 КТМ РФ КТМ содержат перечень обязательных для включения перевозчиком в коносамент данных, так как они представлены отправителем на основании документов, представленных отправителем.

Стандартом 5.21 Конвенции ФАЛ установлено, что государственные власти не требуют от судовладельца внесения в коносамент или его копию особых сведений для использования этими властями, за исключением случаев, когда судовладелец является импортером или экспортером либо действует от их имени.

Конвенцией ФАЛ установлена форма Декларации о грузе (форма декларации ФАЛ -2), являющейся основным документом, содержащим требуемые таможней сведения о грузе судна при прибытии и отбытии.

Таким образом, в силу Конвенций и КТМ РФ объем сведений, представляемых таможенному органу при прибытии на таможенную территорию, ограничен сведениями внесенными перевозчиком в коносамент, которые представляет перевозчику грузоотправитель.

Однако, требовать от перевозчика представления номера и даты разрешения на ввоз и транзит товаров, включенных в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный Решением КТС от 18.06.2010 г. № 317; наименование организации, выдавшей разрешение; номер, название и адрес зарубежного предприятия (бойни); номера, название и адрес зарубежного предприятия (перерабатывающего предприятия); номера, название и адрес зарубежного предприятия (холодильника); кода товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС и т. п. - всего этого перевозчик не знает, не может знать и, главное, не должен знать, поскольку такие вопросы находятся вне сферы перевозочных отношений.

Исходя из объема требуемых Решением сведений, обязанность по представлению которых

возлагается на уполномоченного экономическими операторами, декларанта, таможенного представителя, экспедитора или на лицо, имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, такие сведения может представить декларант в смысле статьи 83 ТК ЕАЭС, путем подачи предварительной таможенной декларации. Применять предварительное таможенное декларирование это право выбора декларанта, а не его обязанность.

Из положений статьи 11 следует, что  ответственность за непредставление таможенным органам предварительной информации или за нарушение сроков ее представления может устанавливаться на национальном уровне. На практике это означает, что Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях может быть установлена административная ответственность за:

- непредставление таможенному органу предварительной информации;

- нарушение сроков представления таможенному органу предварительной информации.

Обобщая сказанное, следует признать, что принимаемые таможенным органом меры по введению обязательного предварительного информирования на водном транспорте не должны нарушать права участников гражданско-правовых отношений (перевозчика, экспортера, импортера) и общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

По моему мнению, для ускорения оформления прихода судна и в целях избежания непроизводительных издержек, связанных с простоем судов и стивидорных бригад операторов морских терминалов в ожидании разгрузки судна, предварительная информация о товаре должна подаваться морским перевозчиком в объеме сведений включенных в коносамент (судовой манифест) для разрешения разгрузки судна. Все сведения о товаре, необходимые для таможенного, ветеринарного, санитарного, фитосанитарного контроля в части соблюдения ограничений, представляются декларантом, лицом, действующим по его поручению (таможенный представитель, экспедитор) в рамках таможенного декларирования.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы