Щедрость российской души порой не знает границ. В последние годы Россия часто списывала долги другим государствам, несмотря на нехватку денег в собственном бюджете. Однако наши власти решили подойти к этой многолетней проблеме творчески и придумали необычное решение. Государственные долги других стран теперь могут списываться за счет заключения экспортных контрактов с производителями на суммы займов. Как это будет работать?
Убить двух зайцев
Глава Российского экспортного центра Петр Фрадков рассказал «Известиям» о том, что государственные долги стран перед Россией будут списываться за счет заключенных с нашими экспортерами контрактов.
Первый прецедент уже состоялся. Мадагаскар купил у наших производителей оборудование для дезинфекции медицинских учреждений на сумму в $15 млрд, и Россия простила ему соответствующую часть от общего долга.
Такая схема сейчас прорабатывается и для других стран, которые брали у России деньги в долг. На очереди Куба, которая с советских времен все еще должна нам кругленькую сумму, даже несмотря на то, что мы прощали долги неоднократно. Напомним, самая крупная акция доброты состоялась в 2014 году, когда РФ простила Кубе задолженность в размере $31,7 млрд, что в пересчете на нынешние деньги составило бы седьмую часть доходов нашего федерального бюджета.
Истребовать со своих многочисленных должников деньги Россия не хочет по политическим причинам. Долги – важный инструмент, который позволяет кредитору добиться от должника политических преференций или поддержки по каким-то вопросам. Часто страны-должники заключают с РФ контракты на выгодных для нас условиях. Кроме того, списание долга может сопровождаться отказом должника от каких-либо претензий. Например, когда Россия списала долг Узбекистана в размере $865 млн в декабре 2014 года, тот в ответ отказался от своих претензий на долю в Алмазном фонде бывшего СССР. Часто новые долги выдаются, а старые прощаются, чтобы добиться лояльности и поддержки от правительства какой-либо страны, хотя это не всегда работает – стоит вспомнить Украину и переменчивых белорусов.
Поэтому, раз мы и дальше будем прощать долги, гораздо лучше получить от них хоть что-то, чем совсем ничего. С одной стороны, это будет стимулировать рост нашего экспорта (и в первую очередь высокотехнологичного) и расширит рынки сбыта. С другой стороны, бюджет хотя бы получит отчисления в виде налогов с экспортных поставок и доходов бизнеса.
Конечно, едва ли все долги перед Россией в будущем будут прощаться таким образом, однако, вполне возможно, что такая практика станет широко применяться. Тем более, что в страны-должники мы уже наладили поставки техники и оборудования. Так, например, поставки машин, оборудования и всевозможной техники занимают свыше 55% экспорта на Кубу и 27% экспорта в Алжир. Кроме того, мы везем нашу технику в Индию, Вьетнам, Венесуэлу, Мадагаскар и многие страны Африки, которые нам все еще должны.
Кроме того, многие страны закупают у нас продовольствие и сельскохозяйственное сырье и главным образом зерно. На поставки данных товаров приходится 37% всего нашего экспорта в Ирак и целых 87% экспорта в Ливию.
Сколько кредитов мы раздаем?
По данным Внешэкономбанка, на 1 января 2017 года 49 стран имели долги по займам, предоставленным во времена СССР, и еще 150 стран оказались должны уже Российской Федерации в рамках межправительственных соглашений. При этом к началу этого года полностью выполнили свои обязательства Китай, Монголия, Непал и Узбекистан.
Общая же сумма накопившегося долга, как и сумма вновь выдаваемых кредитов, с 2008 года в открытом режиме не публикуется. Часть федеральных законов о федеральном бюджете, а именно, «Программа предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам, а также инвестиций за пределами территории РФ», теперь находится под грифом «Секретно». С одной стороны, это сделано для того, чтобы не было спорных вопросов после пересчета советских долгов, а таковых между государствами накопилось немало. С другой стороны, программа засекречена, поскольку часть займов выдается в рамках военно-технического сотрудничества.
Тем не менее, известно, что к концу 2007 года общая сумма наших требований оценивалась в $73,4 млрд, при этом основными должниками были Куба ($20,6 млрд), Афганистан ($10,4 млрд), Ирак ($10,9 млрд) и Северная Корея ($7,6 млрд).
Однако, несмотря на огромный размер уже имеющегося долга, кредиты мы продолжили выдавать. Так, например, в 2010 году мы выделили $200 млн Сербии для стабилизации бюджета, а потом еще $800 млн – для модернизации железных дорог.
В 2011 году мы предоставили кредит Кипру в размере $2,5 млрд под 4,5% годовых, а в 2015 году мы решили помочь Египту в строительстве АЭС: в совокупности направим им на эти цели $25 млрд под 3% годовых. При этом финансироваться проект будет на протяжении 13 лет – с 2016 по 2029 год, а возвращать деньги Египет начнет только с 2029 года и потратит на это 22 года.
В 2016 году мы решили выдать Индии $3,4 млрд для строительства АЭС «Куданкулам», а ранее продлили Венесуэле кредит на $4 млрд, который выдавался еще в 2011 году в обмен на допуск наших нефтяников на венесуэльские месторождения и на покупку российского вооружения.
Это лишь несколько наиболее крупных сделок, которые наше государство заключило в последние годы. Впрочем, в прошлом году власти все же решили немного сбавить обороты. Заместитель Министра финансов Сергей Строчак заявлял, что в 2016 году Россия может свернуть программы кредитования других государств, поскольку «в текущих условиях принятие на себя новых обязательств по кредитованию иностранных заемщиков сопряжено с повышенными рисками». Тем не менее все ранее взятые соглашения выполнять Россия будет, хотя за один только 2015 год их накопилось с лихвой: Россия решила раздать кредиты 10 странам, среди которых были Беларусь и Армения.
Любопытно, что наша прибыль как кредитора весьма скромная, учитывая объемы выданных средств. По данным Федерального казначейства, доходы федерального бюджета от процентов по кредитам зарубежным государствам составили только 51,5 млрд рублей в 2016 году и 45,3 млрд рублей – в 2015 году.
Сколько кредитов мы простили?
Наши должники отнюдь не стремятся возвращать долги в наш бюджет, даже несмотря на то, что многие наши новые кредиты идут на рефинансирование их старых долгов. Так, например, Счетная палата подсчитала, что только за этот 2016 год наш бюджет недосчитается $930 млн (около 53,9 млрд рублей), которые не вернула Венесуэла в счет государственного кредита. Из-за нехватки этой суммы получат меньше субсидий наши экспортеры: уменьшится объем возвратов по государственным финансовым и экспортным кредитам, были приняты соответствующие поправки.
Непростительно много долгов мы просто-напросто списываем, хотя суммы исчисляются миллиардами долларов. За последние двадцать лет, их сумма превысила $140 млрд, что в пересчете на рубли по нынешнему курсу составило бы 8,1 трлн рублей – это 60% от всех прошлогодних доходов нашего бюджета.
Пожалуй, самую крупную сумму долга мы простили Кубе. В 2014 году российские власти списали 90% имеющейся задолженности в размере $31,7 млрд. Постепенно мы списали долги Ираку. В 2004 году мы им простили $9,5 млрд, а потом в 2008 году – еще $12 млрд. При этом списания проводились уже не по старым советским долгам, которые уже почти невозможно взыскать с других стран, а по новым, выданным современной Россией. Власти надеялись, что в Ираке будут учтены интересы российских компаний.
Больше $20 млрд Россия простила странам Африки. После того, как мы стали членами Парижского клуба кредиторов в 1997 году, мы простили от 60% до 90% долга ряду африканских государств: Экваториальной Гвинее, Мозамбику, Танзании, Бенину, Мали, Буркина-Фасо и многим другим.
Несмотря на нехватку денег для себя, продолжилась такая политика и в 2017 году. Так, например, в июне мы списали долги Киргизии на $240 млн. Это проводилось в рамках «официальной помощи развитию Киргизской республики». При этом эксперты отмечали, что это была своего рода инвестиция в политическое будущее страны накануне выборов, однако принесет ли это реальную пользу, пока неизвестно, поскольку часто мы прощаем долги, а взамен едва ли получаем какие-то экономические выгоды. Как говорится, от добра добра не ищут.
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!
Материалы по теме
- Экспорт
- 2017.12.22 12:17Сколько теряет Россия на том, что экспортирует зерно, а не муку и хлеб?
- 2017.12.11 3:03Кто победит в Олимпиаде-2018?
- 2017.11.07 10:01Российское мясо будет осваивать рынки арабских и африканских стран
- 2017.10.16 3:55Какие регионы стали лидерами по экспорту?
- 2017.10.03 1:54Топ-5 российских продуктов, экспорт которых взлетел до небес
- 2017.08.23 9:33Покорит ли российский текстиль мировой рынок?
- 2017.07.28 10:35Мох, телефонные будки и помет пеликанов: самые необычные товары для экспорта
- 2017.07.26 12:55Новые рынки: что мы стали продавать в страны Африки
- 2017.07.21 3:15Насколько перспективен наш несырьевой экспорт?
- 2017.07.18 1:25Почему белорусы продают картошки больше, чем мы?
- 2017.06.28 4:55Турция – снова лидер по поставкам цитрусовых в РФ
- 2017.06.27 12:46Как продать свой товар за границу: 10 шагов
- 2017.06.02 12:18Жизнь после эмбарго: какие продукты к нам теперь везут американцы?
- 2017.05.31 8:46Каким странам по вкусу российский сахар?
- 2017.05.30 5:04Россия может потерять до 10 миллионов тонн зерна
- 2017.05.11 3:04Россия продаёт за границу бананов больше, чем яблок
- 2017.04.17 1:56Россия проедется по всему миру на тракторах
- 2017.04.11 4:11Эксперты: Турция и Египет пытаются сбить цены на российское зерно
Комментарии