Доля импортной сельхозтехники в 2017 году будет стремиться к нулю из-за курса на импортозамещение и волатильность рубля, говорят аграрии. По итогам 9 месяцев 2016 года ВЭД видно, что в Россию ввезли всего 130 комбайнов иностранного производства.
Российский агропром выбирает отечественные машины, и предпосылок к изменению спроса в ближайшие годы нет. Страна входит в затяжной кризис, курсовая разница делает приобретение импортных машин и дальнейшее их обслуживание не рентабельной.
«Очень дорогое обслуживание впоследствии, - говорит Николай Гладких, совладелец ООО «Орехово-Зуево Молоко», - у меня американский кормоуборочный комбайн в хозяйстве, так вот подшипник на него по текущему курсу будет стоить 200 тысяч рублей. Российские представители торговой марки выставляют жесткие условия по контрактам. В моём случае переплата за деталь составит плюс 40 процентов к стоимости. И когда дилеры выставляют драконовские условия для аграриев, мне хочется спросить, куда смотрит Федеральная антимонопольная служба?».
«Подорожание обслуживания импортных сельскохозяйственных машин и арготехники в целом из-за учёта курса составило свыше 30% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, - пояснили в ООО «Авилон», официальном дилере турецкой агротехники нескольких торговых марок, а также польского и украинского брендов, - время доставки деталей, как правило, до полутора месяцев: растаможка «забирает» неделю и в нашем случае речь идёт всегда о доставке сборными автогрузами, авиаперевозки – нецелесообразны».
«У меня в хозяйстве из импортного – только австралийская сеялка, но мы не пользуемся услугами дилера и, если придётся, чиним сами, - говорит Александр Сериков, владелец «КФК Сериков» из Ставропольского края, - машины покупаем в России».
В сегменте сельскохозяйственных тракторов до 15% рынка всё ещё приходится на импорт, но и здесь падение составило почти на 40% по отношению к аналогичному периоду прошлого года.
«Если говорить о сельхозтехнике в целом (навесная, прицепная, тракторы, комбайны и прочая техника), то по итогам I полугодия 2016 года объём рынка в натуральном выражении вырос на 38% в натуральном выражении и на 40% в стоимостном выражении (в долларах США) относительно аналогичного периода 2015 года», - говорит Василий Сеин, начальник аналитического центра ОАО «АСМ-холдинг».
Прирост произошел за счёт внутреннего производства (+56% в натуральном выражении и 42% в стоимостном выражении).
«Импортные поставки сократились на 19% в натуральном выражении, в стоимостном отмечен прирост в 38%, - говорит Василий Сеин, - доля импорта по итогам I полугодии 2016 года составила 15% в натуральном выражении (против 26% в I полугодии 2015 года) и 44% в стоимостном выражении (против 43% в I полугодии 2015 года).
При этом около 45% тракторов, производимых в России – это сборка из тракторокомплектов Минского Тракторного завода (Беларусь), еще 20% - иномарки российской сборки (СИЭНЭЙЧ-КАМАЗ-ИНДУСТРИЯ (CNH), «КЛААС» (CLAAS), «ДЖОН ДИР РУСЬ» (JOHN DEERE), «ТД ХТЗ» (Харьковский тракторный завод»).
По итогам 9 месяцев 2016 года импорт зерноуборочных комбайнов упал критически и составил 1,5% от всего внутреннего рынка, кормоуборочных комбайнов – снизился и не дотягивает до 3%. По сути, в данном сегменте рынка воцарилась гегемония российских производителей, причём до 70% на этом рынке приходится на продукцию ГК «Ростсельмаш». Однако в последнее время Группа компаний испытывает финансовые проблемы: «Росагролизинг» задолжала «Ростсельмашу» за приобретенную технику около 1,5 млрд рублей. В «Ростсельмаше» отмечают, что в 2016 году отгружено «Росагролизингу» до 1200 единиц техники, приблизительно за половину из них средств на расчётные счета не поступило.
«Просрочка по некоторым платежам составляет полгода. Это существенная сумма и существенный срок. Наличие такой задолженности и неясность со сроками её погашения затрудняют планирование, нарушают ритмичность работы завода и тормозят его развитие», - написал на своей странице в соцсети Константин Бабкин, совладелец ГК «Ростсельмаш».
«Последний зерноуборочный комбайн купили через лизинговую схему у «Брянсксельмаша» (российский представитель белорусской компании «Гомсельмаш» — авт.). Надежный комбайн, ни разу не подвёл. Хотели купить у «Ростсельмаша», но там просили предоплату в 500 тысяч рублей, а ждать комбайн с момента контракта нужно три месяца», - отмечает Александр Сериков.
В числе российских производителей кроме ГК «Ростсельмаш» и «Брянсксельмаш» (25% рынка), крупнейшими производственными мощностями обладают компании «Клаас Восток» (сборка в России немецких комбайнов Claas, в прошлом году с конвейера сошло 524 единицы техники), «СиЭнЭйч-Камаз Индустрия» (произвели 300 единиц техники), ПО «Красноярский завод комбайнов» и локализованное в РФ производство американцев «Джон Дир Русь» (по 200 единиц техники соответственно).
графики предоставлены агентством АСМ-холдинг
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!
Самые актуальные и интересные материалы в еженедельной рассылке. Подпишитесь на ПРОВЭД