Экономика

Логистика будущего: робо-педагоги вытеснят водителей

Министр транспорта России Максим Соколов заявил, что из-за развития новых технологий в ближайшее время водители, пилоты и машинисты могут потерять работу и стать ненужными. ПРОВЭД попросил экспертов рассказать, как будет выглядеть логистика будущего.

 


Александр Иванов, президент Национальной Ассоциации дистанционной торговли:

– Серьезные перспективы есть у «воздушных грузовичков» – это не дирижабль в классическом понимании, а гибрид, соединяющий в себе функции дирижабля (легкий газ используется в качестве подъемной силы), самолета и вертолета. Современные разработки предусматривают, что воздушные суда такого типа смогу перевозить от 50 до 120 тонн груза и двигаться со скоростью 150-180 км/час. При этом стоимость перевозки значительно ниже всех существующих транспортных средств. Аналогичный по стоимости тонно-километра – это, пожалуй, речной транспорт.

Занимаясь почтовой логистикой, могу сказать, что воздушное судно, способное доставить стотонный груз из Пекина в Москву за 1,5-2 суток – мечта любого логиста. Важно и то, что это перевозка не по маршруту «аэропорт – аэропорт», а по маршруту «склад – склад». Более того, подобная схема значительно удешевляет перевозку за счет отсутствия промежуточного транспорта и упрощает логистические процедуры. К дополнительным преимуществам современных дирижаблей относятся простота управления, экологичность и безопасность.

К сожалению, вынужден констатировать, что Россия сильно отстает в разработках от США, Китая и стран Евросоюза, несмотря на то, что по нашей географии «воздушные грузовички» были бы максимально эффективны. Стоит подчеркнуть, что еще буквально 5-7 лет назад отставания не было. Мы проигрываем в том, в чем проигрываем всегда, а именно: во вложениях в НИОКР, без которых движение вровень с «остальным миром» невозможно.

 

Наталья Сторожева, генеральный директор Центра развития бизнеса и карьеры «Перспектива»:

– С развитием беспилотного транспорта потребность в «обычных» водителях будет постепенно снижаться, но потребность в других специалистах будет расти. Логистическим и транспортным компаниям в ближайшем будущем понадобятся операторы беспилотных машин, диспетчеры узловых станций, программисты, инженеры, наладчики. Появятся робо-педагоги, обучающие машины новым знаниям и робо-психологи, помогающие людям взаимодействовать с роботизированными системами.

 

Даниил Ключников, региональный директор Transporeon в России и странах Восточной Европы:

– Уровень логистических затрат в ВВП России находится на стабильно высоком уровне (порядка 19% по сравнению с 9,2% в Европе). Сокращение этой доли возможно с помощью IT-технологий, которые диктуют будущее уже сегодня. Использование и внедрение цифровых решений для оптимизации логистических процессов позволят упорядочить работу, упростить коммуникацию между участниками рынка, сократить пустые пробеги. В настоящий момент уже наблюдается снижение спроса на низкоквалифицированный персонал, который заменяют программы и алгоритмы, и есть основания полагать, что в будущем эта тенденция сохранится.

 

Павел Богданов, директор по операциям логистической компании «ДАКСЕР»:

– Уже сейчас существуют рабочие технологии беспилотного управления транспортными средствами. На некоторых складах 100% операций выполняются роботизированными системами, например, автоматический замер и взвешивание входящих грузов с их последующим размещением на стеллажах, а движение большегрузных автомобилей по дорогам общественного пользования уже может осуществляться без водителя.

Говоря другими словами, будущее уже наступило, а единственная загвоздка заключается в экономической составляющей, ведь далеко не все компании готовы инвестировать в полную автоматизацию всех процессов. Зачастую они ограничиваются аппаратно-программными комплексами, повышающими скорость и точность ручных операций, что на текущий момент часто экономически оправдано. С большой долей вероятности кладовщикам и водителям придется переквалифицироваться в операторов инженерных установок, так как языки программирования будут популярнее иностранных.

 

Ксения Киянцева, директор по маркетингу логистической компании для интернет-магазинов IML:

– После появления беспилотного автотранспорта будут частично автоматизированы магистральные перевозки, однако все еще существует необходимость в сопровождении грузов водителем.

Сегодня в Европе внедрена и функционирует локальная доставка дронами, что создает новую прослойку узкопрофильной профессии пилотов и видоизменяет «последнюю милю», выводя на рынок новый канал доставки.

В Северной Америке курьерская доставка дошла не только «до двери», но и предоставляет доступ курьеру в дом в отсутствии хозяев благодаря специально установленному оборудованию «умный замок» и «облачная камера». Также на международном рынке зарекомендовала себя опция доставки посылок в багажник автомобиля с помощью удаленного определения его местоположения и дистанционного открытия багажника.

Исходя из уже существующих сервисов, можно предположить, что уже в ближайшем будущем доставка станет не только автоматизированной, но и будет возможно осуществлять качественную доставку без прямого контакта с получателем повсеместно.

 

Александр Надолинский, руководитель структурного подразделения Спецгрузавтотранс в Таганроге:

– Менеджеры отдельных профессий превратятся в физические утилиты по вводу данных в цифровые системы. Тогда про переквалификацию вопрос вторичен – в мире цифровых технологий важное значение приобретает навык упорядочивания данных любых объемов, и преимуществом при трудоустройстве будет скорость и качество упорядочивания этих данных, неважно, с помощью собственной головы или вспомогательных устройств.

По большому счету переквалификации не потребуется, потребуется навык выживания в прозрачной среде, где любые процессы можно померить и улучшить. В идеале, конечно, исчезнут профессии, доход в которых максимизируется в случае максимальной непрозрачности среды, в том числе информационной, когда возникает максимальная величина транзакционных издержек, например, это профессии брокеров, в том числе таможенных. В прозрачном мире, к которому стремится цифровая среда, стоимость транзакций должна снижаться, а следовательно, снизятся и доходы всех посредников. Постепенно функции таможенных брокеров полностью переместятся из сферы посреднических услуг в сферу юридического и документального сопровождения. С учетом возрастающего количества информации, например, эта профессия не исчезнет, а просто совместит юридическую, бухгалтерскую функцию и функцию делопроизводства.

 

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы