Экономика

Оптово-распределительные центры: хотели как лучше, а получится как всегда

Министерство сельского хозяйства задумало создать в России оптово-продовольственные центры, на площадках которых можно будет объединить всех участников сельскохозяйственного рынка. Российские аграрии, особенно малые и средние компании, мечтали об этом уже давно, потому что их главные проблемы сегодня – это хранение и реализация: хороших овощехранилищ нет, транспортировка дорогая, доступ к сетям для многих производителей закрыт и так далее. Благодаря продовольственному эмбарго рынок сбыта сельхозпродукции немного увеличился, но новых механизмов реализации так и не появилось. Соответствует ли нынешний проект Минсельхоза ожиданиям сельхозпроизводителей или нет?

Значительная часть сельскохозяйственной продукции, которую производят в России, портится, не достигнув покупателя. В частности, потери по картофелю, овощам и ягодам достигают 30%, по фруктам - 25%. В целом из-за нарушений при уборке, переработке, хранении, транспортировке и реализации свежих овощей и фруктов только 35-50% произведенной в РФ продукции доходит до стола потребителей с соответствующим качеством.

По словам исполнительного директора Национального союза производителей овощей Михаила Глушкова, отчасти это связано с тем, что существующая в России сельскохозяйственная инфраструктура сильно устарела. Многие овощехранилища и оптовые рынки создавались еще в советское время, когда не было эффективных энергосберегающих технологий, не было узкой специализации складов, хранилищ, рынков и так далее. Продукция, которая сегодня хранится и реализуется в подобных местах, быстро теряет свой товарный вид (а, следовательно, и конкурентоспособность), либо вовсе пропадает. Создание новых оптово-распределительных центров (ОРЦ) помогло бы в корне решить эту проблему.

produkti 1

- В современных овощехранилищах, построенных по инновационным технологиям на ОРЦ, потери будут составлять до 5%, что соответствует мировым нормам. Более того, создание мощностей по эффективному хранению продукции позволит значительно сократить долю импорта и замедлить рост цен в зимне-весенний период, - сказал Михаил Глушков.

Такие центры есть уже во многих странах – к примеру, центры Mercasa в Испании, о которых мы уже писали. Это универсальные площадки, которые предоставляют целый спектр услуг по хранению, проверке качества, доработке, мойке, фасовке, реализации, транспортировке сельскохозяйственной продукции и так далее.

- Подобных центров в России пока нет: есть ряд оптовых и агропромышленных кластеров, но все это - преимущественно точки оптовой торговли, либо устаревшие овощехранилища. О функционале доработки, логистики, высокоэффективного и долговременного хранения, доступа для сельхозпроизводителей в ритейл на этих объектах речи не идет, - пояснил исполнительный директор союза.

Что предлагает Минсельхоз

Официальной информации о проекте Минсельхоза очень мало. В программе развития сельского хозяйства в России, рассчитанной до 2020 года, отмечены только ключевые моменты. Согласно документу, цель данной подпрограммы - обеспечить сбыт сельскохозяйственной продукции. Для этого в течение пяти лет министерство планирует создавать новые и реконструировать старые «оптово-распределительные и производственно-логистические центры». В частности, к 2020 году планируется увеличить мощности единовременного хранения в таких центрах до 4716 тысяч тонн.

В другом документе - проекте приказа Минсельхоза - прописаны условиях, при которых инвесторы смогут получить государственную поддержку. По задумке, продовольственные центры в России должны строиться за счет частных ресурсов. Государство собирается компенсировать только 20% затрат – за счет субсидирования капитальных затрат, либо субсидирования процентных ставок по кредитам, привлеченным на строительство сети ОРЦ.

И именно этот факт перечеркивает все надежды малого бизнеса. Даже объединившись в кооперативы, фермеры не смогут осилить 80% затрат, им это просто не по плечу.

Окончательный «от ворот поворот»

Ранее Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) выступила с предложением разделить затраты на строительство центров между государством и фермерскими кооперативами поровну – по 50% с каждой стороны. В Минсельхозе не только проигнорировали это предложение, но и прописали такие критерии инвестиционных проектов, которые окончательно лишили фермеров возможности участвовать в этой программе.

В частности, в проекте приказа министерства говорится о том, что господдержку смогут получить только те ОРЦ, у которых мощность плодохранилищ составит не менее 500 тонн единовременного хранения. Но мелким производителям такие мощности не нужны, они не смогут их заполнить – им достаточно 5–50 тонн. Среди других невыполнимых условий для фермеров: общая мощность хранения сельхозпродукции в ОРЦ - не менее 50000 тонн, мощность картофелехранилищ и овощехранилищ - не менее 1000 тонн единовременного хранения и так далее.

- Складывается парадоксальная ситуация: более 80% овощей и картофеля производят малые формы хозяйствования, они же испытывают трудности в хранении и реализации продукции, их потери доходят до 40%. При этом государство поддерживает проекты, связанные с созданием инфраструктуры хранения и сбыта, предлагаемые крупными девелоперами, которым малый бизнес не очень-то интересен. Окупая вложенные инвестиции, они станут закупать продукцию фермеров по демпинговым ценам, а услуги по хранению и подработке будут дорого стоить. Подобные примеры уже есть, - к примеру, знаменитый агропромпарк «Казань» в Татарстане. Этот проект, начинавшийся как фермерский, в результате политики топ-менеджмента управляющей компании стал «базой» перекупщиков, где под видом продукции частных подворий продают мясо и овощи крупных компаний, - объяснила заместитель директора АККОР, председатель Аграрной партии России Ольга Башмачникова.

Мини-центры и обязательства крупных инвесторов

Однако выход из этой ситуации есть, и он достаточно простой. Во-первых, помимо крупных центров можно было бы создать еще и небольшие муниципальные центры, которые были бы максимально приближены к производителям и имели мощности для хранения, подработки и фасовки продукции маленьких объемов. По словам эксперта, такие проекты с поддержкой государства в 40-50% фермеры и кооперативы смогли бы потянуть.

- Эффект от вложенных государством средств в этом случае будет значительно выше. Ведь если инфраструктура удобна и выгодна для малого бизнеса, это стимулирует расширение производства, приход новых малых предпринимателей на село. Здесь может быть мультипликативный эффект: объемы производства вырастут, а за счет развития альтернативной инфраструктуры сбыта появится реальная конкуренция, сохранятся сельские территории, восстановятся деревни, - пояснила собеседница ПРОВЭДа.

Во-вторых, государство могло бы обязать крупные продовольственные центры оказывать услуги мелким производителям - и за разумные цены. В частности, это можно было бы сделать одним из условий допуска к программам господдержки. Помимо этого, государство могло бы мотивировать крупные ОРЦ, компенсируя им часть затрат, понесенных из-за скидок фермерам, и так далее.

yabloki 5

Начинать нужно с большого

Впрочем, если абстрагироваться от проблем мелких фермеров, и взглянуть на проект Минсельхоза глазами сельхозпроизводителей в целом, то все выглядит не так ужасно.

- Ввод ОРЦ позволит повысить эффективность работы всех участников рынка - дать возможность любому производителю арендовать склад, заказать услуги по мойке, фасовке  очистке, обеспечить доработку и прямой сбыт собственной продукции в любом регионе, - уверены в Национальном союзе производителей овощей.

Исполнительный директор Национального союза производителей овощей Михаил Глушков считает, что сначала нужно создать сеть ОРЦ федерального значения  (около 7-8 центров - по одному объекту в каждом федеральном округе, при этом желательно в логистических хабах), а потом уже дополнять эту сеть более мелкими, локальными объектами. При этом эксперт соглашается с тем, что финансовая поддержка со стороны государства является ключевым фактором в данной ситуации.

- Средняя стоимость одного регионального ОРЦ оценивается в 4-5 миллиарда рублей, при этом срок окупаемости данных инвестиций без оказания государственной поддержки составляет 13 лет - против 9 лет с применением обоих механизмов субсидирования, предусмотренных в государственной программе. Сравнивая эти две цифры, очевидно, что  без оказания государственной поддержки инвесторы не пойдут в данную отрасль, - добавляет он.

Большие деньги – для больших

На создание оптово-распределительных центров до 2020 года планируется выделение около 79,3 миллиарда рублей до 2020 года, из них 2,4 миллиарда рублей – в 2015 году, 10,3 миллиарда рублей – в 2016 году, 14,2 миллиарда рублей – в 2017 году, по 15,8 и 17 миллиардов рублей – в 2018 и 2019 годах соответственно.

Исходя из документов Минсельхоза и комментариев представителей отрасли, можно сделать вывод, что ожидания производителей сельхозпродукции отчасти отражены в проектах министерства, но не все. Мелкие фермеры, как и малый бизнес в России в целом, по-прежнему остаются в стороне. Почему так происходит, можно только догадываться.

 

Справка: Мелкие сельхозпроизводители сегодня выживают, как только могут. Кто-то за копейки продает свою продукцию перекупщикам прямо с полей. Кому-то удалось наладить отношения с торговыми сетями и магазинами, но таких фермеров не много. Кто-то реализует свою продукцию, организуя маленькие оптово-распределительные центры на базе крестьянско-фермерских хозяйств, кто-то продает свой товар через существующие сельскохозяйственные потребительские кооперативы и так далее.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы