С момента введения Россией санкций в отношении ряда продуктов из Евросоюза, США и других стран у многих министерств работы существенно прибавилось. В погоне за недопущением запрещенных товаров на территорию нашей страны ФТС России играет одну из первых ролей. В борьбе за чистоту прилавков российских магазинов от санкционных сыров и американского мяса ФТС, видимо, готова пойти на беспрецедентные меры.
В распоряжении ПРОВЭД оказалось письмо за подписью Ассоциации морских агентов Санкт-Петербурга, отправленное в адрес ФТС России. Документ демонстрирует, что из-за российского продуктового эмбарго значительно усложнилась работа морских перевозчиков. Речь идет о контейнерных линиях, которые раньше регулярно совершали последовательно заходы в морские порты в течение одного рейса с загрузкой судов контейнерами, предназначенными для выгрузки в портах Усть-Луга и Большой порт Санкт-Петербург.
Оказалось что теперь делать это беспрепятственно такие суда не могут, потому что, как выяснилось, Усть-Лужский таможенный пост Кингисеппской таможни запрещает выгрузку сельскохозяйственной продукции и продовольствия, для которых портом разгрузки является морской порт Усть-Луга, и помещение под таможенную процедуру таможенного транзита сельхозпродукции и продовольствия, оставшихся на борту судна, предназначенных для выгрузки в морском порту Большой порт Санкт-Петербург и в морском порту государства, не являющегося членом Таможенного союза, без предъявления дополнительных документов. Таможня требует у морского перевозчика предъявлять документы, подтверждающие страну происхождения товаров и коды товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС, не выясняя, в какой мере положения действующих международных договоров в области морских перевозок (Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г., Конвенции Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов 1978 г. Конвенции по облегчению международного морского судоходства 1965 года) дают перевозчику возможность представить такие документы.
Напомним, что согласно стандарту 2.1 Приложения к Конвенции по облегчению международного морского судоходства 1965 года, государственные власти не требуют для оставления у себя при приходе или отходе судов, к которым применяется данная Конвенция, каких-либо других документов, кроме: общей декларации, декларации о грузе, декларации о судовых припасах, декларации о личных вещах экипажа, судовой роли, списка пассажиров, манифеста опасных грузов, документа, предписываемого Всемирной почтовой конвенцией, и морской санитарной декларации. Более того, судовладелец не считается ответственным за представление или правильность документов, требуемых от импортера или экспортера в связи с очисткой груза, кроме тех случаев, когда судовладелец является импортером или экспортером либо действует от их имени.
В Таможенном кодексе Таможенного союза также не установлено, что при прибытии на таможенную территорию морской перевозчик обязан предъявлять документы, подтверждающие страну происхождения товаров и коды товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС. Однако работники Усть-Лужского таможенного поста Кингисеппской таможни возлагают на морского перевозчика обязанности декларанта, которым в соответствии с Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур может быть только лицо обладающее правом распоряжаться товарами (грузовладелец).
Ситуация примечательна тем, что, фактически, от перевозчиков в порту Усть-Луга требуют невозможное. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 159 ТК ТС перевозчик обязан сообщить таможенному органу сведения о наличии или отсутствии на борту судна товаров, ввоз которых на таможенную территорию Таможенного союза запрещен или ограничен. В соответствии со статьей 115 Кодекса торгового мореплавания РФ (КТМ РФ) перевозка грузов морским транспортом осуществляется по договору морской перевозки груза. Договор морской перевозки груза заключается между отправителем и перевозчиком. Согласно статье 119 КТМ РФ отношения между перевозчиком и не являющимся стороной договора морской перевозки груза получателем определяется коносаментом.
В этом коносаменте должны указываться: наименование перевозчика и место его нахождения; наименование порта погрузки согласно договору морской перевозки и дата приема груза перевозчиком в порту погрузки; наименование отправителя и место его нахождения; наименование порта выгрузки согласно договору морской перевозки груза; наименование получателя, если он указан отправителем; наименование груза, необходимые для идентификации груза основные марки, указание соответствующих случаях на опасный характер или особые свойства груза, число мест или предметов и масса груза или обозначенное иным образом количество, при этом все данные указываются так, как они представлены отправителем; внешнее состояние груза и его упаковки; фрахт в размере, подлежащем уплате получателем, или иное указание на то, что фрахт должен уплачиваться им; время и место выдачи коносамента; число оригиналов коносамента, если их больше чем один и подпись перевозчика или действующего от его имени лица.
ПРОВЭД напоминает, что статьей 164 КТМ РФ установлено, что коносамент может быть выдан на имя определенного получателя (именной коносамент), приказу отправителя или получателя (ордерный коносамент) либо на предъявителя. Кроме того, подпунктом 2 пункта 1 статьи 142 КТМ РФ определено, что коносамент составляется на основании подписанного отправителем документа, который должен содержать данные, указанные в подпунктах 3-8 пункта 1 статьи 144 КТМ РФ.
В письме подчеркивается, что запрет в выгрузке сельхозпродукции и продовольствия, для которых портом разгрузки является морской порт Усть-Луга и в помещении под таможенную процедуру таможенного транзита сельскохозяйственной продукции и продовольствия, остающихся на борту судна, предназначенных для выгрузки в морском порту Большой порт Санкт-Петербург и в морском порту государства, не являющегося членом Таможенного союза, в связи с необходимостью представления документов, подтверждающих страну происхождения товаров и кодов товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС, не основан на нормах таможенного законодательства.
От действий сотрудников Усть-Лужского таможенного поста Кингисеппской таможни страдают, в первую очередь, линейные перевозчики: у них появились проблемы в организации загрузки судов, следующих в порты России, что приводит к удорожанию доставки груза. Более того, сокращается и сам грузооборот порта Усть-Луга.
Как выяснил корреспондент ПРОВЭД, пока случаи требования новых документов у перевозчиков выявлены только на Усть-Лужском таможенном посту. Подхватят ли эту неоднозначную инициативу коллеги в других таможенных постах России – покажет время. А ПРОВЭД расскажет.
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!
Самые актуальные и интересные материалы в еженедельной рассылке. Подпишитесь на ПРОВЭД