Тема таможенного транзита через морской порт Санкт-Петербурга в последнее время вызвала большой интерес не только со стороны экспедиторских компаний и получателей груза. По нашим данным, вопрос правомерности действий Балтийской таможни дошел до самых верхов – ФТС и Минэка. Пока бизнес несет потери, чиновники находятся в раздумье.
Тем не менее, жизнь продолжается. После прозвучавшей на всю страну записи вечера вопросов и ответов на Турухтанном таможенном посту, с 8 ноября транзитные декларации стали все же принимать. Правда, количество инспекторов сократили до 3 человек, что самым естественным образом не замедлило сказаться на количестве обрабатываемых деклараций. Сразу после регистрации вас направят на осмотр с применением ИДК – такая команда дана на все посты. Специалисты ИДК, в свою очередь, тоже получили команду резко «повысить» эффективность своей работы. В результате, 90% контейнеров после осмотра попадают под таможенный досмотр. Основание – популярный в таможенной среде профиль риска 228, который, как известно, может «сработать» при любых таможенных операциях. Правда, по результатам досмотров нарушений почему-то не выявляется, но это – детали.
Отступление. Эффективность таможенного досмотра таможню в данном случае не очень заботит, поскольку такого показателя для транзитных процедур ФТС попросту не установила. Более того, если на автомобильных пунктах пропуска оформление транзитных деклараций находится под строгим хронометражем, так как является показателем деятельности таможенных органов, то для морских пунктов пропуска, также великодушно сделано исключение. Не работает в морских таможнях и система предварительного информирования, более популярная на АПП.
После досмотра инспектор может потребовать с вас дополнительные документы по стоимости. Обычно просят экспортную декларацию и спецификацию, послужившую расчетом для сумм обеспечения. Массового направления в ОТНиПТ пока не наблюдается, но расслабляться не стоит: распоряжение 42-р пока не отменяли. На постах присутствуют представители ОКТТ, которые мониторят ситуацию и направляют в таможни назначения информацию о возможных «косяках». Таким образом таможня \"тянет\" обещанные 10 дней.
Отступление. Перечень документов, представляемых при подаче транзитной декларации, установлен ст.183 ТК ТС и п.3 Решения КТС № 438 от 17.08.2010. Обращаем внимание, что при процедуре транзита таможенная стоимость товаров не заявляется, соответственно, документов, ее подтверждающих, таможня требовать не вправе. Документами, на основании которых был заявлен код товара, являются коммерческие и транспортные документы с указанием этого кода, других (типа тех документации) у перевозчика быть не может, а для идентификации товара достаточно пломб на контейнере. Если инспектор потребовал от вас представления иных документов (как описано выше), просите письменный запрос с указанием ссылки на нормативные документы. Мы готовы их публично рассмотреть и указать на нарушения.Обо всех случаях нарушений вы можете информировать администрацию сайта по Горячей линии, кнопка которой есть справа на главной странице. Порядок обжалования неправомерных действий таможенных органов вы тоже знаете.
Между тем, есть информация, что ряд экспедиторов готовят по поводу данных безобразий обращения в прокуратуру и вышестоящие таможенные органы. Что можно сказать, по этому поводу? На наш взгляд, таможня сделала 2 глупости: издала распоряжение по усилению контроля, которое не соответствует порядку, установленному ФТС. И второе, чересчур откровенно озвучила всю подоплеку происходящего при большом скоплении народа. И если распоряжение можно легко отменить, то слова, сказанные вслух, оцифрованные и растиражированные благодаря Интернету, уже стали объектом пристального изучения как для специалистов, так и простого народа. Очевидно, поняв это, таможня и выстроила порядок, описанный выше. Спрятаться за широкую спину СУР – это лучшая защита в данной ситуации, разбить которую очень непросто. Но об этом в другой раз…