Регионы России в кредитах и дотациях: кто кого кормит
Правительство продолжает обсуждать проект бюджета на последующие три года. Несмотря на то, что расходы по многим направлениям было решено урезать, в планах Министерства финансов увеличить объем дотаций регионам более чем на 15% до 738,3 млрд рублей. Увеличение затронет многие регионы за исключением Крыма и Чечни, которые сегодня являются одними из главных получателей бюджетных денег. Однако данная мера вряд ли сократит разрыв между бедными и богатыми субъектами и тем более не даст стимулов для развития в будущем.
Сколько приносят регионы в казну
В отличие от федерального бюджета, доходы которого упали более чем на треть, консолидированные бюджеты субъектов на первый взгляд показали гораздо лучшую динамику. По данным Федерального казначейства в январе-сентябре 2016 года общий объем их доходов составил 7031,4 млрд рублей, что больше, чем за тот же период прошлого года на 3,2%.
Рост ставок увеличил поступления от акцизов на +34%, положительную динамику показали и основные статьи доходов – на 0,3% выросли отчисления по налогу на прибыль, на 0,8% по налогам на доходы физических лиц. Однако прироста по ним удалось достичь во многом из-за инфляции. Эксперты оценивают, что в реальном выражении доходы на самом деле снизились на 5%. Кроме того, доходы бюджетов уже за первое полугодие были ниже на 8%, чем установленные прогнозные значения.
В текущем году сократилась одна из главных доходных статей – безвозмездные поступления, в которую включаются дотации и субсидии из федерального бюджета и других источников. По итогам девяти месяцев регионы в совокупности получили 1109,2 млрд рублей таких отчислений, что меньше на 8%.
Несмотря на то, что пока консолидированный бюджет исполняется с профицитом в 368 млрд рублей, к концу года он может резко смениться дефицитом – основные траты и расходы по выполнению различных обязательств обычно приходятся на последние месяцы года. Минфин прогнозирует, что он составит 250-300 млрд рублей по итогам года.
Совокупный бюджет всех регионов создаёт положительное впечатление, но обманчивое, поскольку держится он в основном на финансовых центрах, а также регионах-донорах, среди которых в основном нефтедобывающие субъекты Западной Сибири и Дальневосточного федерального округа. Тот объем доходов, который удалось обеспечить сегодня - в основном это результат работы Москвы, Сахалинской области, Ханты-Мансийского автономного округа и некоторых других богатых регионов.
Остальные же с трудом справляются с выполнением своих обязательств. Из всех регионов по итогам девяти месяцев у 42 наблюдается дефицит бюджетов на общую сумму в 104,3 млрд рублей. Среди самых дефицитных - бюджеты Омской и Новгородской областей и Красноярского края. При этом различия между богатыми и бедными регионами становятся всё значительнее. По словам Владимира Путина, «доходы пяти самых бедных и богатых регионов отличаются в 43 раза».
К концу года таких регионов может стать ещё больше, поскольку вырастут плановые расходы, а экономические условия по-прежнему остаются неблагоприятными. По оценке Росстата, обрабатывающие производства всё ещё находятся в минусе (-0,9% к январю-октябрю прошлого года). В результате, в ряде регионов страны за исключением ресурсодобывающих и сельскохозяйственных, производство падает. Самые низкие показатели зафиксированы в Северной Осетии (-12,2%), Хабаровском крае (-14,3%), Камчатском крае (-24,1%) и Чукотском автономном округе (-9,4%). Во многих регионах испытывают трудности крупные промышленные предприятия. Обороты розничной торговли по всей России тоже упали на 5,3%, и наихудшие результаты показали Омская область (-15%), Смоленская область (-11,2%) и Ставропольский край (-10,6%). Чтобы выполнять свои обязательства регионам приходится брать кредиты и сидеть на дотациях от федерального бюджета и других регионов.
В каких регионах нет жизни без дотаций
Около 16% доходов всех консолидированных бюджетов регионов составляют безвозмездные поступления. Большая часть этой суммы дотации регионам на выравнивание бюджетной обеспеченности, которые выплачиваются за счет средств других регионов, а также в неё включаются субсидии, субвенции и другие выплаты из федерального бюджета, направленные на реализацию различных государственных программ. Именно получателем таких безвозмездных поступлений является Москва – за девять месяцев она получила средств на сумму в 61,75 млрд рублей. Среди других получателей дотаций особняком стоят регионы крайнего севера и дальнего востока, которым требуется больше денег на выполнение социальных обязательств из-за высокого прожиточного минимума и транспортной недоступности. К ним относится Якутия, которая уже получила 40,14 млрд рублей дотаций и Камчатский край (32,52 млрд рублей).
Однако основными получателями дотаций сегодня стали депрессивные регионы с отсталой промышленностью, низким уровнем жизни. На первом месте среди них – Дагестан, получивший сумму из других бюджетов в размере 47,44 млрд рублей – это 66% всех бюджетных поступлений. Почти полностью на дотациях из центра живет и Чеченская республика, получившая за девять месяцев 40,12 млрд рублей – это почти 80% всего её бюджета. Лидером по размеру дотаций в бюджете сегодня стала республика Ингушетия их доля составляет 85% всего республиканского бюджета. Помимо них кормятся от поступлений из центра республика Тыва (74%), республика Алтай (72%), Карачаево-Черкесская Республика (62%) и Крым (62%). Всего в России 10 регионов, в которых половина бюджета – это безвозмездные поступления, своими собственными силами местные власти просто не смогут обойтись.
После того, как в прошлом году размер трансфертов сократили, разрыв между богатыми и бедными регионами только усилился. В то время как обеспеченные регионы смогли увеличить размер доходов бюджетов за счет НДС, налогов на прибыль и доходы, бедные регионы остались по доходам на уровне прошлого года, а с поправкой на инфляцию и вовсе заработали меньше, чем планировалось. По оценкам рейтингового агентства АКРА сегодня доходы 20% самых богатых и бедных регионов отличаются в 6,8 раз.
Госдолг регионов увеличивается
Дотации – не единственный источник жизни для регионов, многим приходится выполнять свои обязательства путем привлечения кредитов – коммерческих или государственных. На 1 октября 2016 года общий размер долгов регионов составлял 2,264 трлн рублей. При этом, почти половина этой суммы – коммерческие кредиты. Для того, чтобы покрыть обязательства перед банками, государство за счет средств бюджета выделяло регионам деньги по низким процентным ставкам, однако это мало помогло решению проблемы и госдолг регионов продолжал увеличиваться. Кроме того, вопреки установленному плану, росли и сами суммы таких кредитов. Сегодня самый большой долг относительно своих собственных доходов у республики Мордовия (185%), Хакасии (145,2%), Костромской области (137,5%), в Северной Осетии, Карелии, Удмуртии и Астраханской области госдолг превышает 110%. В абсолютном выражении самый большой госдолг у Краснодарского края – он составляет 144,7 млрд рублей. Сократить долговое бремя по сравнению с прошлым годом удалось только 38 регионам страны - остальные его увеличили.
Без привлечения заимствований сегодня обходятся всего лишь два региона: Сахалинская область – за счет собственных доходов и Севастополь, который пока справляется благодаря дотациям из центра. Самая маленькая долговая нагрузка сохраняется у республики Крым (1,1%), Санкт-Петербурга (3,3%) и Москвы (5,8%).
Хотя большинство регионов России и пытались госдолг сократить, почти у всех дотационных субъектов он стал выше на треть. В результате даже имея возможности, регионы не выполняли план по доходам. Счетная палата выявила массу проблем и нарушений налоговой и финансовой дисциплины. Помимо того, что были случаи нецелевого расходования средств, аудиторы отметили, что механизм поддержки был не проработан, а конкретные целевые ориентиры отсутствовали.
Что готовит регионам 2017 год
На протяжении последних лет власти сокращали объем дотаций регионам, при этом делая ставку на государственные кредиты. Однако долги регионов продолжали расти, и на новый год Минфин подготовил ряд поправок в бюджет, которые смещают акценты с государственных кредитов на дотации. Всего за три года регионы получат только 250 млрд бюджетных кредитов – это намного меньше, чем сегодня они получают за год. Дотации, в свою очередь, увеличатся – в 2017 году из федерального бюджета регионы получат 614,6 млрд рублей, что на 100 млрд больше, чем было в 2016 году. Однако суммы будут выплачиваться только после того, как регион предоставит гарантии по своему финансовому оздоровлению. Хуже всего это может сказаться на тех регионах, бюджет которых полностью зависит от выданных кредитов – Мордовии, Ингушетии, Северной Осетии, Карелии и многих других. Кроме того, есть и другое ограничение – прирост дотаций не может быть выше 20% от объема доходов бюджета за 2015 год, в результате чего те регионы, которые живут в основном за счет них, могут получить меньше.
Новые поправки призваны, прежде всего, оздоровить финансы регионов, тем не менее риски того, что местные власти будут продолжать брать более дорогие коммерческие кредиты, всё же сохраняются.
Кроме того, в большинстве регионов пока нет стимулов для развития экономики, роста промышленности и предпринимательской активности. Несмотря на то, что господдержки будет выделено больше, дотаций по-прежнему будет хватать только лишь на выполнение нынешних обязательств и латание дыр, не говоря уже о каком-то развитии.
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!
Подписка