Экономика

Какие овощи мы будем есть в 2015 году?

Когда Россия ввела продуктовые санкции, был август: в это время у нас на открытом грунте не сеют и не сажают, а собирают урожай. Овощеводы физически не могли расширить свои производства. Но на носу новый сезон, сможем ли мы «импортозаместить» овощи? Нет, потому что их хранить негде. О том, почему Россия по-прежнему будет тратить миллиарды рублей на импортную продукцию, рассказал в интервью ПРОВЭДу исполнительный директор Национального союза производителей овощей Михаил Глушков.

- Как отразилось российское продуктовое эмбарго на отечественных производителях овощей: они смогли увеличить свою долю на рынке?

- Пока производители овощей не смогли значительно увеличить сбыт своей продукции, потому что санкции были введены перед началом сбора урожая, и времени, чтобы нарастить производство, посеять дополнительные площади и вырастить урожай, у них просто не было.

Аналогичная ситуация в овощеводстве защищенного грунта. Для того чтобы построить тепличный комплекс и получить первый урожай, нужно минимум 17 месяцев. Площадь теплиц в России в минувшем году составляла чуть менее 2,7 тысячи гектаров, из них около 2 тысяч гектаров – зимние, и этих площадей явно недостаточно для полноценного импортозамещения. Прирост производства овощей в закрытом грунте в прошлом году составил всего лишь 4,07%.

vstavka ovoshi 1

По нашим данным, в 2014 году импорт овощей снизился по сравнению с 2013 годом на 5,1% - с 36,4% до 31,3%. Но традиционно пик импорта овощей приходится на конец весны и до середины лета. В этот период наблюдается дефицит овощей отечественного производства, так как главная проблема аграриев в России – это не вырастить урожай, а сохранить его до весны. Мощностей по хранению овощей в России пока тоже недостаточно.

Ovoshi 4

- Планируют ли наши аграрии расширять свои производства в будущем?

- Говорить о расширении производства пока рано. Дело в том, что сев во многих регионах только начинается и фактически никто ничего еще не произвел. Но сегодня уже многие региональные органы управления АПК заявляют, что будут увеличивать посевные площади и валовый сбор овощей. Например, недавно мы проводили совещание в Пензенской области, где было заявлено, что посевные площади под овощные культуры будут увеличены в два с половиной раза. По данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области, площадь под посадку овощей в этом году должна составить 6 тысяч гектаров, что на 7,1% больше уровня прошлого года.

- Какое влияние на производителей овощей оказало падение рубля? Столкнулись ли они, к примеру, с проблемой удорожания импортных семян? К каким последствиям привело повышение кредитных ставок в банках?

- Падение рубля значительно отразилось на сельскохозяйственном производстве. Для проведения весенних полевых работ все материально-технические ресурсы - семена, удобрения, запасные части к технике и прочее, как правило, традиционно закупаются в конце года. В четвертом квартале 2014 года мы как раз и столкнулись с высокой волатильностью курса валют.

По нашим данным, конечные цены на отечественные минеральные удобрения в конце года увеличились на 70%, а на импортные - на 100%, запчасти подорожали на 80-90%, удорожание средств защиты растений доходило до 130%, а семенной материал подорожал на 80-90%.

vstavka ovoshi 2

В результате роста цен и при одновременном снижении доступности кредитных ресурсов и росте процентных ставок по кредитам сельскохозяйственные товаропроизводители вынуждены были сократить закупки указанных ресурсов.

Благодаря принятым правительством решениям о субсидировании процентной ставки по коротким кредитам в размере 14,6%, эффективная ставка сегодня составляет 3-4%, что положительно сказывается на возможностях производителей и является серьезным подспорьем для посевной кампании. Тем не менее, проблема привлечения кредитных ресурсов остается: под такие ставки нельзя привлекать долгосрочные кредиты.

Ovoshi 1

- Как Вы думаете, смогут ли отечественные производители сохранить свою долю на рынке после отмены эмбарго на импортные продукты?

- Импорт овощей в Россию ежегодно составляет около 2,5 миллиарда долларов. Это происходит из-за недостаточного собственного производства и отсутствия у нас современных хранилищ. В результате этого мы видим резкое колебание цен в течение года: осенью, когда мы потребляем собственную продукцию, цены низкие, а весной, когда потребляем импортные овощи, цены высокие. При этом большая часть прибыли уходит за рубеж и оседает в торговых сетях.

Стоит отметить, что многие культуры, в частности, свежие грибы, ягоды и зеленные культуры имеют достаточно короткий период хранения, а из-за границы их, как правило, доставляют сроком от семи дней. Это заставляет иностранных производителей применять специальные ядохимикаты и препараты, продлевающие сроки хранения и улучшающие показатели транспортабельности, которые, к сожалению, в настоящее время не контролируются при импорте продукции. Это неизбежно снижает вкусовые и качественные показатели импортных овощей.

Сегодня отечественные сельскохозяйственные производители должны увеличить собственное производство, научиться сохранять произведенный урожай, а потом уже мы сможем говорить о сохранении доли собственной продукции на отечественном рынке. Как показывает практика, потребитель, если у него есть выбор, предпочитает покупать более свежую и качественную отечественную продукцию.

- А какая поддержка со стороны государства сейчас оказывается и достаточно ли ее в кризис?

- В рамках Государственной программы развития сельского хозяйства в этом году планируется увеличить объемы хранения овощей на 588,5 тысяч тонн - за счет строительства новых овощехранилищ. На эти цели выделено 2 миллиарда рублей.

В рамках этой программы планируется нарастить площади теплиц, что позволит увеличить валовый сбор тепличных овощей на 25% - до 804 тысячи тонн. На развитие производства овощей защищенного грунта будет выделено 3 миллиарда рублей, на развитие производства семенного картофеля и овощей открытого грунта – 2 миллиарда рублей. Помимо этого, 4,2 миллиарда рублей пойдут на поддержку строительства объектов селекционно-генетических и селекционно-семеноводческих центров, 1,6 миллиарда – на развитие элитного семеноводства, на поддержку начинающих фермеров – 1,9 миллиарда рублей. И так далее.

Также важно, чтобы заработала программа по строительству оптово-распределительных центров, которая даст возможность нашим сельскохозяйственным товаропроизводителям реализовывать произведенную продукцию напрямую конечным потребителям, получая при этом дополнительную доходность и обеспечивая население качественной, недорогой и свежей продукцией.

Если созданные правительством условия для развития отечественного овощеводства покажут свою эффективность и продлятся минимум три года, нам удастся достигнуть поставленных целей по обеспечению продовольственной безопасности. Также мы надеемся, что, несмотря на указанные сложности, отечественные производители не снизят объемы производства и смогут успешно провести посевную кампанию 2015 года.

Ovoshi 2

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Похожие материалы