Экономика

Всем нравится цирк, в котором ФТС главнее президента

Бизнес в сфере внешнеэкономической деятельности созрел для того, чтобы вырабатывать способы преодоления барьеров, возникающих при взаимодействии с Федеральной таможенной службой. Речь идёт именно о преодолении сложностей, а не о выстраивании диалога или сотрудничества с ведомством, таковы реалии, о которых мы поговорили с генеральным директором ЗАО "Русский Логистический Провайдер" Русланом Киссом.

 

- Почему ФТС часто выступает в роли создателя проблем для бизнеса? И есть ли те, кому с таможней жить хорошо?

- Вся идеология таможенного администрирования построена на том, чтобы создать условия для «карманного бизнеса». Все эти громкие как бы реформаторские движения – такие,  как  Концепция переноса таможенного оформления и контроля к границе, как изменение порядка обеспечения транзита -  нынешняя ситуация с АСМАПом, как ситуация с интернет-торговлей, как передел рынка системы электронных платежей – это всё ориентировано на одну компанию, на РОСТЭК или аффилированные с ним, "Тамариксы", "Арсеналы", "Адалы" и прочие компании.

На уровне ведомства ярко выраженный конфликт, когда интересы личностные поставлены выше интересов государственных.

- Кто должен разрешить этот конфликт, и как скоро могут закончиться такие давние истории с РОСТЭК и АСМАП?

Наверное, для этих целей есть президент, есть правительство, им принимать такие решения. Потому что чиновник не может бесконечно ставить интересы государства ниже, чем свои, или компаний, которые имеют отношение к нему. И я очень сомневаюсь, что руководитель ФТС не видит, что происходит, и не понимает ситуации. Либо конструкция ведомства очень жидкая, и есть страх, что все может рухнуть, либо во исполнение плана на многие шалости закрывает глаза.

РОСТЭК – это будет долгая мыльная опера, и она так просто не закончится. И что  расстраивает, так это то, что в этой опере основными страдальцами будут экспортёры и импортёры, не посредники, а именно те, кто организовывает поставки.

Ситуация с АСМАПом –  тоже долгая и, похоже, трагичная история, в ней страдальцами будут российские перевозчики. Вся политика, которую ведёт ФТС, приведёт к тому, и это очень вероятно, что российским перевозчикам будет запрещено въезжать на территорию стран, в которых действует система МДП. Пострадают предприниматели, в основном – малый и средний бизнес – которые на свои деньги покупали машины, чтобы заниматься услугами перевозки. По всей видимости, никому это на государственном уровне не интересно, раз вопрос находится в подвешенном состоянии, не принимается никаких мер.

- Вы считаете, что ФТС создает  ситуацию, когда честно вести бизнес никому не выгодно?

А что тут считать, все очевидно, все на поверхности. Участники ВЭД, особенно компании в сфере таможенного сервиса, поставлены в неравные условия конкуренции с предприятиями, аффилированными с ФТС, с «дочками» и «внучками» этих предприятий. Импортерам еще сложнее, у них в принципе выбора нет, либо он едет "в лоб" и собирает все возможные денежно-временные издержки и на выходе с таможни получает "добро" и застоялый товар, либо он соглашается на опресненные условия коммерческого вознаграждения и проходит таможенные формальности быстро, по более низкой таможенной стоимости. Сегодня очевидно, что в созданных ФТС условиях получается, я готов ответить за свои слова, что выгоднее вести "серый" бизнес в сфере ВЭД, чем работать в "белую".

Это предмет для рассмотрения Федеральной антимонопольной службой. Не только в отношении МДП, но и по распределению таможенной стоимости, по «зелёным коридорам», которые используются  для того, чтобы, образно выражаясь, поставить на каком-то направлении турникет и собирать определённую мзду за снижение таможенного контроля, для того, чтобы кто-то мог ввозить, как бы не то, что ввозит, или так, как ему надо, или, как хочется ввозить.

«Зелёный коридор» - это яркий пример ценового сговора, где-то добровольного, а где-то и принудительного. Чтобы вступить в эти взаимоотношения «зелёного коридора», надо выполнить некоторые «правила» ФТС. Но суть этих правил сводится к одному -  заплатить денег  за то, что тебя в этом коридоре  реже и меньше будут контролировать. Вот такое доверие на деньгах...

То же самое происходит с корректировкой таможенной стоимости. Любой профиль риска, который выпускает ФТС, чётко обозначает, что по этому товару  ФТС определяет нижний уровень. Это уже  принудительный сговор импортёров. ФТС во исполнение плана может заявить, что с завтрашнего дня тот или иной товар завозится по определённой стоимости, глубоко наплевать, по какой цене он фактически куплен, главное, чтоб платежи были заплачены с установленной цены.

А предприниматель не может работать в убыток. Поэтому, естественно, эти издержки он заложит в стоимость товара. Или же будет искать более дешевый или менее качественный товар, в результате пострадает конечный потребитель. Ну, или будет искать лазейки и бреши в таможне, тогда пострадает государство.

- Какие есть выходы из этой ситуации, если они есть?

- Выходы есть всегда. Но надо определить, кому  они нужны. Всех всё устраивает. Как в цирке. Звери бегают по кругу, это нравится дрессировщикам, это нравится самим животным и главное – это устраивает публику. Тут то же самое: государство в лице ФТС – это дрессировщик, участники ВЭД – это звери, бегающие по кругу, а потребители – это публика. Всем нравится, никто не возмущается. Почти. Есть отдельные всплески. Но они ни к чему не приводят.

- Есть ли возможность довести до сведения государственных органов необходимость решать проблему, и обратят ли они на неё внимание?

- Думаю, нет, не обратят. В моём понимании 2012 год был переломным в части недовольства таможенным администрированием. Тогда многие дошли до точки кипения. Но тогда была придумана хорошая идея с АСИ, с дорожными картами. В итоге она исполнила функцию свистка, выпустила пар, и на этом всё закончилось. И мы после этого получили результат с АСМАПом, потому что Федеральная таможенная служба расправила крылья на фоне достигнутых в процессе совершенствования таможенного администрирования результатов.

Сначала в ФТС кокетливо так лукавили, что положения карты исполняются, потом, когда уже АСИ и бизнес-объединения их зажали в угол фактами неисполнения в  срок мероприятий, по которым ответственным является ФТС, они нагло перенесли сроки на восемь месяцев. При условии того, что президент чётко поставил сроки. Получается, что у нас не президентская власть в стране главенствует, а таможенная, раз таможенная служба оставляет за собой право переносить сроки, установленные президентом.

Ситуация с интернет-торговлей также перекраивается в интересах тех компаний, в интересах которых перекраивается АСМАП, в интересах которых перекраивалась платежная система.

- Тем не менее, что можно в рамках правового поля предпринять, чтобы работа участника ВЭД стала более цивилизованной?

Прогрессивная часть бизнеса понимает, что нужно что-то делать. И делает, без шума, ажиотажа и популизма. Как пример, «круглый стол» о проблематике ТН ВЭД. Он позволяет говорить о том, что бизнес осознаёт необходимость выработки алгоритмов воздействия на Федеральную таможенную службу путём судебных решений, путём обращения в ЕЭК для создания механизма лишения ФТС возможности многозначных решений, которые ей выгодны. Еще, я знаю, у этих ребят в планах цикл практических семинаров в регионах, по вопросам отстаивания или доказательства – кому как нравится – таможенной стоимости, по вопросам административных правонарушений, как не потерять товар, как избежать конфискации, как противостоять коррупции, и многие другие проблемные вопросы современного таможенного администрирования.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы