Экономика

Они сошлись: обиженные транспортники, омбудсмен и прокуратура

В четверг, 16 июля, в аппарате уполномоченного по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге прошла пилотная встреча представителей транспортного бизнеса и Санкт-Петербургской транспортной прокуратуры. Транспортники выложили на стол столько проблем, что казалось, будто они самые несчастные бизнесмены в России. Впрочем, вероятно, не без этого.

Первая проблема, которую в рамках приёма подняли предприниматели – лицензирование бункеровки маломерных судов с плавучих заправок. Дело в том, что федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» напрямую не требует лицензирования такого занятия, а вот Ространснадзор кошмарит бизнес и заставляет получать документ. Но и лицензия не гарант того, что работать можно будет спокойно: «Роснефть», например, имеет лицензию на бункеровку, однако, по словам гендиректора Fuel Systems Engineering Игоря Воробьева, в собственности у них нет причала для перевалки нефтепродуктов, а это может служить основанием для отнятия разрешения, тем более что история уже знает такие примеры. «По такому же пути в 2013 году Арбитражный суд Санкт-Петербурга уже отнимал лицензию у компании», − указал он.

«Решить проблему можно было бы внесением изменений в закон или трактовкой его в том ключе, в котором мы предлагали, чтобы мы не попадали под лицензирование», − обозначил присутствующим позицию бизнес-сообщества президент «Нефтяного Клуба Санкт-Петербурга»  Олег Ашихмин. Если считать бункеровку с заправочных станций розничной торговлей, то лицензия на заправку не потребуется. А вот если речь идет о погрузочно-разгрузочной деятельности, как это представляет Ространснадзор, то возникает много сложностей.

«В Ространснадзоре считают, что, если бензовоз сливает топливо на заправку, – это погрузочно-разгрузочная деятельность. А если станция заправляет катер, то это – нормальная розничная торговля. На мой вопрос о том, к какому виду деятельности относится заправка бензовозом катера напрямую, ответить не смогли», − рассказал Воробьев.

«Год назад транспортная полиция возбудила уголовное дело в отношении Fuel Systems Engineering по факту ведения незаконной предпринимательской деятельности. И это при том, что во время саммита G8 мы заправляли с этих водных станций федеральные суда и получили за это благодарность!», − недоумевает Ашихмин.

«Это проблема не только нашего региона, но и всей России. Повсюду закрываются плавучие заправочные станции из-за отсутствия четкого толкования закона и вытекающих проблем с надзорными органами», − поясняет Игорь Воробьев.

Существует и другая коллизия в правовом поле. Лицензия на погрузочно-разгрузочную деятельность распространяется на акваторию либо порта, в котором работает компания, либо на внутренние водные пути. Но есть объекты, которые не включены ни в тот, ни в другой реестр, и поэтому сам Ространснадзор, по словам Воробьева, отвечает, что не может дать лицензию, и предлагает «работать так».

Алексей Оптовкин, заместитель Санкт-Петербургского транспортного прокурора, согласился, что проблема существует – реки и  каналы города не входят в указанные реестры, а потому и лицензия на перевозку пассажиров не требуется,  не распространяются обязанности по содержанию судов в надлежащем состоянии и т.д. «Я обращался в Генеральную прокуратуру и другие инстанции с просьбой включить указанные объекты в реестр. Но, к сожалению, ни город не хочет взять на себя эти внутренние водные пути, ни государство», − поделился Оптовкин.

«На данный момент мы добились того, что снизили число проверок со стороны Ространснадзора и других органов, указав на коллизионность законодательства и в некоторых случаях даже на бесперспективность возбуждения уголовных дел, − рассказал руководитель аппарата омбудсмена Александра Абросимова Константин Тимохин. – Мы активно контактируем с аппаратом бизнес-омбудсмена Бориса Титова, в том числе по вопросу нормативных изменений, надеемся, что в скором времени получим информацию о подвижках».

trans

С другой проблемой пришёл генеральный директор  ООО «Альбатрос» Аркадий Ильин: предприниматель заключил договор аренды части набережной реки Фонтанки с комитетом имущественных отношений (КИО) города, в нем указано, что цель аренды – швартовка судов, для чего на воде были установлены понтоны. Однако, как выяснилось, одного договора с КИО недостаточно: воду тоже надо брать в аренду, но у комитета по природопользованию. И всё бы ничего, если б только аренда воды не происходила по принципу аукциона. «Я приду на аукцион, где непонятные люди будут называть ставки, а я буду вынужден их перебивать, ведь набережная уже арендована! И я заплачу – три рубля, десять, три миллиона. А потом закроюсь», − сетовал бизнесмен.

На эту проблему, однако, Оптовкин отреагировал довольно критично, и даже завязался спор о том, кто вправе толковать понятие «судоходство» (что определяет, необходимо ли договариваться об использовании воды) − Минтранс или прокуратура? Оптовкин уверял, что прокуратура. «Посадка и высадка пассажиров – это элемент судоходства!», − стоял на своём предприниматель. «Посадка и высадка пассажиров с судна – это судоходство!», − парировал Оптовкин. На дальнейшие возражения гендиректора компании заместитель прокурора ответил предложением написать обращение. «Мы вам уже писали, и еще раз напишем», − заверил он.

Сотрудники аппарата уполномоченного пришли к мнению, что комитетам по имущественным отношениям и по природопользованию необходимо скооперироваться и выработать единую позицию: чтобы вместе с договором об аренде земли можно было получить договор об аренде воды по фиксированной стоимости.

Как вихрь в кабинет залетела председатель Союза автоперевозчиков крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов Наталья Тимофеева, пообещав присутствующим «большой списочек» проблем.

«Сейчас практически все перевозки лежат вне закона, все они серо-черные, − начала свою речь представительница перевозчиков. – Разрешений не получить, плюс взятки на дорогах… Легально работать не получается, а груз надо везти. Его подхватывают частники за меньшие деньги – не надо ведь платить ни за разрешение, ни за что. Система должна быть упрощена: разрешения делаются в течение месяца, какой строитель будет ждать экскаватора 30 дней?».

«В городе вновь начал работу транспортный комитет при губернаторе, так что если вы подготовите обращение, я обязательно передам его в эту структуру», − заверил Александр Абросимов.

«Для грузовых машин нет стоянок, − продолжила делиться наболевшим Тимофеева. − А сейчас полиция часто проверяет у водителей карточки на предмет соблюдения режима труда и отдыха. А стоять негде! Другая проблема – не получить машину ГИБДД в сопровождение. Если в обращении в органы пишешь конкретную дату, отвечают, что в этот день нет возможности предоставить сопровождение. Если указываешь месяц, отвечают отказом, поскольку не стоит конкретная дата! В прошлом году нам нужна была машина для сопровождения в Казахстан, мы официально её так и не получили. Мы нашли автомобиль, но естественно за деньги – 20 тыс. в сутки».

Вопрос коррупции в таком деле не мог быть не затронут, и Наталья Тимофеева перешла сразу к делу: «На дороге остановили водителя: где у вас на крепежные цепи сертификат? Почему водитель должен возить эту бумажку с собой, если мы прошли все проверки, показывать сотруднику ГАИ на дороге? Беспредел! Водитель предложил инспектору писать протокол, тот отказался и заявил о намерении изъять права. Что делать? Вот дал 500 рублей – поехал».

«Звонить на горячую линию», − посоветовал Оптовкин.

«Нет. Проблема в том, что нет персональной ответственности. А так всё пойдет на уровень министерства, ну максимум – уволят инспектора. А если бы ему лично пришлось оплатить простой транспорта, тогда бы он тысячу раз подумал», − констатировал Абросимов.

Сотрудники аппарата пообещали, что составят по заявленным проблемам обращения и направят в соответствующие структуры с тем, чтобы что-то попытаться изменить в тяжелом трудовом быту представителей транспортного бизнеса. А практиковать встречи представителей бизнеса и транспортной прокуратуры в аппарате омбудсмена пока намерены каждый четверг.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы