Экономика

Кто правит на рынке рыбной продукции в России

Несмотря на то, что в рыбной отрасли государство активно пытается реализовать импортозамещение, на рынке по-прежнему велика доля импортной продукции, а большая часть выловленной рыбы продается за рубеж моряками прямо с борта судна. Сегодня российский рынок находится в прямой зависимости от внешнеторговых поставок, и за дело здесь берутся крупные компании – лидеры рынка, которые буквально выталкивают своих конкурентов за борт, умело пользуясь преимуществами, которые им дают связи, членство в союзных организациях и «зелёный сектор» таможни.

Экспорт и импорт рыбы падает

В последние годы на рыбном рынке наметилась вполне устойчивая тенденция: при ежегодном росте вылова с каждым годом увеличивался и экспорт продукции за рубеж. При этом продукция на потребительском рынке постепенно замещалась импортной, а покупатели постоянно ощущали рост цен. По данным Росстата, за январь-декабрь 2015 года рыбная продукция подорожала на 28%, при этом рост цен отдельных видов товаров – рыбного филе, солёной или копченой рыбы – достигает 50%. 

По данным Росрыболовства, в 2015 году общий вылов рыбы в Российской Федерации составил 4,4 млн тонн, при этом объём экспорта составил 1,3 млн тонн, а объём импорта – 471,3 тысячи тонн. К концу года наблюдался рост экспорта и импорта, однако в январе наметился резкий спад.

Дальнейшее падение курса рубля из-за снижения цен на нефть, как казалось, должно было привести к ещё большему росту экспорта, как это произошло на рынке зерновых или картофеля, однако статистика показывает, что поставки рыбы за рубеж упали.

По данным ФТС в январе-апреле 2016 года экспорт рыбы и рыбной продукции снизился в стоимостном и физическом выражении на 15% и достиг 799,9 млн долларов (483,5 тыс тонн).

 

t 1

Основную долю экспорта составляет замороженная рыба. За 4 месяца экспорт мороженного минтая снизился на 12,7% – до 311,9 тысяч тонн, а поставки мороженной сельди упали почти в 2 раза – на 48,7% – до 34,2 тысяч тонн.

Причиной этого стало падение цен на российскую рыбу на фоне неопределённости в китайской рыбоперерабатывающей отрасли – крупнейшем регионе, куда ориентирована большая часть всех поставок.

При этом вопреки политике импортозамещения, улов почти не был переориентирован отечественным предприятиям на переработку. По данным Росстата, в январе-мае наблюдалось снижение объёма производства рыбы и продуктов её переработки на 0,3%. Лишь небольшая доля выловленной рыбы ушла на производство рыбного филе, однако основная масса его также направлялась за рубеж.

Импортные поставки также оказались меньше, чем в прошлом году. По данным ФТС, в январе-апреле 2016 года импорт рыбы и рыбной продукции по стоимости уменьшился на 9% – до 352,6 млн долларов, а по физическому объёму на 12,5% – до 131,37 млн тонн.

 

t 2

При этом, несмотря на явную нехватку рыбы на потребительском рынке, её импорт сдерживается возросшими ценами. Из-за девальвации рубля большинство компаний просто не могли себе позволить увеличить закупки, поскольку рост затрат и, как следствие, конечной цены продукции привели бы к ещё большему снижению спроса. Самый существенный спад затронул импорт мороженой мойвы – на 68,5%, до 7,8 тысяч тонн, мороженой сельди – на 36,1%, до 8,3 тысяч тонн.

Рост издержек по импорту стал следствием не только роста цен, но и изменения географии поставок. Из-за продовольственного эмбарго российский рынок, который помимо Китая ориентировался на страны Прибалтики, был вынужден сменить поставщиков. Теперь лидером по импорту стали Фарерские острова (21%) и Чили (25%).

В результате рыбная продукция в таких условиях становится всё меньше востребованной для отечественного потребителя, ведь она становится ещё дороже для рядовых граждан. Заводчикам, в свою очередь, в таких условиях приходится сокращать производство, но это только усугубляет положение: себестоимость увеличивается, а рентабельность снижается.

 

t 3

Игры морских престолов

В такой непростой ситуации и цены, и весь рыбный рынок находится в гораздо большей зависимости от деятельности рыболовецких компаний, осуществляющих отгрузку прямо в море, и крупных оптовых фирм – импортёров.

Именно они диктуют на рынке свои условия и влияют на уровень цен.
С точки зрения статистики на рынке сохраняется высокий уровень конкуренции. По данным аналитической группы ved-stat.ru, в январе-апреле внешнеторговые поставки осуществляли 379 экспортеров и 258 компаний-импортёров

Среди крупнейших экспортёров первую двадцатку образуют преимущественно дальневосточные компании. Ключевым игроком при этом является ООО «Русская рыбопромышленная компания»: на неё приходится 5,22% всего объёма продаваемой за рубеж рыбы. Организация была создана в 2011 году путём объединения ряда дальневосточных добывающих компаний: ОАО «ТУРНИФ», ЗАО «ИНТРАРОС», ООО «Востокрыбпром» и других. Холдинг является не только крупнейшим экспортёром, но и лидером по добыче по ряду позиций. Общая квота компании на вылов рыбы в 2016 году составляет почти 260 тысяч тонн.

 

t 4

Однако несмотря на всё разнообразие компаний, на рынке не так уж много настоящих рыбных королей.

Так, например, на втором месте сахалинская компания ООО «ПОРОНАЙ» с долей экспорта в 4,01%. Примечателен тот факт, что руководитель компании – Василий Вельмескин владеет и другими крупными компаниями в отрасли: ЗАО «Остров Сахалин», ЗАО «Пиленга», ООО «ПО САХАЛИНРЫБАКСОЮЗ», при этом общая доля рынка подчинённых компаний составляет 11,57%.

Однако важно в этом деле другое: по информации в СМИ, эта компания наряду с ООО «ПО Сахалинрыбаксоюз», ООО «Сахалинлизингфлот», ЗАО «Курильский рыбак», а также ещё десятком других компаний принадлежат сенатору и депутату из Сахалина – Александру Верховскому, которого журналисты окрестили «Хозяином Курил». Официально сенатор имеет акции этих предприятий, или же они переданы в доверительное управление. Компании, принадлежащие чиновнику, практически вытеснили с региона малый и средний бизнес. При этом, основной фирмой, принадлежащей Верховскому, остаётся ЗАО «Гидрострой», сфера деятельности которого связана не только со строительством, но и добычей водных ресурсов. По информации в прессе, компания не только владеет большинством рыбопромысловых участков на Курилах, но ещё является и ключевым потребителем государственных заказов и средств федерального бюджета в регионе.

Похожая ситуация складывается и в Приморском крае. Так, например, третьей по объёмам экспорта компанией является ПАО «НБАМР» («Находскинская база активного морского рыболовства»). 82 % акций компании принадлежит ЗАО «Дальинвестгрупп» (Москва), основным владельцем (75 %) которого, в свою очередь, является бывший губернатор Приморского края и до 2014 года заместитель министра регионального развития РФ – Сергей Дарькин. С 2015 года является президентом ПАО «Тихоокеанская инвестиционная группа». Стоит отметить, что компания ООО «РОЛИЗ», которая находится на пятом месте по объёму экспорта, ранее принадлежала жене чиновника – Ларисе Белобровой. Нынешним руководителем компании значится Андрей Овчинников, которому также принадлежит ЗАО «САХАЛИН ЛИЗИНГ ФЛОТ».

Ещё одним лидером рыбного рынка является Виталий Орлов – владелец рыбодобывающего холдинга «Карат», который был основан в 2009 году. Сегодня в его состав входят 10 крупных рыбодобывающих компаний Северо-Запада и Дальнего востока. За последние несколько лет компания приобрела ЗАО «РОЛИЗ», ОАО «Мурманский Траловый Флот» и ОАО «Мурманский Губернский Флот».

Важно отметить, что практически вся продукция «рыбных королей» поставляется в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, в то время как население обеспечивается тем, что удалось добыть предприятиям малого и среднего бизнеса, либо импортной продукцией.

 

t 5

О «закулисье» на рынке импортёров рыбной продукции СМИ тоже писали неоднократно. Так, например, журнал Forbes отмечал, что группа компаний «Русское море» – детище Андрея Воробьёва – старшего сына Юрия Воробьёва (давнего соратника Сергея Шойгу), который долгое время занимал должность заместителя министра по чрезвычайным ситуациям, а также Глеба Франка – зятя миллиардера Геннадия Тимченко. В 2006 году компании группы «Русское море» создали Рыбную ассоциацию. Позже к ней присоединились ЗАО «ИТА Северная Компания», холдинг «РОК-1», ЗАО «Атлант-пасифик», группа компаний «Дэфа» и другие.

Два года назад «Русское море» и другие члены ассоциации фигурировали в громком скандале. Федеральная антимонопольная служба признала компанию виновной в организации картельного сговора на рынке оптовых поставок норвежского лосося при поддержке Россельхознадзора и Рыбной ассоциации.

В частности, ведомство ограничило ввоз в Россию охлаждённой рыбы с ряда норвежских предприятий, при этом мера не затронула поставщиков таких компаний, как ЗАО «Русская рыбная комания», ЗАО «Атлант-Пасифик» и других. В итоге фирмы отделались лишь штрафами. Впоследствии ФАС неоднократно заводила дела в отношении её и других членов Рыбной ассоциации, целью которых было установление контроля за ценами и объемами поставок. Фактически эти компании стали монополистами по поставкам норвежского лосося, сёмги, пангасиуса, однако, как показала практика, пока ФАС не удавалось настоять на своём.

Сегодня в Рыбной ассоциации находится 34 компании, в совокупности на них приходится половина всего импорта рыбы и морепродуктов, а по поставкам отдельных видов продукции, например лосося – доля рынка свыше 60%.

На рыбном рынке существует и другое объединение рыбопереработчиков – Рыбный союз, который объединяет перерабатывающие, логистические и торгующие предприятия в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры. В организацию входит 30 компаний, среди которых такие крупные игроки рынка, как ООО «АГАМА ИМПЭКС», ООО «АКРА» и другие – всего на компании, входящие в союз, приходится 40% объёма импорта рыбной продукции. Важно отметить, что некоторые компании-импортёры, являющиеся членами Рыбного союза, одновременно входят в состав Рыбной ассоциации. Это ООО «АГАМА ИМПЭКС», ООО «АКРА», ООО «Балтийский транзит», ООО «Изола», АО «Русское море», ООО «Русское море-Калининград» , ОАО «Меридиан Трейдинг» и ООО «Ультра Фиш».

Хотя Рыбный союз и создавался как некоммерческая организация, с целью представлять интересы компаний в отрасли, не так давно с ним тоже была связана неприятная история.

В конце апреля 2015 года в министерство юстиции РФ поступило обращение от Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ), в котором объединение подозревалось в давлении на органы исполнительной власти, а также выполнении функций иностранного агента. Дело в том, что учредителями многих компаний, входящих в состав союза, являются иностранные компании: ООО «ФлайФиш» – Эстония, ООО «Вичюнай-Русь» – Литва, ООО «Агама» – Кипр и так далее.

Таким образом, сегодня наибольшую часть российских поставок рыбы контролирует менее десятка компаний, подавляющее число которых зарегистрировано за рубежом. Членство в союзных организациях позволяет им не только устанавливать уровень цен, но и создает преимущества перед конкурентами. Члены Союза входят в состав многих рабочих групп, при этом среди претензий ВАРПЭ отмечалось агрессивное давление на органы исполнительной власти.

Зелёный сектор даёт ощутимые преимущества

Ещё одним дополнительным бонусом для этих компаний является членство в «белых» списках таможни и включение их в так называемый «зелёный сектор», подразумевающее упрощённый порядок проведения таможенного контроля, который исключает досмотр и проверку заявленной стоимости товара.

Как правило, таможня подходит очень избирательно к тому, какие именно компании будут в них состоять, и пытается выявить только самых «добросовестных» участников ВЭД. Однако насколько объективна такая оценка, большой вопрос. Помимо множества критериев, свидетельствующих о надежности компании, до сих пор есть следующий пункт – наличие рекомендации о включении Лица от некоммерческого отраслевого объединения, участники которого ежегодно совокупно обеспечивают ввоз не менее 30% от общего объёма ввозимых товаров, классифицируемых в группе 03, иными словами от Рыбной ассоциации или Рыбного Союза.

Сегодня в «зелёном секторе» находится 11 компаний, и только одна из них – ООО «Россторг» – не является членом данных объединений. На эти компании в январе-апреле 2016 года приходилось 45% всей стоимости импорта. Данные компании на протяжении последних лет имеют серьёзное конкурентное преимущество благодаря тому, что экономят время и деньги на таможенном оформлении, что особенно важно для скоропортящейся рыбной продукции.

С началом действия приказа ФТС №280, который фактически запретил провозить товары по стоимости ниже уровня рисков, эти фирмы получили ещё большую фору, поскольку компании «зелёного сектора» практически не попадают под КТС. Новая мера привела к тому, что данные компании смогли провозить свои товары по заявленной стоимости и не вносить обеспечение, как это приходится делать остальным участникам ВЭД. В конечном итоге это позволяет им экономить на таможенных платежах и удерживать более низкий уровень цен по сравнению с другими участниками рынка.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы