Заместитель руководителя ФТС России Татьяна Голендеева: интернет-торговцы - это челноки 90-х.
В Москве состоялась конференция на тему: "Практические аспекты организации уплаты таможенных платежей участниками Национальной Платежной Системы". В работе мероприятия приняли участие представители Федеральной Таможенной Службы (ФТС), банковское и экспертное сообщество. По итогам конференции на некоторые вопросы корреспондента ПРОВЭД любезно согласилась ответить статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной таможенной службы Татьяна Голендеева.
В начале беседы Татьяна Голендеева, рассказала о преимуществах обсуждаемой на конференции платежной системы: "Наша платежная система начиналась с того, что мы хотели убить двух зайцев и нам это удалось. Мы стремились максимально отказаться от наличного расчета и упростить работу бизнесу. Участникам ВЭД часто приходилось осуществлять некоторые доплаты таможенных платежей. Бывает порой - декларация уже подана, таможенные платежи оплачены, но в силу разных обстоятельств, когда что-то не учтено или поменялся курс валюты, происходит корректировка суммы уплаты таможенных платежей. Приходилось идти в банк, деньги в этом случае поступят только через три дня, а товар уже готов к выпуску, это было крайне неудобно. Именно для того, чтобы избежать подобных ситуаций и была организованна платежная система. Она нацелена не на полномасштабную оплату, а на доплату. Эта платежная система встроена в технологии ФТС, например в такую, как удаленный выпуск товара, когда декларация подается в одном месте, а груз находится в другом. Преимущества удаленного выпуска крайне затруднительно воплотить без применения платежной системы. На сегодняшний день остается действующей норма, по которой товар выпускается только при фактическом получении денежных средств".
- Как сегодня упоминалось, готовится технология по уплате таможенных платежей физлицами при заказе товаров в зарубежных интернет магазинах, когда будет реализована данная технология и будет ли это синхронизировано с процессом внедрения порога беспошлинной интернет торговли?
- Технологии развиваются, наши граждане покупают товары в интернет-магазинах и это объективная реальность, глобализация общества, если хотите. ФТС не может закрыть эту тему. Другое дело, что этими процессами мы должны управлять, в том числе в рамках нормативных ограничений и в рамках технологий. Если сейчас за товар можно платить при покупке, то почему нельзя платить и таможенные платежи? Я не готова сказать, когда это будет реализовано, но это общая идеология. Если такая технология уже существует, то рано или поздно, мы возьмем ее на вооружение.
- Поможет ли введение новых правил в наполнении бюджета страны и борьбе с серым импортом?
- Когда мы сегодня оцениваем роль и место таможенных органов в государственной структуре, появляется некое представление, что политики разделяют, а таможня объединяет. Таможни всех стран, в силу своих возможностей, стараются абстрагироваться от политических процессов, которые происходят в государстве и занимаются только экономическими процессами, никоим образом не являясь дополнительным барьером. Цивилизация развивается, появляется интернет, посмотрите, сколько страстей вокруг интернета. То твиттер закроют, то еще что. С появлением интернета, появилась и интернет-торговля. ФТС не является противником этого явления, мы не говорим, что нам это не нравится, что это имеет издержки для бюджета и т.д. Возможно, интернет-торговля вскоре выйдет на совершенно новый уровень, трудно даже предположить, что будет через 10 лет. Но мы реагируем на то, что происходит в обществе сейчас. Обращусь в прошлое, 90-е годы развития России, в стране полная разруха, растерянность. Люди думали о том, как выжить и прокормить свои семьи. В результате появился институт «челночества». На развалинах Советского Союза этим занимались миллионы, в то время государство не могло им предложить ни работу, ни возможность заработать деньги. Именно поэтому этот институт существовал, развивался и дошел до определенных масштабов. Но тут государство озаботилось своими интересами. Мы же не закрываем элемент челночества, но это коммерческая деятельность, это предпринимательство, в связи с чем необходимо платить определенные налоги.
Появляется интернет-торговля. Люди поняли все возможности и преимущества, в том числе, возможность приобретать товар, не выезжая за границу. Люди начали использовать этот инструмент и делали это все больше и больше. Челноки из 90-х - это современные интернет-торговцы. Пусть торгуют, ФТС этому не препятствует, но бизнес набрал определенные масштабы, так платите налоги. Отсюда и появились эти нормы. Должен быть баланс, допустим, некая организация везет товар обычным порядком, заполняет декларацию, вносит таможенные платежи, в результате у интернет-торговли появляются конкурентные преимущества. Задача государства - обеспечить равные условия всем участникам рынка. Помимо фискальной функции и обеспечения равной конкуренции государство должно реагировать на процессы, происходящие в обществе.
-Как ФТС намерена отреагировать на возможное перемещение почтовых отправлений из зарубежных интернет-магазинов в Казахстан, использование агрегационных складов в пограничных с Россией районах, перемещение услуг по отправке посылок от интернет-магазинов к физическим лицам за границей- ведь это уже не будет интернет-торговлей?
- Сложная тема. По поводу Казахстана, даже не касаясь интернет- или обычной торговли. У нас есть понятие - товар Таможенного Союза (ТС). При этом товар ТС- это не только товар, произведенный на территории ТС, но и товары третьих стран, выпущенные на территории ТС в свободное обращение и с этим видом товаров все достаточно не просто. ТС создается очень быстро, но процессы интеграции очень сложные и многогранные. К примеру, есть главный краеугольный камень нашей интеграции, это единый таможенный тариф и то не все так просто. А как тяжело вводили утилизационный сбор: Белоруссия, как и Россия, ввела, Казахстан нет. НДС в России 18%, в Белоруссии 20%, в Казахстане 12%. Все это сложные процессы, правда, мы никак не можем понять, почему к нам с территории Казахстана поступает столько китайских товаров в свободное обращение? Нам казалось, что это должно быть сложно. Вообще, вопрос о перемещении товаров третьими странами в пределах ТС пока крайне непрозрачен и противоречив. Когда везут оттуда сюда, мы не видим никакой выгоды, но раз возят, выгода есть. Мы изучаем этот процесс и пытаемся понять, зачем это делается.
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!
Подписка