Таможня

Как таможня сделала коррупцию привычной частью экономики

Коррупционная составляющая таможни стала экономической величиной, обязательным элементом коммерческих схем, исходя из которого рассчитываются риски, убытки и возможности коммерсантов. Также это всё становится составляющей цены товара и оплачивается потребителем.

На таможенных форумах легко можно найти такие запросы: «Кто какие цены даёт по смесителям нынче? Код 8481801100. Просьба дать ответ в виде: проходная - комчасть. Место оформления».

Чтобы понять, как это работает и почему это существует, мы поговорили с бизнесменом-логистом, имя которого мы раскрывать не будем, чтобы ему не навредить.

Почему для импортёра принципиально важно знать значение индекса таможенной стоимости (ИТС) для конкретного товара?

– «ИТС» – это просто база, к тому же постоянно меняющаяся. И это не всегда точная величина, а скорее «коридор». Предположим,  что ИТС по радиаторам от $1,3 $ до $2. А ты привёз по $1 - и всё, привлёк к себе внимание. Если все возят по $2, а вы хотите по $1, то это в первую очередь влияет на сумму таможенных платежей. Таможня формирует профили риска, начинает трясти импортёра – требовать дополнительные документы, экспортные декларации, запрашивать стоимость фрахта, направлять запросы производителям, а вдобавок берёт обеспечение, деньги зависают.  В конечном итоге могут отКТСить выше уровня ИТС.  Тут есть даже термин такой «испортил базу» - то есть ввёз товар по стоимости выше значения ИТС. Таможня рада, а коммерсанты матерятся, что ИТС теперь возрастёт.  Только, к сожалению, знание уровня ИТС – не панацея, потому что «за время пути собачка могла подрасти». Говорят: «ИТС 1,19». Ты привёз, - а он уже 2. Здесь скорость доставки до поста тоже очень важна.  

Есть возможность провести товар ниже ИТС?

– Конечно, пост всегда боится выпускать товар по заниженной по отношению к ИТС стоимости – больше шансов попасть «под раздачу», меньше показатель собираемости таможенных платежей. Платежи в бюджет $20 тыс. или 10  – есть разница? Но теоретически, конечно, да. Докажете если на посту, что всё у вас честно и стоимость  реально такая, то, может, и разрешат. Но это если по-честному. Однако у коммерсанта есть альтернатива – та самая «коммерция», или «комок», как её называют. Это размер взятки, которую берёт таможенный пост за возможность оформить товар ниже ИТС. На каждом посту она своя. А импортёр сидит и арифметикой занимается: тут выше ИТС, но коммерция небольшая, а там наоборот, ИТС нормальный, зато коммерция зашкаливает. Ну, это если совсем примитивно объяснять, там, конечно, всё сложнее. 

– Есть принципиальная разница между величиной ИТС и «коммерции» в регионах?

– Да, конечно, выпускать ниже ИТС – это  не всем постам позволено.  У некоторых постов есть «крыша» в ФТС, им разрешают даже политические позиции (радиаторы, ткани, например) ниже ИТС оформлять. А на некоторых и разговаривать не станут – просто не примут декларацию, например. Тут кто что курирует. Вот раньше, например, все на Дальний Восток шли, потому что можно было, а теперь ушли – всё, прикрыли лавочку со ввозом ниже ИТС по многим позициям. Пирог-то он один, на всех его не хватает. Вот и перенаправляют товаропотоки на «правильные» терминалы и посты. Вы же прекрасно понимаете, что терминалы всегда находятся в тесной финансовой взаимосвязи с таможней…  Москва сейчас лучше, дешевле в этом отношении, потому что… потому что можно им, вот и всё. Черноголовку (Черноголовский таможенный пост в Московской области – прим. ред.), например, предпочитают за «лояльность» и проходные цены низкие. Парадокс: порой гораздо выгоднее груз, пришедший на Балтику (Балтийская таможня – прим. ред.), транзитом увезти в Москву, там растаможить и вернуть в Питер, чем изначально на Балтике оформляться.  Но и это схема довольно ненадёжная. Сегодня Черноголовка даёт минимум, а завтра «гости» нагрянули. Так недавно по ткани там было, уйма контейнеров встала, все ждали решения. В итоге разрулили как-то. От кадровых решений ещё многое зависит: поменяли начальника – и схема работы поменялась. Или поставили посту задачу выполнить показатель собираемости платежей – и хоть ты тресни, не дадут ввезти по нужной тебе стоимости. А брокеру что важно? Заманить клиента ценой  своей услуги.  Поэтому и бегают клиенты от одних брокеров к другим, узнавая, у кого где какие возможности, кто сегодня в теме, а кто – в доле.

 

Вот и получается, что корабли участников ВЭД ежедневно лавируют между ИТС и той самой «коммерцией» и массой других подводных камней таможенной коррупции. Но если ИТС – это пусть не сильно законный, но более-менее официальный показатель, то «коммерция» - откровенно коррупционная величина, индульгенция в денежном эквиваленте, установленная для тех, кто хочет ввозить товары ниже установленного ИТС. Забавно, что много лет все об этом знают и все в этих условиях работают. Россияне даже не задумываются, что почти абсолютно каждый из них невольно втянут в этот порочный круг и спонсирует коррупцию, если купил в магазине ввезённый товар, то, считай, уже поучаствовал в этой схеме, оплатил.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы