Общество

Стоит ли бояться импортозамещения в госзакупках лекарств

После продолжительных дискуссий правительство России все же  ужесточило правила государственных закупок иностранных лекарств, эта мера должна стимулировать отечественное фармпроизводство.  Госзаказчик должен отклонять все заявки на поставку жизненно важных иностранных лекарств, если есть заявки на поставку хотя бы двух российских аналогов, следует из постановления, подписанного премьером Дмитрием Медведевым. Среди экспертов нет единого мнения о том, как повлияет эта мера на отечественную систему здравоохранения. 

Постановление содержит временную лазейку для отечественных «упаковочных» производств: до 31 декабря 2016 года новые ограничения не действуют на импортные лекарства, которые упаковываются на территориях государств – членов Евразийского экономического союза.  Всего в списке жизненно важных лекарств 608 международных непатентованных наименований, из них 413 производятся в России. Согласно федеральной целевой программе развития фармацевтической промышленности, к 2020 году их доля должна вырасти до 90%.

Министр здравоохранения Вероника Скворцова поспешила объявить, что никаких осложнений в связи с ограничением закупок иностранных лекарств не будет.

«Все проработано, рисков никаких нет. Если бы были какие-то сомнения, то препараты не были бы включены в этот перечень», - заявила она. По словам Скворцовой, это решение не приведет к подорожанию лекарств. «Наоборот, это делается для того, чтобы сдерживались цены, чтобы они снижались. Наши препараты минимум на 30 процентов дешевле зарубежных аналогов», - отметила министр.

Решение правительства вызвало бурю возмущения. По мнению многих, оно продиктовано стремлением российских производителей лекарств избавиться от конкурентов, интересы потребителей при этом не учитываются. Тем не менее, большинство опрошенных ПРОВЭД экспертов полагают, что к негативным последствиям это решение действительно не приведет. Так, онколог Илья  Фоминцев, (известный пропагандист раннего выявления рака) считает, что в большинстве случаев влияния на реальную практику лечения злокачественных новообразований постановление не окажет.

«Если есть хороший дженерик (заменитель – прим ред.), то никакой принципиальной разницы нет. Сейчас такие дженерики есть у очень многих импортных препаратов, а если нет – то и закупки, соответственно, не будут ограничиваться», - полагает он. Фоминцев отметил, что сходные ограничения есть и в других странах, например в Белоруссии. Схожих взглядов придерживается и главный научный сотрудник отдела клинической токсикологии НИИ Джанелидзе, Заслуженный врач РФ Георгий Ливанов. Он считает, что разница между отечественными и импортными препаратами часто сильно преувеличивается, а вот цена действительно разная.

Подробней всего эту позицию освятил врач - клинический фармаколог Государственной наркологической больницы Петербурга, доктор медицинских наук Дмитрий Молоковский.

«Постановление касается только закупок лекарственных препаратов в рамках госзаказа по госзакупкам, то есть это касается государственных больниц, а также закупок лекарственных средств для обеспечения федеральных и региональных льготников. По сути постановления, частным лечебным учреждениям и аптекам право на закупки лекарственных препаратов (ЛП) иностранного производства будет оставлено. Второе: постановление ограничивает закупку только лекарств, относящихся к перечню жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ПЖНВЛП), в который входят 657 наименований. Сейчас около 60%  препаратов из списка уже и так производятся в РФ. Постановление же требует отказа от закупок лишь тех иностранных ЛП входящих в Перечень, отечественные аналоги которых уже производятся, по меньшей мере, на двух разных фармацевтических производствах. Таких ЛП всего 282 из 657 входящих в ПЖНВЛП. Еще более интересная картина получается, если сравнить количество ЛП, которые затронет постановление, с количеством ЛП, входящих в российский Реестр лекарственных средств – а в 2013 году в него входили более 20 тысяч наименований ЛП», - отмечает Дмитрий Молоковский.

Фармацевт также обращает внимание, что постановление не коснется медикаментов, входящих в т.н. «Программу 7 высокозатратных нозологий», по которой закупаются ЛП, для бесплатного обеспечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей.

Тем не менее, эксперт видит и самый серьезный недостаток постановления: в нем не содержится требования наличия доказанной  терапевтической эквивалентности (равнозначной эффективности и безопасности) к представленным в заявке дженерикам производства ЕАЭС оригинальному импортному препарату.

Именно этот факт больше всего беспокоит экспертов, негативно воспринявших новые правила.  «Далеко не всегда отечественные препараты, которые позиционируют себя как полные аналоги импортных, действительно ими являются. Клинические исследования у нас часто проводятся совершенно формально, в итоге весь рынок потребляет некачественное лекарство. Скандал в свое время вызвал отечественный новокаинамид, который часто вообще не работает, а иногда еще и вызывает серьезные побочные эффекты. Также я регулярно слышу от коллег, что отечественные антибиотики могут вызывать проблемы со слухом. В России часто не умеют делать «чистые» лекарства. Певец Кобзон полетел лечиться в Италию не просто так. Дело не только в том, что там вообще медицинская система существенно лучше, там и качественные лекарства доступнее», - отметил кардиолог из Москвы Николай, попросивший не называть его фамилию.

Эксперты отмечают, что еще пять-семь  лет назад негативный эффект постановления был бы существенно больше.  Сейчас госзакупки лекарств существенно меньше, чем до кризиса, значительная часть лекарств закупается населением самостоятельно, а на частные покупки постановление не распространяется. 

 

 

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы