Экономика

Цены на бензин будут расти вместе с инфляцией

В Санкт-Петербурге и Ленинградской области дефицита на рынке нефтепродуктов пока не наблюдается, предпосылок к повышению цен на топливо тоже нет. Тем не менее говорить о том, что ситуация останется ровной, нельзя: в любой момент спрос может превысить предложение, и цены поползут вверх.

По словам президента НП «Петербургский Нефтяной клуб» Олега Ашихмина, сейчас цены на нефтепродукты в рознице остаются на том же уровне, на котором вошли в 2015 год, и розничные компании пока не планируют их повышать. Между тем, уже есть движение на оптовом рынке: здесь цены незначительно увеличились. «Скоро весна, а на протяжении последних лет весной у нас и возникали ситуации с повышением оптовых цен, что за собой к лету тянуло и повышение розничных цен», - рассказал эксперт на пресс-конференции в Северной столице.

Дефицит на внутреннем рынке

Пока что удается избежать дефицита за счет того, что в январе и феврале объемы продаж упали. Однако сейчас у нефтяных компаний в приоритете экспорт, поскольку за рубежом более выгодные предложения. Арифметика простая: если нефтепродукты уйдут из страны, то на внутреннем рынке будет дефицит. «Можно спрогнозировать, что если не будет хватать нефтепродуктов в том объеме, в котором потреблялось прежде, будет повышение цен», - сказал эксперт.

Более того, поскольку сами нефтяные компании очень заинтересованы в повышении цен, существует опасность того, что они могут начать использовать различные механизмы «для разгона цен». К примеру, могут придерживать товар на своих хранилищах и не поставлять его на внутренний рынок, что приведет к определенному дефициту, либо закупать топливо на торговых биржах по завышенным ценам, вызывая ажиотаж, и так далее.

Также никто не отменял инфляцию. По словам президента клуба, повышение цен на коэффициент инфляции вполне возможно. «Это уже подтверждено практиками предыдущих лет: у нас всегда по итогу года цены на нефтепродукты на внутреннем рынке – в пределах инфляции», - отметил Олег Ашихмин.

Спрос на суррогат

Компании не афишируют информацию о том, насколько упали их продажи, но если посмотреть на те объемы, которые проходят через пункты хранения и биржевые торги, то можно сказать, что объемы продаж топлива в Петербурге и Ленобласти снизились на 20%. По словам эксперта, в основном это касается дизельного топлива, поскольку в кризис уменьшилось использование строительной техники. Более того, сейчас «активизировались бодяжники», которые по более низкой цене продают смесь печного топлива с дизельным, выдавая за качественный продукт. «Когда температура минус 20, весь грузовой транспорт идет заправляться на АЗС, водители боятся ехать к бодяжникам, потому что при большом минусе такое топливо замерзает и машина встает. В этих случаях объем реализации на заправочных станциях увеличивается на 15%. Как только потепление – сразу идет отток», - объясняет эксперт.

Город уже давно борется с незаконным сбытом топлива, но пока есть спрос на такой дешевый продукт (а кризис этот спрос будет только увеличиваться), «бодяжные точки» будут продолжать расти, как грибы, забирая долю у законных заправочных операторов.

«Подушка безопасности»

По прогнозам Министерства энергетики РФ, в 2015 году должно быть произведено 36,8 миллиона тонн бензина. По словам Олега Ашихмина, сегодня внутреннему рынку требуется 36 миллионов тонн, то есть получается небольшой запас, но его будет недостаточно, если нефтяные компании значительно увеличат поставки за рубеж. «Мы обратились в Министерство энергетики с предложением, чтобы объем запасов бензина составлял не менее 2 миллионов тонн, что позволило бы в случае кризисной ситуации не создавать дефицита на топливном рынке, и, соответственно, не создавать предпосылки к повышению цен», - рассказал президент НП «Петербургский Нефтяной клуб».

Никакой реакции от министерства по этому поводу пока не было, поэтому последняя надежда возлагается на Федеральную монопольную службу, которая создала штаб по мониторингу цен на топливо и пообещала жестко пресекать попытки незаконного превышения цен.

 Справка:

Сейчас в Санкт-Петербурге и Ленинградской области работает 746 автозаправочных станций: 23% этого рынка занимает «Лукойл», 17% - «Петербургская топливная компания», 12% – «Газпромнефть», 10% - Neste и «Роснефть», включая бренды ТНК и BP, 6% – «Фаэтон» и Shell, 3% – «Татнефть» и Statoil, 2% - «Авро» и «Выборгская топливная компания», 1% - Aris.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы