Экономика

Российская логистика входит в зону турбулентности

Складывающиеся внешнеполитические реалии все большее число российских компаний-участников ВЭД  заставляют задумываться о возможности переориентировать свою деятельность с европейского направления на восточное. Сделать это самостоятельно будет достаточно сложно, поэтому одной из наиболее востребованных услуг на российском рынке  транспортной логистики станет комплексная логистика ВЭД. А специализирующиеся на ней компании ощутят повышенный спрос на свои услуги, полагают эксперты.

Как рассказала в ходе презентации своего экспресс-исследования  «Рынок ТЛУ в условиях экономической рецессии: прогноз до 2017 год»  главный аналитик департамента консалтингового агентства РБК Людмила Симонова, сегодня мы наблюдаем  достаточно сильную «перестройку» всего  транспортно-логистического рынка России.  На изменение  структуры и направлений его деятельности влияет целый ряд внешних и внутренних факторов, общими для которых  становятся падение объемов международных и внутренних перевозок и связанное с ним сокращение инвестиций в проекты инфраструктуры.

По мнению эксперта, сегодня можно говорить о том, что замедление роста  будет происходить не только в РФ, но и в странах Европы, которые  так же несут убытки от нарушения  сложившихся  экономических связей. Если в нашей стране разразится банковский кризис или кризис внешней корпоративной задолженности, он затронет и европейскую банковскую систему, ведь основным кредитором российских компаний и финансовых организаций все эти годы по преимуществу являлась Европа. Едва ли вне  общего спада останутся рынки развивающихся стран, где так же замедлился рост из-за падения цен на ряд биржевых товаров, таких как медь, например. В странах, где экономика зависит от сырьевого экспорта, ожидаются  низкие темпы роста производства и потребления, что уже, собственно, и происходит в связи с падением нефтяных котировок. В целом, полагает эксперт, ожидать какой-либо заметной активности не приходится, и вплоть до 2020 года мировую систему торговли и финансов ожидает состояние турбулентности.

В зону такой турбулентности российская логистика  входит в достаточно неустойчивой позе. Особенности рынка ТЛУ в нашей стране заключаются в высоком уровне затрат, включая как неэффективность организации внутренней логистики компаний, так и транспортно-логистической системы в целом.  Продолжительный период времени конкурентные позиции отечественного рынка ТЛУ ослабляло преобладание сырьевых товаров и полуфабрикатов в структуре грузопотока, удаленность основных экспортных производств от портов, нерациональное размещение производств и архаичность организации доставки грузов, слабое развитие складской и транспортной инфраструктуры. При этом, как правило, основная часть услуг в сфере перевозок и хранения грузов, а тем более управления запасами и цепочками поставок, выполняется собственными службами предприятий-товаропроизводителей, дистрибьюторов или ритейлеров. О неразвитости в нашей стране услуг логистического аутсорсинга свидетельствует сравнительный анализ. Если в России на аутсорсинг в логистике приходится 39% объема транспортно-логистических работ, то, например, в США – 81%, в среднем по Европе – 65%, в Китае – 49%. Причем в структуре таких услуг преобладают услуги 2PL (грузоперевозки, экспедирование и прямая аренда складов), а доля комплексных логистических услуг (3PL) составляет 8% оборота российского рынка ТЛУ. Аналогичный показатель для стран Евросоюза - 19%.

Сегодня общее отставание  логистической отрасли усугубляют общеэкономические проблемы. Практически неизбежным следствием рецессии станет дальнейший отток капитала, снижение инвестиционной активности и промышленного производства. Под удар подпадают предприятия малого и среднего бизнеса, особенно занятые в сфере  строительства и розничной торговли. Влияние всех этих факторов на грузопотоки приводит к неизбежному снижению объемов международных и внутренних перевозок, сокращению возможностей для финансовой поддержки инфраструктурных проектов из госбюджета, уменьшению спроса на транспортные услуги и росту конкуренции на условиях демпинга. При этом рынок ТЛУ рискует подвергнуться еще большему упрощению,  его может ожидать снижение доли услуг добавленной стоимости, а кроме того, возникает угроза для эффективного обеспечения безопасности грузоперевозок и сохранности грузов, отмечает Людмила Симонова.

Особое внимание она обращает на формирование новой географии перевозок в глобальном масштабе. Сокращается импортный грузопоток из ЕС, включая технологическое оборудование и продовольствие, и как следствие, объем международных автомобильных перевозок на европейском направлении. При этом усиливается  значение портов Северо-Запада и Юга России в перевалке продовольствия и сырья для его производства из развивающихся стран, увеличиваются объемы грузоперевозок из Китая наземным транспортом.  Неизбежно будет нарастать как грузопоток между странами Евразийского союза, так и, по мере реализации программы импортозамещения, объем внутренних перевозок железнодорожным и автомобильным транспортом.

В условиях «жесткого» рынка  наиболее эффективной стратегией для российских компаний становятся «умные» транспортно-логистические решения и централизованное управление потоками при оказании комплексных услуг. При этом, как считает эксперт, нельзя говорить о том, что российский рынок услуг 3 PL представлен слишком малым количеством операторов и критично неразвит. «По существу это те  провайдеры, которых называют таможенными брокерами. Сегодня они осваивают новые  логистические решения, включая  мобильную автоматизацию и облачные технологии, и способны предоставлять наиболее полный  спектр услуг от страхования груза, до его охраны в пути. Это молодые, активно развивающиеся  компании с хорошим потенциалом развития», - резюмировала Людмила Симонова.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Похожие материалы