В ФТС к жалобам бизнеса относятся очень внимательно и вежливо отвечают на них письменно. Правда, часто эти ответы носят лишь формальный характер и не по сути не поставленные вопросы, но зато бизнес, видимо, должен знать, что о нём в таможне помнят.
ПРОВЭД в прошлом своем материале рассказывал нашим читателям о том, что происходит в морском торговом порту Усть-Луга. Коротко напомним: ФТС, из каких-то только ей понятных соображений, решила облегчить себе работу, тем самым усложнив ее бизнесу. Усть-Лужский таможенный пост Кингисеппской таможни запрещает выгрузку сельскохозяйственной продукции и продовольствия, для которых портом разгрузки является морской порт Усть-Луга, и помещение под таможенную процедуру таможенного транзита сельхозпродукции и продовольствия, оставшихся на борту судна, предназначенных для выгрузки в морском порту Большой порт Санкт-Петербург и в морском порту государства, не являющегося членом Таможенного союза, без предоставления документов, подтверждающих страну происхождения товаров и коды товаров в соответствии с ТН ВЭД.
Ассоциация морских агентов Санкт-Петербурга обратилась в ФТС с просьбой объяснить, на каких основаниях у перевозчиков просят данные документы, и напомнила, что такого права у таможенников нет.
«Пунктом 2 статьи 159 Таможенного кодекса Таможенного союза установлена обязанность морского перевозчика по представлению таможенному органу документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу, за исключением мер нетарифного регулирования. Определение страны происхождения товаров производится во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров (пункт 2 статьи 58 ТК ТС). Положениями пунктов 1, 2 статьи 59, пункта 1 статьи 62 ТК ТС предусмотрено, что предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью предоставления сертификата о происхождении товара по определенной форме в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза. Сертификат представляется одновременно с таможенной декларацией и другими документами, представляемыми при помещении товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, под таможенную процедуру (пункт 3 статьи 61 Кодекса). Согласно пункту 1 статьи 61 ТК ТС сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров. Таким образом, требование таможенного органа от морского перевозчика представления сертификата страны происхождения не правомерно», - сообщил ПРОВЭДу источник, близко знакомый с ситуацией.
И вот в распоряжении нашей редакции оказался ответ ФТС. Заместитель начальника Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля А.А. Морозенков пишет о том, что «таможенный орган вправе запрашивать документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в письменной и (или) электронной формах, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых документов и сведений». Помимо этого он объясняет, что декларант должен эти сведения предоставлять. На этом, фактически, ответ исчерпывается. То ли некогда было господину Морозенкову вникать в суть претензий Ассоциации морских агентов Санкт-Петербурга, то ли он не очень понял вопрос, но письмо оказалось «отпиской». «Ответ ФТС не по существу поставленных в обращении Ассоциации вопросов. В настоящее время Усть-Лужский таможенный пост продолжает требовать от морского перевозчика представление сведений о стране происхождения товаров и код товара по ТН ВЭД ТС на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие, доставленные в морской порт Усть-Луга», - отметил источник.
Кроме морских агентов действия ФТС нанесли ущерб и Усть-Лужскому Контейнерному Терминалу. С момента введения санкций их грузооборот стал резко снижаться. «Санкции и политическая и экономическая ситуация в мире, безусловно, оказывает влияние на деятельность контейнерных терминалов. С учетом того, что наш терминал, в основном, обрабатывает контейнеры с импортом, то на нас это отражается в значительной степени. ФТС сейчас требует дополнительные документы на те товары и продукты, которые попали в санкционный список. Они запрашивают сертификаты страны происхождения товаров и прочие документы, подтверждающие качество груза. В декабре у нас получилось 7400 TEU. Это меньше, чем в ноябре и в октябре месяце. Происходит некоторое замедление. Пожалуй, можно сказать, что это связано с введением санкций», - сообщил Андрей Богданов, генеральный директор УЛКТ.
По понятным причинам морские агенты не хотят комментировать действия ФТС и рассказывать о сложностях работы с портом Усть-Луги. Так, на наш запрос в The Maersk Group ответили, что в компании не готовы прокомментировать данную ситуацию. В Unifeeder также не ответили на запрос.
Таким образом Усть-Лужский таможенный пост Кингисеппской таможни продолжает самостоятельно устанавливать правила в порту и требует у морских агентов дополнительные документы. Жалобы бизнеса в таможне слышат, но слушать не хотят. Но есть вероятность, что что-то изменится к лучшему, ПРОВЭД будет держать вас в курсе событий.
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!
Самые актуальные и интересные материалы в еженедельной рассылке. Подпишитесь на ПРОВЭД