Таможня

Таможенная школа лицемерия, или как бороться с недовольными.

 В показателях эффективности деятельности таможенных органов, утвержденных Правительством РФ, есть и такой, как  количество судебных актов,  принятых не в пользу таможни. Показатель нужный и очень даже важный. Так, видимо, считают в правительстве. Можно допустить, что так же считают и в Федеральной таможенной службе. Но, как говорят, в каждой избушке - свои погремушки… Удаленность  Правительства России и   ФТС РФ от Балтийской таможни разбудили немалый творческий потенциал в должностных лицах последней, поэтому правила применения и  трактовку  этого показателя, видимо,   Балтийская таможня определяет  самостоятельно.

 

Принуждение к сыру…

 С одной стороны, «таможню» понять можно… Ведь,  как-то надо убедить участника ВЭД в том, что исключительно об его интересах пекутся государевы мытари…Глядишь,  участник ВЭД  личную благодарность инспектору в клюве  принесет. Только вот процесс убеждения хромает, поэтому «добровольно» бизнесмены на этот крючок не попадаются.  А где не работает убеждение, срабатывает принуждение… Вот, в 2008-м году принуждение к миру сработало. И здесь работает. Масштабы, конечно, не те, но людям хватает…И вспоминается : «Вороне как-то Бог послал кусочек сыра»…

Есть, конечно, опасение, что комиссия ФТС внезапно  приехать может. Пусть и не каждый год, но может.  И вот  тут может стать очень грустно за результаты работы. Грустно не по совести, а по страху. Ведь,  как правило, после таких проверок наиболее рьяные инспектора, а порой даже и начальники таможен, в мгновение ока оказываются в числе участников ВЭД.

 

Среднестатистический конфликт интересов.

Предположим, пришел среднестатистический участник ВЭД к среднестатистическому инспектору Балтийской таможни для подачи простой среднестатистической декларации на товары. И все у него чудесно: заявленная стоимость выше стоимости, рекомендованной ФТС, то есть выше риска… И документы предоставил не просто в полном объеме, а с трехкратным запасом. Обеспечив  макулатурой все желания, намерения и чаяния инспектора предельно тщательно изучить документы…

Так  какой самый вероятный результат подобной  встречи? Скорее всего, в двух случаях из трех, инспектор примет декларацию и выпустит ее в соответствии с законодательством. А если  участник ВЭД еще подаст декларацию в электронном виде, то вероятность благоприятного исхода  вырастет до трех случаев полного соблюдения законодательства из четырех поданных деклараций.

Паритет недовольства

Тогда возникает справедливый вопрос, с чего это участник ВЭД завалил суды исками против Балтийской таможни, что так не устраивает участника ВЭД и почему это суды принимают в основном решения не в пользу таможенного органа, да еще с таким существенным перевесом в пользу участника ВЭД, более 70%? 

Причин недовольства у участника ВЭД более чем достаточно:

- несвоевременный прием и регистрация декларации;

- необоснованный дополнительный контроль (наблюдение, ИДК, досмотр);

- нарушение сроков выпуска;

- необоснованные корректировки таможенной стоимости;

(все это время, а время в логистике - это деньги, и зависимость тут прямо пропорциональна - больше тратишь времени на процессы, больше тратишь денег, а раз больше тратишь, то меньше зарабатываешь, а может, и  совсем не зарабатываешь). 

Но  у инспектора, да и у любого должностного лица таможни, тоже есть свои причины быть недовольными участником ВЭД:

- не платит участник ВЭД за прием и регистрацию декларации;

- не хочет сам, добровольно выставляться на ИДК и досмотр, а если и выставляется, то не хочет сам у себя находить нарушения, для возбуждения дел об АП;

- не хочет добровольно платить за быстрый (в срок 1-2 дня) выпуск декларации;

- не хочет заявлять стоимость на товары, комфортную для таможенного органа, для таможенной статистики;

- идет с исками на нарушение своих прав в суд,  получает судебные решения в свою пользу.

 

Получается, что уровень и количество недовольств участника ВЭД и таможни, друг другом, примерно одинаков. Так в чем же причина, почему не могут договориться участник ВЭД с таможней?  Почему-то среди некоторых участников ВЭД ходят нехорошие разговоры, мол, решить можно все  очень просто - подавай товар по стоимости, по которой требует таможня, плати мзду инспектору и радуйся жизни. В любом случае, выйдет дешевле, чем проходить, к примеру, дополнительные проверки на 10 дней оформления, платить за  хранение контейнера в порту 10 дней. А особо непонятливые на 10-й день смогут пройти по таможенному кругу еще раз. Мало ли за что можно аннулировать таможенную декларацию при наличии буйной фантазии. Да хоть за то, что  запятая или точка в описании товара сделаны на языке сумуами…Обломки подобных коррупционных схем иногда всплывают на различных околотаможенных сайтах при обсуждении наболевших вопросов. Нужно отметить, что ПРОВЭД со всем вниманием отнесется к обращениям предпринимателей, столкнувшихся с подобными схемами, инициирует расследование ФТС и предоставит свой информационный ресурс для борьбы со взяточничеством.

Сам дурак…

Сразу хочу оговориться, что  наиболее любимый таможней вариант "а сами вы белые - пушистые?", в настоящее время неактуален. Потому, что  быть "белым и пушистым",  оформляясь на Балтийской таможне, участнику ВЭД  попросту невозможно... Да и не должен быть предприниматель "белым и пушистым", природой предпринимательства это не заложено. Главная цель предпринимательства - извлечение прибыли, то есть зарабатывание денег! Говорят,  в древние времена был на Балтийской таможне  участник ВЭД, который оформлял товары быстро, по фактической стоимости, да  и мзду не платил таможне, но никто его не видел, все только слышали о нем, вот и передается легенда от поколения поколению. В любом случае не стоит таможенным служащим рассуждать о "белизне и пушистости" российских предпринимателей, поскольку в их функциональные обязанности подобные экзерсисы не входят… Лучше бы   рассуждали  об уровне коррупции, мздоимства и чистоте рядов. Предприниматели, как-нибудь сами разберутся, кто из них «белый», а кто  и «пушистый»...

Слабонервных просят удалиться…

Среди участников ВЭД, оформляющих товары в зоне деятельности Балтийской таможни, в последнее время появилось много слабонервных и наивных.  Не хотят они изъявлять благодарность за выполнение положенного законом, но при этом хотят оформляться в соответствии со сроками  действующего  таможенного законодательства. Беда в том, что   на Балтийской таможне так не всегда получается. Поэтому и вынуждены участники ВЭД подчас, подобно упомянутому выше в ссылке «Дальнобою» оформляться быстро, хотя  и не дешево. Либо искать логистические тропы, ведущие мимо   Балтийской таможни. Тут надо отдать должное коммерческому таланту неведомых  должностных лиц таможни, которые так тонко просчитали и проработали методику "взаимоотношений с участником ВЭД", что для участника ВЭД платить за скорость оформления всегда дешевле и психологически комфортнее, чем требовать соблюдения законодательства и своих прав.

«Мы их душили-душили»…

Вот эти самые слабонервные участники ВЭД, желающие оформлять товары быстро и в соответствии с таможенным законодательством, маленькими группами, загримированные под финских туристов, поплелись в суд, в надежде установить справедливость и  восстановить свои нарушенные права. Наивный российский предприниматель! Суд, может,  разберется и даже  компенсирует нарушенные права. Но до суда еще надо дойти… К тому же, опытным путем выявлено, что на Балтийской таможне только с организацией таможенного администрирования все плохо, а в остальном все очень даже хорошо.

Например, на Балтике на высоком уровне организована технология  «удушения»  участника ВЭД.  После того, как арбитражным судом был зарегистрирован  иск от одного из таможенных представителей  на нарушение сроков регистрации и выпуска  таможенной декларации,  на следующий день в отношении декларантов, товары которых оформлял этот самый таможенный представитель, всеми силами таможни была организована просто армейская операция, в которой,  похоже,  участвовал весь личный состав таможни.

Кулибин нервно курит…

 Прямо с утра в офис компании позвонил сотрудник Балтийской таможни, представившийся сотрудником юридического отдела таможни с предложением прибыть в таможню для урегулирования возникшего недоразумения. Смысл предложения так и остался непонятен, потому как нет данных, что в Балтийской таможне изобретена «местным Кулибиным»  машина времени, с помощью которой можно вернуться на месяц-другой назад и исправить все нарушения закона  по срокам регистрации и выпуска деклараций.

Историческое недоразумение

Так же,  пока неизвестны случаи, что должностные лица Балтийской таможни добровольно, за счет личных средств компенсируют предпринимателям причиненный убыток. Поэтому и пропустили в офисе декларанта  мимо ушей, а точнее, мимо телефонной трубки предложения специалиста юридического отдела таможни. К обеду в операцию уже была втянута  «тяжелая  артиллерия». К декларанту обратился начальник Пушкинского таможенного поста Шихалиев С.С., с предложением прибыть в таможню  для встречи с «самим»  начальником таможни Чебаевым А.Н. Исключительно с одной-единственной целью - урегулировать возникшие недоразумения. Исторически почему-то сложилось, что  в Балтийской таможне все нарушения действующего таможенного законодательства считаются простым недоразумением. Как бы то ни было, а в этот день начальник таможни,    обычно недоступный для тысяч участников ВЭД,  лично принял  нескольких представителей декларантов. И даже  предложил уникальный вариант досудебного разрешения возникшего непонимания, несмотря  на то, что решения арбитражного суда по искам некоторых участников ВЭД   уже вступили в законную силу.

Как таможня публично авторитет подрывала…

Итогом  всей суточной операции, (а операция была массовой в отношении  нескольких  десятков  декларантов), им  было доведено, что все возникшие недоразумения - результат, мягко говоря, неправильно проведенной тендерной компании по определению таможенного представителя. Сформулирован и «отлит в граните»  убойный таможенный козырь последних пяти лет - "неправильно выбранный таможенный представитель".

Все оказалось до омерзения просто - меняете представителя и одной ногой - уже в раю идеального таможенного оформления. А для того,  чтобы и второй ногой вступить в этот таможенный рай, надо, чтобы еще  и декларант написал письменную клятву, (по образцу явки с повинной 1937 года), в любви к Балтийской таможне. В которой обязательно должно быть отражено: «...претензий к Балтийской таможне не имею...», «...обязуюсь отозвать иск и не судиться с таможенным органом...», «...обязуюсь отказаться от услуг такого-то таможенного представителя...». Интересно,  в обмен на такую клятву обещают выдать  30 серебренников?

 Расчет правильный и точный. Ну, скажите, кто захочет в «открытую» ссориться с таможней? Таких -  единицы, поэтому и отзывают свои иски участники ВЭД в угоду таможне и пишут письменные клятвы. Потому, что  стремятся извлекать прибыль, то есть зарабатывать деньги. На доказывании своей правоты и защите прав, как показывает практика, их  не заработаешь.

Участники ВЭД рассуждают примерно так: «Пусть заработанный рубль с нарушенными правами, чем убытки с моральным удовлетворением от  доказанных нарушений и незаконных действий». Возможно,   это логично, что  вопросами защиты прав должны заниматься специальные люди и общественные объединения, на которые таможня не сможет оказывать давление.

Ёж - птица гордая…

Уже  как-то  не актуально при оценке действий должностных лиц Балтийской таможни  говорить про Конституцию России, про инвестиционный климат, про улучшение таможенного администрирования, здоровую конкуренцию и т.п. Скоро  все более актуальным станет  говорить по "Крестного отца", "Бригаду" и "Жмурки"….

Думается, что бизнес-сообществу было бы интересно   услышать оценку действий должностных лиц Балтийской таможни по прямому давлению на бизнес, данную  Транспортной прокуратурой. Кстати, по всем описанным  проблемам, ПРОВЭД готовит обращение в Генеральную прокуратуру, в Госдуму, ФТС и Правительство России.  В  сложившейся ситуации кажется, что  действия должностных лиц Балтийской таможни уже вышли за рамки простого давления на участника ВЭД, препятствования осуществлению предпринимателем коммерческой деятельности, искусственного создания административных барьеров, за рамки здравого смысла... Видимо, нужно помочь вернуться обратно….

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...