Раз в пять лет Торгово-промышленная палата России проводит Съезд, участие в котором принимают делегаты представители территориальных торгово-промышленных палат, коммерческих организаций, союзов, ассоциаций и других объединений предпринимателей – членов ТПП РФ. Основная цель Съезда – выборы президента ТПП РФ, а помимо этого − отчёт о проделанной работе за прошедшие 5 лет и определение стратегии развития торгово-промышленной палаты на следующий период.
VII Съезд ТПП РФ, прошедший 1 марта 2016 года, был отмечен участием в нём руководителей финансово-экономического блока правительства, а также президента страны Владимира Путина, что, по мнению многих экспертов, свидетельствует о возрастающем значении деятельности ТПП России в экономической жизни страны.
После выступления президента состоялась активная дискуссия предпринимательского сообщества с главой государства, в которой приняли участие и представители от Ленинградской областной Торгово-промышленной палаты: задавали множество вопросов, предлагали пути решения проблем, в частности, по ситуации, связанной с развитием среднего и малого предпринимательства.
О том, какие проблемы удалось донести до президента, а также о проблемах предпринимательства в целом мы поговорили с вице-президентом ЛОТПП Ириной Панченко.
− О чём говорили предприниматели с Путиным? На что жаловались и какой ответ получили?
Где выращивают африканцев на обед губернатору Ленобласти?− Естественно, были и острые вопросы, и обращения к президенту. В основном обсуждались вопросы, связанные с ростом форм отчётности в геометрической прогрессии. Один из представителей ЛОТПП отметил, что отчётность занимает больше времени, чем сам бизнес, попросив на ближайшие три года установить мораторий и не увеличивать отчётность в таких размерах. Владимир Путин такое предложение поддержал. Зашёл разговор и о технической стороне электронных торгов: сейчас участник аукциона обеспечение контракта заказчику платит от начальной цены, кроме того, платит электронной площадке, а значит, деньги замораживаются. То есть какое-то количество людей на этом уже заработало, а участник еще ничего не получил, и неизвестно, получит ли право исполнять контракт. Поэтому поступило предложение: тем компаниям, которые добросовестно участвуют в государственных закупках, исполняют контракты, в качестве льгот разрешить не перечислять обеспечение вообще. Президент разделил такую точку зрения и поручил правительству отрегулировать это в действующем законодательстве.
− Везде и много говорят о том, что надо поддерживать малый и средний бизнес. А он у нас вообще остался – есть ещё, кого поддерживать?
− Да, конечно! У нас в ЛОТПП, например, более 70 % предприятий – это малый и средний бизнес. И сфера услуг, и торговля, и производство. В Ленобласти достаточно много производств. Например, есть небольшие и средние производства металлоконструкций, химической продукции, продуктов питания, упаковочных материалов, строительный бизнес, производства этикеток, полиграфии, полиэтиленовых пакетов. Среди малых предприятий в основном, конечно, это услуги – точки питания, пекарни, торговые предприятия, автомойки, парикмахерские услуги. И я не могу сказать, что меньше в последнее время предприятий таких стало. Одни закрываются, на их месте создаются новые. Процесс идёт. В Гатчине заканчивается строительство предприятия по производству металлоконструкций, и там же недавно построено предприятие по производству биологически-активных добавок, и это всё хорошие предприятия, на долгосрочную перспективу.
В части агросектора у нас тоже очень хорошо развивается импортозамещение, и это неправда, когда говорят, что его нет. Ленобласть, кстати, особенно преуспела в этом направлении: она обеспечивает не только себя, но и на 40% весь Северо-Западный федеральный округ. Область заняла 1-е место в России по производству яиц, 2-е место – по мясу птицы, 3-е место – по выращиванию форели. Конечно, очень многое зависит от руководства региона. Насколько активно руководство, настолько хорошо работает и регион. Я даже по нашим палатам смотрю: где исполнительная и муниципальные власти уделяют внимание развитию экономики, там и бизнес активен и палаты эффективно участвуют в формировании хозяйственных отношений, а где руководство в стагнации, там и бизнес сложнее развивается. Кроме того, и у ТПП РФ есть свои инициативные проекты. Например, в начале этого года прошла презентация «Программа развития инновационного текстильно-промышленного кластера Ивановской области». Один из проектов, например, − предприятие лёгкой промышленности, которое будет производить синтетические ткани, которые никогда раньше у нас не производились, а только ввозились из-за рубежа. Общая стоимость проекта более 20 млрд рублей, к концу 2018 года проект планируется завершить. Поэтому ощущения, что бизнес совсем пришёл в упадок, нет.
− И всё же какие бы вы выделили наиболее существенные факторы, сдерживающие предпринимательскую активность? С какими проблемами, на ваш взгляд, в основном сталкиваются предприятия малого и среднего бизнеса?
− Безусловно, доступность кредитов – долгосрочных и дешевых. Это одна из болезненных тем для малого и среднего бизнеса, которую, кстати, буквально на днях мы обсуждали на круглом столе в Государственной Думе. Выступал, например, директор одного из заводов железобетонных изделий Ленинградской области, который рассказал, что в прошлом году им дали кредит под 26% годовых на расширение. Предприятию, которое на рынке работает не одно десятилетие, с хорошей кредитной историей. Это же уму непостижимо, как в таких условиях можно работать! Или вообще кредиты не дают, особенно малому бизнесу их не получить сейчас. К сожалению, вот тут у ТПП нет никаких инструментов – с банками мы не можем договариваться, можем только донести проблему наверх и попытаться достучаться до правительства.
Вопрос участия в госзаказе тоже довольно существенный. Очень тяжело малым и средним предприятиям прорваться в госзаказ, потому что ситуация с тендерами хоть и значительно улучшилась, но всё равно до идеальной далека.
− Бывает ли такое, что предприниматель приходит с хорошей идеей, проектом, а ему не дают возможности развиваться – может из-за бюрократических каких-то моментов? Жалобы на коррупционную составляющую имеют место быть?
− Вы знаете, если идея действительно достойная и она грамотно донесена, то барьеры никто не создаёт. Правительство Ленобласти обращается в палату за интересными инвестиционными проектами, которые можно бы было развивать в области. Но надо понимать, что малый бизнес иногда такие проекты приносит нам на экспертизу, что невооружённым глазом видно: это делается только для того, чтобы получить государственные деньги. Увы, очень много не проектов, а прожектов. А иногда не умеют грамотно преподнести, изложить. Ведь надо написать так, чтобы правительство увидело перспективы проекта для области. Достойные же проекты рассматриваются на специальной межведомственной комиссии по размещению производственных сил в Ленинградской области, и мы всегда поддерживаем те, которые вклад в развитие экономики области вносят, создают рабочие места в регионе, экологически безопасны.
А жалобы на коррупционные проявления да, имеют место быть. Палата работает в общественном совете при прокуратуре ЛО, и прокуратура Ленобласти хорошо взаимодействует с нами и просит, чтобы объединения предпринимателей передавали им сигналы. Но с чем мы здесь сталкиваемся: на словах жалуются, а с жалобой подписанной никто не хочет прийти. Не знаю, боятся ли или недостаёт аргументов, но даже к нам, в палату, письменно не хотят обращаться – всё на словах. Только ведь прокуратура просто на словах не работает. Мы даже пытались договориться с прокуратурой, если палата, например, от ряда предпринимателей обратится с подписанной жалобой, - прокуратура не против. Но получается такой разговор на кухне: предприниматели жалуются, сетуют, а излагать письменно не хотят.
То же самое, кстати, и с законодательством. Говорят, «закон плохой, мешает работать, административные барьеры вводит», а сформулировать, в чём проблема, что мешает работать, некому. Но ведь чтобы что-то изменить, надо показать, почему законодательство не работает или новые нормативные акты ухудшают положение бизнеса. Сейчас введена процедура ОРВ. Нам присылают на экспертизу как федеральные проекты нормативно-правовых актов, так и региональные. Мы рассылаем документы членам палаты, просим письменно сообщить, какие барьеры для бизнеса вводит тот или иной проект закона, показать в цифрах какие потери понесёт бизнес. Но отклика со стороны бизнеса часто ноль. В палате на регулярной основе проводятся заседания комитетов, круглые столы, где мы обязательно рассказываем о процедуре ОРВ, просим реагировать.
− Какие изменения и проблемы в части работы предпринимателей и ТПП можно отметить в сфере ВЭД?
− Основной вопрос – это продвижение товаров на зарубежные рынки. На Съезде Сергей Николаевич (Катырин, руководитель ТПП РФ, – прим. ред.) говорил о необходимости повышения эффективности представления интересов бизнеса за рубежом, где ТПП РФ имеет свои представительства, действует институт почётных представителей. Помимо этого, укреплены связи с международными объединениями торговых палат, работают деловые советы с зарубежными странами.
Только многие наши предприниматели и хотели бы экспортировать свою продукцию, но не готовы к этому. Их надо учить тому, как совместить технологические процессы производства, требования к готовой продукции по отдельным показателям с европейскими и другими процессами и требованиями, как адаптировать продукцию к выходу на внешние рынки.
Бизнес на страусах по-русски
Оборудование по своим критериям тоже должно соответствовать определённым западным меркам. Надо обязательно налаживать на предприятиях такую работу, потому что на зарубежных рынках по-другому всё устроено, существенно лучше с точки зрения организации производства. На иностранных предприятиях процедуры производства чётко прописаны, для каждого участника производственного процесса свои инструкции, строго регламентированные и задокументированные обязанности (в данном случае я имею ввиду европейские рынки). В России можно брать пример с успешно работающих предприятий-экспортеров, а также предприятий с иностранным участием: автомобильных, табачных, пищевых и др. И при соблюдении всех правил, российские производители смогут получить ту продукцию, которую можно будет сертифицировать за рубежом и выйти с ней на зарубежные рынки.
И ещё, наверное, стоит упомянуть о последних изменениях в работе со стороны таможенной службы (фактический запрет на подачи ниже риска, - прим. ред.), что значительно повлияло на экономику малого бизнеса, который импортирует необходимую для работы продукцию. Однако отечественные производители поддерживают такое начинание таможенной службы. По их мнению, это решение повышает конкурентоспособность российских аналогов, а также стимулирует производство нового ассортимента отечественных товаров. В Государственную Думу российские производители вносят предложение, о том, чтобы на законодательном уровне установить индикативные цены на определенную номенклатуру товаров. Пока это предложение висит в воздухе, но некоторые фракции готовы поддержать такое решение.
− Какие задачи на следующие 5 лет поставлены перед торгово-промышленными палатами страны?
− Основные приоритеты работы на следующую пятилетку – это повышение эффективности системы защиты и продвижения бизнеса; совершенствование инвестиционного климата; развитие выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, как механизма внедрения инноваций; развитие делового туризма; формирование портфеля эффективных коммерческих услуг торгово-промышленных палат и др.
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!
Самые актуальные и интересные материалы в еженедельной рассылке. Подпишитесь на ПРОВЭД