Как общественная инициатива ушла в гудок...
Скоро год, как трансграничная интернет-торговля не дает спокойно спать пытливым умам из ФТС, правительства и некоторых организаций. Сегодня получается, что основная причина всех потуг с как бы «обузданием» трансграничной интернет-торговли - это интересы бюджета и отечественного производителя. Но это не совсем так.
Все заявления о необходимости снижения беспошлинного порога в интересах бюджета и отечественного производителя - не более, чем заявления, даже не популистские, а потому, что что-то говорить же надо, раз стараются изменить правила. С февраля этого года бурное обсуждение порога пока так ни к чему не привело: ни к созданию и внедрению соответствующих технологий в интересах пользователей трансграничной интернет-торговли, ни к экономическому обоснованию, как и каким отечественным производителям это пойдет на пользу, вообще ни к чему. Единственное, что случилось - состоялась общественная «инициатива против введения дополнительных налогов на покупки в иностранных интернет-магазинах, а также против снижения таможенного лимита в 1000 евро на покупки товаров для личных нужд», которая собрала необходимые 100 000 голосов. Но это же просто общественная инициатива, кто ее будет рассматривать, кто к ней прислушается? Да и нет в традициях российского правительства советоваться с общественностью, даже по таким социально чувствительным вопросам.
Исходя из здравого смысла интересов бюджета, сегодня уже как минимум должны были быть внедрены и работать соответствующие, в первую очередь, интернет- (электронные) таможенные технологии оформления товаров физическими лицами для личного пользования.
Что она, интернет-торговля, сделала им такого плохого, что они так на нее ополчились? Причин тут несколько (по мере убывания значимости):
Причина РАЗ.
Интересы околотаможенного бизнеса на оформление товаров физлицами (интернет-торговля, экспресс-перевозки). Количество таможенных транзакций за год просто огромно, десятки миллионов транзакций. И как в старом анекдоте про инспектора ДПС, ездят тут бесплатно. Логично, а почему бы не брать с каждой транзакции, например, по доллару или евро, а лучше даже по десять. Вполне приличные деньги получаются. Но есть одно НО, за что брать. До 1000 евро/31 кг и не за что, а это основная часть транзакций. Значит, надо снизить порог либо в деньгах, либо в килограммах, а лучше и в том, и другом. И тогда встанут в очередь, и понесут по 10 и даже, может, по 100 долларов или евро. И тогда побегут, и тогда понесут…
Причина ДВА.
Интересы определенной группы российских компаний интернет-торговли. Хорошая попытка получить конкурентные преимущества, ничего не делая для этого…
Стоящая за процессом снижения беспошлинного порога ассоциация поначалу, видимо, даже не представляла, какой ящик Пандоры она открывает, но открыть попыталась, и теперь ей только остается дождаться соответствующего результата. Скорее всего, независимо от исхода, будет ли снижен порог, останется ли на прежнем уровне, отечественные интернет-магазины проиграют. В настоящее время проблемы правового регулирования деятельности интернет-магазинов и недобросовестной конкуренции являются очень актуальными, по традиции проблемами защиты прав потребителей при покупках в интернет-магазинах пока еще никто из соответствующих органов и не озаботился. Так, может быть, неплохо было бы для начала во внутренней интернет-торговле навести порядок, сделать прозрачной, создать условия здоровой конкуренции, а уже потом браться за трансграничную?
Причина ТРИ.
«Что-то надо делать».
Ситуация с таможенными платежами не внушает особого оптимизма, с внедрением технологий - немного лучше, но тоже далека от идеала, с контрабандой и контрафактом - совсем плохо, но что-то же делать надо. Вот и щупает реформаторская таможенная рука слабые места и пытается как-то на них влиять.
Плюс аргумент «в Европейском союзе норма (беспошлинного ввоза) составляет 22 евро, в Канаде – 13,5 евро, в КНР – 8 долларов США, в Южной Корее – 100 долларов США» вполне обоснованно дает право определенным чиновникам требовать снижения беспошлинного порога в России. При этом они не уточняют, что объем интернет-торговли, например, в Китае - $193 млрд, в США - $264 млрд, по сравнению с $17 млрд в России по итогам 2013 года.
Еще есть какое-то количество причин, убывающих по значимости и важности. И где-то на дне рейтинга:
Причина ДЕВЯТЬ.
Интересы российского бюджета.
Хорошая попытка, но очень уж неубедительная. Если бы стояла задача освоить некий резерв таможенных платежей при осуществлении ввоза товаров физлицами для личного пользования, то и действия должны были бы стать немного другими, а точнее - совсем другими. Во-первых, до снижения беспошлинного порога было бы неплохо разработать и внедрить при действующих нормах электронные технологии таможенного оформления товаров, ввозимых физическими лицами для личного пользования, а уже потом, посчитав транзакции, суммы покупок, количество и так далее, начинать менять нормы в интересах налогообложения. Но есть потенциал увеличить поступления в бюджет без дополнительных налогов с физлиц, было бы желание.
Интересно, и между каких строк идеологи снижения беспошлинного порога увидели миллиарды, даже десятки миллиардов рублей, проходящих мимо бюджета?
А если учесть все «если», - про оборот торговли в $17 млрд, про долю материальных заказов не более 50% от оборота (около 363 млрд рублей) - то совсем всё грустно становится.
Но идея прикрыть частные коммерческие интересы интересами бюджета в целом неплохая…
Причина ДЕСЯТЬ.
Интересы российских производителей.
По данным ВШЭ, РБК, основная пятерка заказов:
• Электроника и бытовая техника;
• Одежда и обувь;
• Компьютеры, ноутбуки, комплектующие;
• Автомобильные запчасти;
• Мобильные телефоны;
По данным HERMES:
• Одежда, обувь, аксессуары;
• Косметика;
• Персональная электроника;
• Компьютерная техника;
• Драгоценности и часы.
По данным АКИТ:
• Электроника и техника
• Одежда и обувь
• Автозапчасти
• Товары для дома и мебель
• Товары для детей.
Вот очень интересно, между какими буквами в этих категориях кроются интересы или угрозы отечественному производителю, ну, разве что в ноутбуках, мобильных телефонах и автомобильных запчастях…
Но больше всего беспокоит, что же с общественной инициативой, которая, как уже было выше указано, собрала необходимые сто тысяч подписей? Будет проигнорирована или будет рассмотрена? Или же, по традиции, при учете общественной инициативы еще больше ужесточат условия? В любом случае, в вопросах регулирования ВЭД это первый случай, когда общественность такой цивилизованной формой решила отстоять свои интересы.
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!