Экономика

Иностранное лобби мешает импортозамещению в IT

Закон, направленный на поддержку отечественной IT-отрасли, в итоговой редакции оказался совсем не таким, каким изначально планировался. Обещания ограничить закупку иностранного программного обеспечения в рамках госзакупок фактически сошли на «нет». Представители отрасли отмечают непоследовательность и нерешительность в решении вопросов импортозамещения в области IT со стороны властей - некоторые даже намекают на иностранное лобби.

Запретим, но совсем чуть-чуть

Напомним, в первой своей редакции документ был достаточно «мягким»: законодатели предлагали создать единый государственный реестр для отечественных программных продуктов, а также обязать госзаказчиков публично объясняться в случае закупок иностранного ПО. Во второй редакции закон ужесточился: было предложено запретить закупку иностранных продуктов в рамках госзаказов, если существует хотя бы два отечественных аналога. В конечной редакции Федерального закона 188-ФЗ, принятой Госдумой в третьем чтении, одобренный Советом Федерации и подписанный президентом Владимиром Путиным, снова появились «смягчающие обстоятельства».

- Вводимые ограничения на закупку иностранного ПО не коснутся львиной доли государственных и муниципальных субъектов, - объясняет начальник отдела маркетинга НПП СпецТек Игорь Антоненко.

- Указанный закон касается только закупок по Федеральному закону от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ: только в 44-ФЗ вносятся положения о запрете закупок товаров, работ и услуг, происходящих из иностранных государств. Но по 44-ФЗ работают далеко не все государственные и муниципальные субъекты. Львиная их доля осуществляет закупки по Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ, в котором не предусмотрен запрет на закупку иностранного ПО, - поясняет специалист.

За счет налогоплательщиков

При этом по 223-ФЗ, который не попал в закон, работает почти весь государственный промышленный сектор, в том числе государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ или муниципального образования в совокупности превышает 50%.

По словам эксперта, последние обязаны осуществлять закупки по 44-ФЗ только в том случае, если на закупку программного обеспечения им целевым образом предоставляются средства из бюджета. Свои же средства, полученные ими от уставной деятельности, они вправе направить на закупку иностранного продукта без каких-либо запретов. К примеру, они могут свободно распоряжаться теми средствами, которые они получают от граждан России или юридических лиц в качестве оплаты электроэнергии, тепла, воды и так далее.

- То есть государство, не внося аналогичных изменений в 223-ФЗ, соглашается с тем, что эти средства не поступят в бюджет, а будут распределяться в пользу иностранных разработчиков ПО. В конечном счете, иностранное ПО оплатят граждане РФ своими коммунальными платежами, - говорит эксперт.

Лобби не дремлет

По мнению Игоря Антоненко, закон по импортозамещению в IT смягчился не случайно.

- Предпринятые меры по поддержке отечественных разработчиков ПО представляются как минимум половинчатыми и свидетельствуют о сильном лобби крупнейших иностранных разработчиков ПО в органах власти РФ, которое не позволило провести эти меры должным образом. В октябре 2014 министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров прямо выступил против запрета государственных закупок иностранного ПО. Я полагаю, он не единственный, кто придерживается такой позиции, - отмечает представитель отрасли.

- Принятые меры похожи на ущербный компромисс между государственными и антигосударственными силами в органах власти РФ, - добавляет он.

«Нецелесообразность» вернулась

Но и это еще не все. Мы уже писали о том, что в прежней редакции закона были термины, которые можно было трактовать неоднозначно. В частности, ранее говорилось о том, что госзаказчики в случае закупки иностранного ПО должны обосновывать «нецелесообразность» соблюдения ограничений. И это было своеобразной лазейкой для недобросовестных участников рынка. В июне был разработан более адекватный проект Постановления Правительства РФ, в котором этого слова уже не было. Однако сейчас на федеральном портале подготовки проектов нормативных актов regulation.gov.ru «нецелесообразность» вновь появилась.

- В такой редакции Постановления Правительства РФ ограничения на закупку иностранного ПО работать не будут. Что это - техническая накладка в связи с переходом портала на новый интерфейс или осознанное решение? Посмотрим, каким в итоге будет Постановление Правительства РФ, - резюмирует Игорь Антоненко.

Аналоги есть, а спроса нет

О недостаточном рвении со стороны государства также рассказывает другой представитель отрасли - управляющий директор компании «Диасофт Платформа» (является 100% «дочкой» группы компаний «Диасофт») Константин Варов.

По его словам, компания «ввязалась» в импортозамещение зарубежного ПО чуть более года назад. Среди первых пяти банков, к которым применили технологические санкции, оказалось двое клиентов компании. Поскольку банковские системы «Диасофта» не могли на тот момент работать без системного ПО от Microsoft, Oracle или IBM, было принято решение о старте проекта по замещению этих технологий. Уже к осени 2014 года были получены первые результаты: банковские системы компании смогли работать без использования зарубежного ПО, точнее, они стали работать не только на западном, но и на российском ПО.

- Внедрили свои наработки в ряде банков и страховых компаний, показали свои результаты чиновникам из различных министерств и ведомств. По оценкам экспертов Минкомсвязи, вместе с партнерами заняли высокие места. Но похвастаться тем, что наши клиенты массово стали переходить на уже опробованные нами технологии, к сожалению, не можем. Это очень вялотекущий процесс: в год в лучшем случае по 4-5 клиентов переводим, тогда как наши производственные мощности позволяют такое количество переводить за месяц. Уже вроде бы и федеральный закон в поддержку отечественного ПО приняли, и заинтересованность со стороны клиентов есть, но все равно готовность заказчиков переходить на отечественное ПО очень низкая, - рассказывает собеседник ПРОВЭД.

Нужна отмашка сверху

По словам Константина Варова, нужно, чтобы государство дало отечественным компаниям «более определенный сигнал», указало на важность IT-импортозамещения хотя бы в критически важных областях - таких, как банковский сектор, топливно-энергетический комплекс, телеком, оборона и так далее.

- Сейчас рынок полон противоречий: министерства спорят друг с другом, крупные госкомпании, видимо, впрок активно покупают зарубежный софт, правительство затягивает с принятием важных постановлений, - говорит управляющий директор IT-компании.

- Президент подписал Федеральный закон 188-ФЗ, но дальше этого дело не пошло. В результате наши потенциальные заказчики затаились и пытаются понять, пора ли начинать срочно реализовывать проекты, - добавляет представитель отрасли.

Стоит отметить, новый закон вступит в силу с 1 января 2016 года. При этом до сих пор не решена судьба других членов ЕАЭС: пока еще не ясно, будут программные продукты Казахстана, Белоруссии, Армении и Киргизии считаться отечественными в России или нет. Данный вопрос поручено решить Минкомсвязи совместно с Министерством иностранных дел и Минэкономразвития в течение полугода.

 
Партнеры:
Похожие материалы