Свое мнение

Шесть причин, по которым ваш груз «висит» на таможне

Шесть причин, по которым ваш груз «висит» на таможне

Если вы занимаетесь внешнеэкономической деятельностью, то хорошо осознаете важность скорости прохождения через таможню своих грузов. Если логистика вас устраивает, экспедиторы, перевозчики, брокеры, пункты пропуска и таможни тоже, а товары по каким-то причинам приходят с большими задержками, вы невольно захотите разобраться в деталях. Вы вызываете менеджера, который отвечает за это направление и он начинает вам что-то грузить про таможню, про досмотры, плохого инспектора, проходные цены и т.д. Врет? Все может быть...

Причина первая. «Тупеж».

Тупить могут все. И вы в том числе. Вас же интересуют иные возможные субъекты «тупежа» и их степень влияния на процесс таможенной очистки груза. Их немного.
1. «Тупит» инспектор.
Просто так инспектор тупить не станет. Это не в его интересах. Будь его воля, выпускал бы, что называется, не глядя. Но вся его деятельность расписана таможенными кодексами, федеральными законами, приказами и инструкциями ФТС, РТУ и таможни. Кроме бумажных предписаний, у него есть начальник (отдела, поста, таможни) и его замы. У каждого из них могут быть свои причины ваш груз придержать. Поэтому шаг вправо или влево - и, вполне возможно, вам придется участвовать в вопросах трудоустройства бывшего инспектора государственной таможенной службы. Конечно, есть инспектора – не подарок. Такие действительно тупят. Кадровые вопросы таможни вы все равно не решаете, поэтому помните: к любому есть подход, и это не ваша забота. Так что ищите причину ниже.

2. «Тупит» ваш брокер.
Таможенных брокеров сейчас нет, есть таможенный представитель. Но вы по старинке называете его брокером. Если брокер крупный, и вы для него не главный клиент, ему может быть просто не до вас. Хотя для хорошего брокера всякий клиент важен. Крупный брокер не синоним профессионализма и у любого может случиться косячок. Решать проблему – его задача, но вы должны быть в курсе. Как правило, сотрудники брокера в хороших отношениях с инспектором, его начальниками и их замами. Они хорошо знают, кто из перечисленных лиц может затупить, а кто нет. Хорошие отношения основаны на мотивации последних, конечно же, за ваш счет. Но эти деньги идут на общее дело – устранение причины №1. Если все же грешите на брокера – поменяйте, многие делают это регулярно. Если у вас нет брокера – читайте следующий пункт.

3. «Тупит» ваш сотрудник.
Если вы не тот самый сотрудник, о ком идет речь, то понимаете, что кто-то в вашей компании готовит документы по сделкам и поставкам, общается с поставщиками и брокером, исполняя его капризы и капризы таможни. Если ваш сотрудник мало что понимает в этом и не хочет исправляться (а узнать вы это можете, пообщавшись с руководством брокера или таможенного поста) – гоните его в шею, дешевле будет. Если вы и есть тот самый сотрудник – пропустите этот пункт, он вам не подходит.

Причина вторая. У вас «тупой» товар.

«Тупых» товаров не бывает, есть товары проблемные. Таких товаров море и вы должны знать, во что ввязались. Варианты.
А) Непроходная цена. Таможня знает точную цену на все товары. Ну, в смысле, думает, что знает. Поэтому ваш товар не может стоить дешевле, чем она знает. Вы тоже это должны это знать. Поэтому, чтобы вы не решили, что инспектор со всем его руководством тупят, брокер и ваш сотрудник заранее должны вас подготовить к быстрому принятию решения: либо вы сразу согласны с таможней, что она все знает, либо вы будете доказывать, что вы знаете больше. Последнее потребует времени, поэтому на причины №2 и 3 не пеняйте, это уже ваше решение. Кстати, «проходная» цена на ваш товар или нет – знает ваш брокер и/или ваш сотрудник.

Б) Товар в списке «дефицита». Это то же самое, что в подпункте А, с той разницей, что таможня знает, что за ней самой по этим товарам смотрит самый главный, который из Филей. И будет выкручивать вам руки по полной.
В) Товары в списке «профицита». Стоимость здесь не при делах. Просто этих товаров, как видится оттуда, импортируется чересчур много, и таможня будет разбираться, не вы ли тому виной. На это тоже нужно время, крепитесь.

Г) Большая разница веса брутто-нетто. Есть такой риск и таможня будет выяснять, в чем дело. Дело ограничится досмотром и лишними затратами, если вес нетто все же занижен. Кстати, на досмотре вообще может выясниться очень много интересного. Это значит, что вы, или ваш брокер и/или ваш сотрудник затупили, и если будут продолжать в том же духе, то дело дойдет до АП (см.последнюю причину).

Д) Товар «звенит». Это не должно стать для вас неожиданностью: как правило, вы знаете, что покупаете (продаете).

Е) Инспектор затрудняется с кодом вашего товара. Редко, но бывает. Будут совещаться с профильным отделом. Это время. Впрочем, это связано больше с причинами №2, 3. То же с прочей разрешиловкой, контрафактом и пр.

Ж) Ваш товар почему-то заинтересовал комиссию (см. ниже). Это может быть действительно Ж…

З) Ваш товар заинтересовал ОРО. У многих сразу паника. Тут надо понимать: либо вы (ваш брокер) смухлевали с документами, либо это типичные для ОРО темы (например, б/у оборудование). Если понимаете проблему, решайте сами или через брокера.

Причина третья. На посту работает комиссия.

Это форс-мажор. Для всех. Самый главный на Филях убежден, что работа комиссий не влияет на скорость оформления. Простим ему. Вы же должны знать, что это не так. Любая комиссия увеличивает трудности, связанные с оформлением, пропорционально тяжести ее задач. По отъезду комиссии «летят» головы инспекторов, но сначала головы начальников и их замов. В акте проверки могут фигурировать даже названия организаций-импортеров/экспортеров с подробным описанием грехов (о последствиях смотри ниже). О комиссиях, как правило, знают заранее. Некоторые даже меняют логистику, в обход трудностей. Но это для тех, кто ищет легких путей. Если вашего товара нет в предыдущем пункте, особо можно не волноваться: любая комиссия приезжает уже с заготовками и готовыми оргвыводами.
Еще вариант: приезжают маски-шоу и вяжут всю смену ... Шутка.

Причина четвертая. Ваша компания в «черных списках».

Не требуйте показать эти списки. Они не висят в коридорах на доске объявлений и не лежат на рабочих столах у инспекторов. Но они есть в любой таможне. Это значит, что таможня вас просто не любит. Почему, определить несложно, выбрав один из вариантов:

А) Вы на нее жалуетесь. Неважно, правы вы или нет. Неважно куда: в прокуратуру, самому главному в Филях, Президенту или Уполномоченному по защите прав предпринимателей (последняя придумка Путина, если вы не в курсе).

Б) Вы с ней судитесь. Например, см. п.4, подпункты А и Б. Неважно, что все суды вы выигрываете. Каждый проигрыш в суде поднимает уровень не любви к вам на одну ступень.

В) Вы жулик (такое иногда бывает) и таможня об этом знает, хотя сделать ничего не может. Не переживайте, среди таможенников жулики тоже не редкость. Но сейчас не об этом. Если даже вы не жулик, ваша компания может засветиться в акте проверки какой-нибудь комиссии. Скорее всего, что вас просто сливают конкуренты.

Г) К вам личная неприязнь у одного из руководителей. Такое, сожалению, случается. Денег задолжали, на совещании в таможне критику позволили, жену увели, в глаз случайно засветили, когда вместе в хоккей играли, или конкуренты подсуетились, причин может быть много. Подумайте, поскольку здесь все замаскировано под вышеуказанные причины.
Если эти подпункты не для вас, не верьте, что вы фигурируете в этих списках. Если почувствовали, что вы подходите под описание, у вас есть выбор. Либо вы и дальше в списках, либо решаете проблему.

Причина пятая. Подвела техника.

Бывает довольно часто: переход на новую программу, сгорел сервер, замерз ричстакер (красивое слово, правда?), все, что угодно. Дело в технике, головах и метеоусловиях. Ждите.

Причина шестая (ужасная). Ваш груз арестован (изъят)

Тут вы прилипли. Сразу выясняйте виновника этой неприятности. Дергайте своего сотрудника и брокера. Перечитывайте свой брокерский договор, раздел «Ответственность сторон». Желательно вместе со своим юристом. Далее – по обстоятельствам. Помните: это не конец света, бывает еще хреновей, например, когда груз совсем сперли с СВХ или порта, и никто за это не отвечает. Но это уже другая тема.

Если ни одна из причин вам не нравится, придумайте свою. А может быть, причина в вас? И все не так плохо, как вам кажется? Так что подумайте.


Алексей Романов

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...