Экономика

Антикризисный план бездействия

В антикризисном плане действия, утвержденном правительством 27 января, нет ничего такого, что обеспечило бы стабилизацию экономики России в краткосрочной, среднесрочной или долгосрочной перспективе. Документ не предусматривает решения системных проблем российской экономики, не предлагает реальную поддержку бизнеса, а только усиливает доминирующую роль государства. Своими мыслями об антикризисных затеях властей поделились с ПРОВЭД экономисты.

«Лицом» к Европе

По мнению профессора Европейского университета в Санкт-Петербурге Дмитрия Травина, антикризисный план поможет только банкам, а для того, чтобы спасти экономику страны, необходимы перемены во внешней политике России.

«В основном антикризисный план нацелен на то, чтобы помочь российским банкам: в том случае, если они начнут рушиться, предлагается выделение некой суммы на докапитализацию. Но в этом плане нет ничего такого, что могло бы поднять российскую экономику, обеспечить ее рост, потому что здесь все упирается в плохой инвестиционный климат, в то, что от нас бегут капиталы, в то, что мы ссоримся со странами, откуда капиталы могут к нам прийти. В этом ключе антикризисная программа ничего не предлагает, более того, это вопрос не в компетенции правительства: для того, чтобы помириться со странами Запада, нужна политическая воля президента, - отмечает экономист. - От того, что в антикризисном плане что-нибудь изменят или добавят какой-то пункт, лучше не станет: нужно менять абсолютно всю политику в стране. Так что особого оптимизма я не испытываю, но, возможно, банки в тяжелой ситуации этот план поддержать сможет».

Системные пробелы

По словам экономиста Дмитрия Прокофьева, антикризисный план «концептуально мало отличается от планов, реализованных во время кризиса 2008-2009 годов»: разница лишь в том, что причины нынешнего кризиса несколько иные, нежели пять лет назад, да и резервы, которыми обладают Центробанк и правительство, уменьшились. «Понятным шагом представляется выделение средств на докапитализацию банковской системы, а вот эффективность поддержки предприятий будет зависеть не только от объема выделенных им денег, но и от качества менеджмента и спроса на российскую продукцию», - отметил в комментарии ПРОВЭДу Дмитрий Прокофьев.

План правительства «по умолчанию» предполагает, что цены на нефть должны будут вернуться к своему прежнему уровню не позднее зимы 2015-2016 годов, в противном же случае его придется серьезно корректировать - так же, как и бюджет, говорит экономист. «Что касается действий, направленных на решение системных проблем российской экономики, план их не предусматривает», - резюмирует он.

Успеть за 365 дней

Профессор факультета экономики Европейского университета в Санкт-Петербурге Юлия Вымятнина считает, что в целом все предусмотренные в антикризисном плане меры сводятся к сохранению и усилению доминирующей роли государства в российской экономике. «Разумеется, нужно поддерживать банковский и финансовый сектор, однако предусмотренные на данный момент в плане меры связаны либо с обеспечением деятельности госбанков, либо с выдачей госгарантий компаниям, которые будут выбраны для реализации приоритетных инвестиционных проектов. В условиях высокой степени коррупции в нашей стране ожидать, что будут выбраны действительно важные проекты, а средства потрачены эффективно, не приходится. Фактически, государство фиксирует для таких компаний условия, в которых у компании нет никаких стимулов для повышения эффективности», - говорит экономист в комментарии ПРОВЭД.

Обеспечить сколько-нибудь заметный экономический рост в стране в течение одного года невозможно, считает Юлия Вымятнина, уже сейчас должен быть подготовлен план действий на длительную перспективу. Причем, такой план, который бы «способствовал созданию действительно рыночной экономики, в которой неэффективные предприятия банкротятся, а на их место приходят более эффективные». При этом меры, направленные на содействие импортозамещению, должны быть по-настоящему долгосрочными, а критерии поддержки компаний – абсолютно прозрачными. «Пока планы не идут дальше одного года, никаких серьезных вложений в развитие импортозамещающих отраслей не будет», - подчеркивает экономист. Помимо этого в России также должна быть обеспечена защита прав собственности, изменена судебная система и правоприменительная практика. Этот же момент подчеркивает и Дмитрий Травин. «Бизнес должен сам зарабатывать деньги. Бизнес, который нуждается в поддержке государства с помощью денег, - это паразитический бизнес. Нормальный бизнес требует от властей одного – невмешательства и создания нормальной правоохранительной системы, которая будет отстаивать их права», - отмечает он.

Краткосрочный эффект

В целом, по словам Юлии Вымятниной, антикризисный план поможет российской экономике не утонуть окончательно, но этот эффект будет весьма недолгим. Экономист приводит несколько наглядных примеров. «Наиболее востребованная бизнесом мера по увеличению выручки, позволяющая использовать упрощенную систему налогообложения до 120 миллионов рублей, не была внесена в антикризисный план. Фактически, это означает не снижение, а увеличение налоговой нагрузки на бизнес, так как многим малым фирмам придется либо дробить компании, либо отказываться от упрощенной системы налогообложения. Вряд ли это можно назвать содействием развитию малого и среднего бизнеса, - отмечает экономист. - Региональные власти получают право снижать налоги на малый и средний бизнес, однако механизмов восполнения выпадающих доходов в региональных бюджетах не предусмотрено».

Желание правительства уменьшить расходы по некоторым статьям бюджета, тоже вызывает некоторые опасения. «План предусматривает сокращение неэффективных бюджетных расходов, однако не предлагает никаких четких критериев, и сомнительно, что они будут разработаны в ближайшем будущем – бюрократия никогда и нигде не способна реформировать сама себя», - говорит в заключение Юлия Вымятнина.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы