Заявления официальных лиц о поддержке малого и среднего бизнеса становятся неким трендом. Каждую неделю в СМИ появляются позитивные для предпринимателей сообщения: запретили плановые проверки малого бизнеса на три года, выделили 1,6 миллиарда рублей на развитие малого бизнеса в регионах и так далее. На этой волне власти обмолвились даже о такой коррумпированной сфере, как государственные закупки. Доступ малого и среднего бизнеса к госзаказам будет расширен, пообещал премьер-министр Дмитрий Медведев. Слова поддержки всегда приятно слышать, но обольщаться не стоит: реальных проблем предлагаемые меры не решат.
В интересах меньшинства
В частности, законопроект, который сейчас находится на рассмотрении в Госдуме, устанавливает «возможность дочерних обществ заказчиков присоединяться к положению о закупке основных обществ». Мы ранее уже писали о том, что очень часто госкомпании незаконно передают заказы своим «дочкам», выдавая их за малый и средний бизнес, который имеет право на участие в госзакупках. В случае принятия законопроекта все это можно будет проделать на законных основаниях – только и всего.
Другая инициатива - предложение Минэкономразвития и Минпромторга отдавать госзаказы одному поставщику «в рамках инвестиционных контрактов», то есть в том случае, когда компания собирается содействовать развитию промышленности в России. Поднимать промышленность, естественно, нужно, но такие условия лишат очень многих предпринимателей свободной конкуренции. И так далее.
На что фантазии хватит
Механизмов, с помощью которых госзаказчики могут отстранить неугодных предпринимателей от закупок, сегодня неимоверно много, и предложенные властями меры эту практику не отменяют. Как свидетельствует опыт отдельных компаний, незаконность действий государственного заказчика доказать сегодня трудно, а потому эти схемы будут и дальше процветать и совершенствоваться. На примере электронных торгов можно увидеть, какого «прогресса» чиновники уже достигли.
- Коррупция в России как вирус: казалось бы, только нашли от него лекарство в госзакупках, введя конкурентные онлайн-процедуры, так чиновники тут же «адаптировались» и придумали способы, как использовать электронные инструменты для своей выгоды. И дело не в том, что законы у нас несовершенные, а в том, что в конкуренции и в экономии у нас не заинтересованы сами заказчики, то есть чиновники. А ведь именно они могут заложить в тендерную документацию избыточные требования, нереальные сроки поставок, «закодированные» определения предмета закупки и множество других ухищрений. О том, что реальной конкуренции в половине торгов нет и закупку часто «затачивают» для «своих» компаний, свидетельствуют цифры: по данным Министерства экономического развития РФ, доля закупок «у единственного поставщика» в 2014 году составляла более 48% от общего числа закупок, - рассказывает ПРОВЭДу координатор проектов ЭТП ТендерПро Ольга Горчицына.
О чиновничьих хитростях при размещении электронных заявок также говорит руководитель отдела внешних связей пермской компании РА Паритет Елена Овчинникова.
- Из схем, наиболее часто встречающихся в этой сфере – сокрытие тендера или аукциона от посторонних. В наименовании закупки часто встречаются опечатки в ключевых словах, на которые обычно настроены поисковые тендерные системы. В результате грамотные чужие люди запросы не видят и, соответственно, заявки на участие не подают. Это особенно проблематично для тех компаний, которые ищут для себя контракты на основании агентских договоров с системами мониторинга тендерных площадок, - отмечает представитель малого бизнеса.
Кипы бумаг за короткий срок
Некоторые ситуации доходят до смешного. К примеру, иногда чиновники создают такие условия, при которых компании с большой долей вероятности допустят ошибку при составлении заявки, поскольку вынуждены много писать и перепечатывать pdf-файлы вручную.
Нередко заказчики прописывают необоснованные условия. Например, могут предъявить завышенные требования к производственным мощностям, технологическому оборудованию, трудовым и финансовым ресурсам. В практике московской компании iMARS Communications встречались случаи, когда в конкурсной документации были прописаны странные квалификационные требования к исполнителям.
- К примеру, одним из требований было наличие опыта работы с компанией, объявившей закупку. Напрашивается здравый вопрос: игроки рынка, никогда не работавшие с заказчиком, не смогут качественно оказать услуги? - рассказывает директор по развитию компании Владимир Ступников.
Он также напоминает о том, что заказчик имеет право на внесение изменений в конкурсную документацию практически за несколько дней до окончания закупки, что тоже может свести всю работу на «нет», потому что подготовить новое коммерческое предложение за короткий срок представителям малого бизнеса очень сложно.
- Требования к документам в гостендерах высокие. Компания, которая до этого никогда не работала в данной сфере и не имеет свободных финансовых ресурсов, с первого раза собрать справки из налоговой инспекции, предоставить обеспечение участия в тендере, либо банковскую гарантию на период оказания услуг, правильно заполнить заявку и так далее, вряд ли сможет, - поясняет эксперт.
Керченская переправа за три дня
О том, почему новичкам «не везет», объясняет на своем опыте и на опыте своих друзей директор севастопольской компании «Деловые услуги» Вячеслав Тертус.
- Мы только начали осваиваться на рынке госзакупок, и первый наш опыт был неудачным. Во-первых, закупка была осуществлена у единственного поставщика, хотя рынок покупаемых услуг у нас очень большой. Во-вторых, нашу жалобу в Крымском УФАС не стали рассматривать по существу: нам просто переписали отзыв на нашу жалобу, который предоставил заказчик. Мои друзья тоже пробовали выйти на рынок госзакупок, но столкнулись с тем, что в проекте контракта на закупку товара предлагалось поставить груз в течение трех дней с момента заключения контракта. А теперь давайте посмотрим на логистику поставок в Крым: здесь мы полностью зависим от работы Керченской переправы. Какая погода будет на момент подписания контракта, не знает даже Господь. А мы должны знать, иначе попадём в число недоброкачественных поставщиков, - поясняет бизнесмен.
Без штампа никуда
Другая компания, ООО «Группа компаний Пленум-ДЭФА», также попробовала добиться справедливости в ФАС после того, как их заявка была отклонена, и тоже безрезультатно.
- В конце мая Минкомсвязи объявило тендер на продвижение портала ГосУслуг. Конкурсная документация содержала вполне внятные требования к участникам, не было похоже, что документ составлен «под кого-то», поэтому мы подали заявку на участие в этом тендере, - рассказывает генеральный директор агентства Николай Охитин.
Начальная цена тендера составляла 30,2 миллиона рублей, для получения максимального балла в конкурсе нужно было предложить наименьшую сумму - в пределах 22,6 миллиона рублей. Несмотря на то, что компания предложила наилучшую цену и соответствовала всем другим требованиям, заявка все равно была отклонена. Причина отказа в том, что компания предоставила платёжное поручение, подтверждающее перевод обеспечительного платежа, заверенное электронной отметкой банка, а не штампом.
- Во время слушаний в ФАС дискуссия шла не о том, была ли на платёжном поручении отметка банка или её не было – электронная отметка банка была. Дискуссия шла о том, следует ли признавать соответствующим положению 44-ФЗ платёжное поручение, заверенное электронной отметкой банка, или признавать соответствующим положению 44-ФЗ можно только платёжное поручение, заверенное синей печатью банка. По результатам слушаний было вынесено решение ФАС признать жалобу нашей компании необоснованной, - отмечает Николай Охитин.
При этом победителем тендера стала компания, стоимость работ которой на 4,8 миллиона рублей была выше. На мысль о коррупции также навел тот факт, что эта компания еще до объявления результатов конкурса начала активно работать над задачами тендера: об этом говорилось в самой заявке.
Напугать штрафами
Прописать по каждой «серой» схеме отдельный закон невозможно: чиновники обязательно придумают что-то новое. Среди наиболее оптимальных предложений по борьбе с коррупцией при осуществлении госзаказов – это введение штрафов и общественный контроль.
Стоит отметить, в Госдуме сейчас рассматривается законопроект об административной ответственности за нарушения при организации государственных закупок. Правда, суммы штрафов законодатели предлагают скромные: например, если план-график госзакупки составлен и утвержден с нарушением закона о контрактной системе, штраф составит 20–30 тысяч рублей. На фоне миллионных контрактов - это копейки.
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!
Самые актуальные и интересные материалы в еженедельной рассылке. Подпишитесь на ПРОВЭД