Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в России угрожает спокойному существованию ФТС в нынешней ее ипостаси. С действующей в настоящее время степенью технологичности, скорости операций, таможенного администрирования, ни о каком серьезном изменении системы таможенного контроля, речи быть не может. С этим, похоже, согласна большая часть бизнес-сообщества России. ФТС, наверное, имеет на этот счет особое мнение. Либо вовсе обходится без такового, пока не поступило команды его иметь.
Проблемы для ФТС устроило Правительство, создав инструмент обратной связи с предпринимателями - Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов. Особую головную боль для таможни представляет работа по формированию дорожной карты проекта «Совершенствование таможенного администрирования». Разногласий по видению стратегических задач проекта между участниками ВЭД и таможней, конечно, возникнуть не могло. Поскольку дело это огромной политической важности и на самом высоком уровне решено облегчить порядок перемещения товаров через таможенную границу Таможенного Союза, сделав совершение таможенных операций более простым, быстрым, прозрачным и менее затратным. Никто не будет спорить, что реализация инициативы позволит добиться улучшения инвестиционного климата в России, должна повысить приток капитала в страну и уровень жизни её граждан.
В качестве контрольных показателей успешной реализации инициативы выбран рейтинг Doing business, подготавливаемый World bank ежегодно. Цель будет признана достигнутой, если Россия попадет в первую двадцатку рейтинга, вместо сегодняшнего 160-го места. Временной промежуток для выполнения задуманного достаточно большой - до 2020 года, хотя некоторые оптимистичные прогнозы говорят о наступлении полного эффекта от внедрения инициативы на 5 лет раньше - в 2015 году. Что же для этого нужно сделать? Снизить количество представляемых документов в 2 раза, сократить сроки таможенного оформления в 5 раз, снизить стоимость процедур в 2 раза.… Это вектор движения.
Загвоздка появилась при выборе инструментария и методах его применения. Здесь мнения бизнеса и таможни после первой серии боев разошлись по разные стороны ринга. Рефери - Правительство России, находится в сложной ситуации. Бизнес-сообщество в интересах сокращения сроков таможенного контроля при декларировании и выпуске товаров предлагает расширить практику применения технологии удаленного выпуска товаров в целях реализации права декларанта подать таможенную декларацию в любой таможенный орган, уполномоченный её принимать, вне зависимости от места нахождения декларируемых товаров и, исключительно, если это удобно декларанту. При этом технология удаленного выпуска товаров должна основываться на принципе минимальной необходимости помещения товаров на склады временного хранения (СВХ). Также предложено осуществлять расчет и уплату таможенных платежей в течение 14 дней после выпуска товаров при условии наличия финансовых и (или) иных гарантий, что представляется логичным, так как облегчит систему расчетов бизнеса с таможней после реализации товара (исполнения обязательств по договорам). Данные инициативы ФТС не поддержала.
Далее, для сокращения сроков таможенного контроля при декларировании и выпуске товаров участниками ВЭД в Минэкономразвития через Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов подано предложение о внесении законодательной инициативы – об изменении действующего законодательства, для возможности использования в виде обеспечения уплаты таможенных платежей, договоров страхования. Таможня опять не согласилась с мнением предпринимателей. Чьи интересы в этом случае лоббирует ФТС? Страховщиков? Наверное, все-таки свои, поскольку понимает, как сложно будет «выбить» деньги из страховых компаний при наступлении страхового случая (и даже признать его таковым).
При обсуждении одного из самых болезненных для участников внешнеэкономической деятельности вопросов совершенствования форм и методов таможенного администрирования, касающихся применения системы управления рисками (СУР), стороны снова не пришли к единому мнению. Предпринимателями предложено разработать методику реализации механизма оценки степени риска по минимальному порогу его срабатывания. К примеру: «минимальный риск» - нарушения есть, но ресурсы для их минимизации должны быть затрачены гораздо большие, чем может оказаться потенциальный ущерб. И в этом случае меры не принимаются. ФТС категорически против такой постановки вопроса. Потому что очень большой риск «утраты кормушки»?
Казалось бы, в обоюдных интересах государства и бизнеса сократить пробки в МАПП. Для этого вполне логичным кажется предложение о прекращении практики таможенных досмотров в автомобильных пунктах пропуска, если отсутствуют основания полагать, что в транспортном средстве находятся наркотические и другие опасные вещества, оружие и тому подобные запрещенные к ввозу товары. Однако, видимо, соблазн «подзаработать» на использовании ИДК для таможни слишком велик, чтобы согласиться и с этим предложением…
Насмерть стоит таможня и в вопросах развития института таможенных представителей. Ведь предприниматели беззастенчиво начали выкручивать дубинку из её рук, которой она угрожающе помахивала в их сторону. А как иначе она может расценивать предложение об изъятии у ФТС права исключать таможенных представителей (ТП) из реестра и передать это право саморегулирующейся организации таможенных представителей (СРО ТП)? Как и передачу СРО ТП функции на предоставление госуслуг по ведению реестра ТП…. Этак, того и гляди, создадутся равные и стабильные, без монополизма, условия для деятельности таможенных представителей.
В общем, идет подковерная война государственных интересов с ведомственными. Предпринимателям в сфере ВЭД остается одно - продолжать объединять усилия бизнеса, общественных организаций, как это делает некоммерческое партнёрство профессионалов в области внешнеэкономической деятельности «Гильдия ПРОВЭД», участник рабочей группы проекта «Совершенствование таможенного администрирования». Пассивная позиция при обсуждении проблем оптимизации таможенных процедур, несомненно, недопустима. Еще не поздно принять участие в формировании дорожной карты проекта «Совершенствование таможенного администрирования», как через интернет на принципах краудсорсинга, так и личным участием в заседаниях. В ближайшее время будут рассмотрены предложения по проработке мероприятий по совершенствованию ответственности всех участников таможенных процедур за их нарушения, выработке KPI для оценки эффективности работы таможни, смягчению административной ответственности за нарушение таможенных правил.
Главное, чтобы начавшийся диалог действительно привел к заявленным результатам, а не превратился из площадки формирования стратегических инициатив в площадку выпуска «стратегического пара». Совсем скоро мы узнаем, насколько большое в этом деле соотношение политики и экономики, здравого расчета и популизма.
Илья Михайлов.