Экономика

Автотранспортный поток из России в Финляндию рухнул

Автотранспортный поток из России в Финляндию в 2017 году по сравнению с докризисным 2013 годом упал на 25,8% – с 2,75 млн автотранспортных средств до 2,04 млн. В обратном направлении падение составило 23,3% – с 2,66 млн в 2013 году до 2,04 млн в 2017 году. При этом сократились как пассажирские перевозки, так и грузоперевозки.

 


Финское транспортное агентство регулярно подсчитывает данные о движении транспортных средств в сухопутных пунктах пропуска на границе с помощью системы автоматического подсчета трафика, а также данных финской таможни. При этом учитывает как грузовой, так и пассажирский транспорт.

По данным ведомства, траффик между Россией и Финляндией стабильно увеличивался до 2013 года, когда он достиг наиболее высоких отметок. Тогда из России в Финляндию въехало 2,75 млн транспортных средств, а в обратном направлении – 2,66 млн.

 

 

Однако с 2014 года в отношении России стали действовать санкции, цены на нефть постепенно стали падать, а вместе с ними стал снижаться и курс рубля. Это заметно поубавило пыл путешественников из РФ, на которых как раз и приходилась большая часть перевозок. Для россиян покупки за границей стали значительно дороже. Кроме того, подорожал транспорт, проживание в гостиницах, питание в кафе и ресторанах.

Финские СМИ писали, что снижение туристического потока из России стало ударом для многих представителей сферы туризма. В частности, с проблемами столкнулись компании, которые имели большие кредиты. В марте 2014 года был зафиксирован рекордный спад объемов покупок по системе Global Refund, которая предусматривает возврат налогов. Снижение составило около 30%. Владельцы магазинов, комментируя ситуацию, отмечали, что снижение продаж достигало 30-50%. Национальный центр по туризму Финляндии подсчитал, что туриндустрия страны только за 2014 год потеряла 300 млн евро доходов из-за сокращения гостей из РФ.

Падение траффика продолжилось и в последующие годы. В прошлом году автотранспортный поток из России в Финляндию по сравнению с 2013 годом упал на 25,8% – с 2,75 млн автотранспортных средств до 2,04 млн. Из Финляндии в Россию – на 23,3%, с 2,66 млн в 2013 году до 2,04 млн в 2017 году.

Немного «сглаживает» отрицательную динамику продуктовое эмбарго. Жители Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Карелии продолжают ездить за финскими продуктами.

Ежемесячный траффик между Россией и Финляндией почти не зависит от времени года. Однако в январе, июле и августе наблюдается прирост в обоих направлениях.

 

 

В 2018 году падение продолжилось. Траффик между странами за январь, февраль и март сократился на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом самое сильное падение произошло в феврале, когда траффик по каждому из направлений сократился на 13% – до рекордно низких 137,5 тыс. транспортных средств.

По данным финского ведомства, автобусы и грузовики стали реже пересекать границу, чем раньше. В 2017 году из России в Финляндию въехало 251,8 тыс. автобусов и грузовиков, что на 44% меньше, чем в 2013 году, а из Финляндии в Россию – 260,8 тыс., что на 33% меньше.

 

 

Немаловажным фактором стало смещение российских грузопотоков из морских портов Финляндии в терминалы в Усть-Луге и Бронке, в результате чего сократились транзитные грузоперевозки через российско-финскую границу.

Также длительное снижение траффика связано с падением внешней торговли между Россией и странами Евросоюза (в том числе с Финляндией), которое началось после введения санкций и ответного продуктового эмбарго. Если в 2013 году товарооборот России и Финляндии достигал $18,7 млрд, то к 2016 году упал до $8,92 млрд. В 2017 году взаимная торговля стала расти и составила $12,3 млрд, однако до показателей 2013 года пока еще далеко. Падение торговли с другими европейскими государствами в последние четыре года также привело к снижению транзитных грузовых потоков через российско-финскую границу.

Траффик упал во многих пунктах пропуска. Больше всего потерял пункт пропуска Ваалимаа – Торфяновка: объем траффика из России в Финляндию через него сократился в 2017 году по сравнению с 2013 годом на 35% – с 829 тыс. до 544 тыс. транспортных средств, а в обратном направлении – на 32%, с 766,7 тыс. до 524,9 тыс.

Пункт пропуска Иматра – Светогорск потерял почти треть потока. Траффик в обе стороны с 2013 по 2017 год сократился на 170 тыс. и 189 тыс. транспортных средств соответственно. Крупный пункт Нуйямаа – Брусничное, на который приходится четверть всего траффика России и Финляндии, потерял за прошедшие четыре года 164,6 тыс. транспортных средств в финском направлении и 106,9 тыс. – в российском.

 

 

Увеличился траффик лишь в двух не самых популярных пунктах пропуска. Транспортный поток в Куусамо – Суоперя (Республика Карелия) в 2017 году по сравнению с 2013 годом вырос на 79%, однако объем траффика, который он обслужил в прошлом году, был невелик – менее 25 тыс. транспортных средств. В два раза вырос поток и через другой карельский пункт пропуска – Париккала – Сювяоро, но он в прошлом году пропустил всего 9,6 тыс. авто из России в Финляндию и 12,1 тыс. – в обратном направлении. Данный пункт пропуска имеет статус временного и открыт для грузовых перевозок, преимущественно древесины.

Прогнозы на текущий год не оптимистичны. Пассажирские и грузовые перевозки продолжат сокращаться. Многие туристические и транспортные компании будут вынуждены переориентироваться на внутрироссийские перевозки.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Похожие материалы